Нефть прежде всего

Выработанная в прошлом веке схема формирования стратегических нефтяных запасов лежит в основе мировой практики создания госрезервов любого другого вида сырья и продуктов

Выработанная в прошлом веке схема формирования стратегических нефтяных запасов лежит в основе мировой практики создания госрезервов любого другого вида сырья и продуктов

На сегодняшний день какого-то единого подхода к организации нефтяных резервов в мире нет — страны и группы стран создают их с различными целями, которые и определяют формы и функции этих резервов. Исключением здесь являются так называемые мобилизационные резервы — неприкосновенные запасы нефтепродуктов для нужд армии. Большинство стран, имеющих резервы, являются нетто-импортерами нефти, и такие резервы можно определить как стратегические импортозамещающие резервы добытой нефти. В совокупности они могут быть стабилизирующим механизмом для всей мировой экономики. При этом не всякие резервы можно отнести к стратегическим, создающимся как постоянно действующая система защиты от нефтяной зависимости.

В мировой практике можно выделить три подхода к стратегическому резервированию нефти и нефтепродуктов: резервирование может осуществляться непосредственно государством, специально созданными организациями-агентствами и наложением обязательств по резервированию на нефтяные компании.

В ряде стран резервы являются собственностью государства и полностью им контролируются. Преимущество такого принципа касается в основном механизма принятия решений: возможность оперативного реагирования на ситуацию, абсолютная прозрачность с запасами, возможность избежать вмешательства в деятельность частных компаний. Главным недостатком государственных резервов являются большие бюджетные затраты на их создание и поддержание, необходимость содержания всего аппарата специального ведомства. Государственные резервы имеются у США, Японии, Германии, Италии, Ирландии и некоторых других стран. Они составляют 26% всех стратегических нефтяных резервов стран-членов IEA (Международное энергетическое агентство).

Частные резервы

Резервы специальных организаций схожи с государственными в том, что они хранятся отдельно от коммерческих запасов, подпадают под те же законодательные процедуры и учет. В принципе, они также находятся под государственным контролем, но от государственных такие резервы отличаются тем, что ими управляют спецагентства, которые создаются предприятиями с участием или без участия государства. Такая форма выгодна обеим сторонам: компании освобождаются от непосредственного исполнения обязательств по резервированию и связанных с этим организационных хлопот, а у государства есть уверенность, что оно имеет достоверные данные о резервах и может ими воспользоваться, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность компаний. Такие резервы есть в Германии, Дании, Франции, Нидерландах, некоторых других странах.

Государство может также обязать компании нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора содержать запасы в соответствии со специальным законодательством об обязательном резервировании. Для государственного бюджета это самый дешевый способ, однако его недостатки очевидны: ограниченная возможность контролировать выполнение требований, риск недостоверности информации о запасах, вмешательство в хозяйственную деятельность компаний, на баланс которых эти обязательства ложатся дополнительным грузом. Тем не менее — это достаточно распространенный способ создания резервов. Из 26 стран-членов IEA только страны-экспортеры (Канада и Норвегия), а также США, Австралия и Новая Зеландия не имеют законодательства об обязательном резервировании компаниями.

Принципиальным вопросом при создании резервов является также, что именно резервировать — нефть или нефтепродукты. Выбор здесь зависит от многих экономических и геополитических факторов. Обобщенно можно сказать, что преимущества сырой нефти как стратегического резерва заключаются в меньших расходах на хранение и большей гибкости в управлении ситуацией — с точки зрения возможности переработки в нужный продукт. Хранение исключительно или в основном сырой нефти целесообразно, например, в США, где хорошо развита транспортная система, имеются большое количество НПЗ и природно-технологические возможности для сохранения нефти без потери ее качества.

Для другой страны более предпочтительной может оказаться система распределенных по всей территории складов готовых нефтепродуктов, которые могут быть немедленно доставлены потребителю. Например, Франция и Германия начали создавать резервы нефтепродуктов еще в начале прошлого века. Но хранилища для нефтепродуктов более дороги и в строительстве, и в содержании. Кроме того, требуется постоянная ротация самих запасов. Поэтому в последнее время имеет место тенденция к увеличению доли сырой нефти в стратегических резервах стран.

Стратегические резервы добытой нефти в мире

Страна, регион

Резерв, млн. баррелей

США

563

Япония

321

Германия

55

Европейские страны-члены ОЭСР (включая Германию)

325

Азиатские страны-члены АТЭС (т. н. "Азиатская семерка")

370

Источник : U.S.Department of Energy