Нефть с высоким содержанием стали

Мифический нефтепровод "Джейхан — Самсун" начинает приобретать материальные очертания. Госкорпорация "Укрзакордоннафтогазбуд" заявила о том, что финансировать масштабный проект готова немецкая сталелитейная компания Thyssen Krupp, и закупка оборудования д
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Мифический нефтепровод "Джейхан — Самсун" начинает приобретать материальные очертания. Госкорпорация "Укрзакордоннафтогазбуд" заявила о том, что финансировать масштабный проект готова немецкая сталелитейная компания Thyssen Krupp, и закупка оборудования для проекта может начаться уже нынешним летом. Неожиданная готовность выделить более $9 млрд. на проект компании, которая не занимается нефтяным бизнесом, может объясняться желанием получить рынок сбыта трубной продукции под строительство нефтепровода. Что же касается технических и экономических аспектов работы трубопровода, они на сегодня более чем туманны

Сказать, что реанимация проекта строительства нефтепровода по территории Турции, который 20 лет оставался несбыточным мифом, стала неожиданной — не сказать почти ничего. Даже нефтепровод "Одесса — Броды", который долгое время находится "в одном шаге" от начала реализации, никогда не создавал столь яркий информационный повод.

О готовности известной компании Thyssen Krupp, входящей в десятку крупнейших сталелитейных предприятий мира, профинансировать проект строительства нефтепровода "Джейхан — Самсун" мощностью 100 млн. тонн в год, реверсного нефтепровода "Самсун — Джейхан", а также солидного танкерного флота общим водоизмещением 1,5 млн. тонн и даже НПЗ мощностью 15 млн. тонн в год, заявил на пресс-конференции глава государственной корпорации "Укрзакордоннафтогазбуд" Иван Дадиверин.

Финансирование в баснословном объеме $9,3 млрд. осуществит, по словам Дадиверина, уже сформированный консорциум банков, также подконтрольных Thyssen Krupp, без каких-либо государственных гарантий как со стороны Турции, так и Украины. Их получателем выступит компания, которую учредят "Укрзакордоннафтогазбуд", турецкая госкомпания Боташ и инвестор. Такой консорциум будет создан уже в апреле, а на следующей неделе представители инвестора планируют встретиться ни много ни мало с президентом Украины для расстановки окончательных акцентов. Несмотря на довольно детальный рассказ главы украинской компании, проект оставил массу вопросов. Прессе так и не удалось узнать, какие документы на сегодня подписаны. Ясно одно — пока что это только устное согласие Thyssen Krupp. Наличие протокола о намерениях или контракта г-н Дадиверин не подтвердил. Возможно, белые пятна в истории столь масштабного проекта вызваны долгим отсутствием какой-либо информации о нем.

Хорошо забытое старое

Напомним, что в 1997 году правительства Украины и Турции подписали соглашение о перекачке иракской нефти в объеме 25 млн. тонн в год из Джейхана в Самсун. В том же году турецкое правительство ратифицировало этот договор, но украинская сторона при этом исключила из документа статью, где речь шла о правительственных гарантиях Украины на прокачку указанных объемов нефти. Тогда бытовало мнение, что отсутствие госгарантии и затормозило проект. Сейчас, как говорит Дадиверин, инвестор проекта не требует никаких гарантий. Оператором освоения многомиллардных средств выступит "Укрзакордоннафтогазбуд" как генподрядчик проекта. Парадоксально, что $9,3 млрд. попадут в распоряжение компании, оборот которой, по словам самого же Дадиверина, за прошлый год составил всего $4 млн.

В 2003 году просочилась информация о возможной реанимации проекта, основным тормозом которого, как и других проектов подобного масштаба, стало отсутствие подходящего инвестора. Глава "Укртранснафты" Александр Тодийчук сообщил о решении Совета нацбезопасности и обороны Украины (СНБО) от 18 марта 2003 года относительно мер по транспортировке ближневосточной (иракской) нефти в Европу. СНБО решил рассмотреть возможность привлечения в этот проект европейских инвестиций. Проект поставок ближневосточной, в частности иракской нефти, по территории Украины в Европу (по нефтепроводу "Джейхан — Самсун", далее морем на терминал "Южный" и по нефтепроводу "Одесса — Броды") может быть реанимирован после окончания военных действий в Ираке, решил тогда СНБО.

Импульс развитию проекта "Джейхан — Самсун" дал визит Ющенко летом прошлого года в Турцию. Там президенты двух стран договорились о создании рабочей группы, которая за несколько месяцев подготовит технико-экономическое обоснование маршрута трубопровода "Джейхан — Самсун". Как утверждает Дадиверин, сегодня ТЭО готово, как и бизнес-план проекта. А его строительство может начаться во втором полугодии 2006 года и закончиться до 2009-го.

Туманность больших масштабов

Представить себе схему функционирования трубы и комплекса портово-танкерного хозяйства, особенно в привязке к поставщикам и потребителям нефти, на сегодня практически невозможно. Кроме инвестора и намерения о реализации проекта, на сегодня о нем известно мало. Г-н Дадиверин, правда, сказал, что есть договоренности от поставщиков нефти из Ирака и Сирии в объемах для полной загрузки трубопровода мощностью 100 млн. тонн в год. Вероятно, стимулом для них к участию в проекте может стать его экономическая привлекательность. По сравнению с действующими маршрутами доставки ближневосточной нефти в Европу, он позволяет сэкономить $19 на доставке тонны нефти.

Но хотя конкретные имена не обнародованы, главные загадки находятся далее на маршруте. Труба, которая протянется на 564 км по территории Турции, выведет в порт Самсун на Черном море, что позволит, по словам руководителей "Укрзакордоннафтогазбуда", транзитной нефти, конечный пункт назначения которой — Европа, обогнуть проблемный пролив Босфор. Далее по Черному морю нефть предполагается доставлять в Одессу. Затем, по словам будущих участников проекта, она должна частично попасть в Европу по нефтепроводу "Одесса — Броды", частично — осесть на украинских НПЗ. Кстати, организаторы проекта оперируют оптимистическими прогнозами (не уточняя, чьи они), гласящими, что к 2010 году Украина сможет перерабатывать до 45 млн. тонн нефти в год (сейчас — менее 20 тонн.)

"Укрзакордоннафтогазбуд" — является объединением государственных предприятий, которые осуществляют строительство и эксплуатацию нефтегазовых комплексов за рубежом. Корпорация, созданная постановлением правительства в марте 1997 года, объединяет более 15 предприятий

Однако, как известно, на сегодня максимальная технически возможная мощность "Одесса — Броды" — 14 млн. тонн нефти в год. То есть только такой объем может продолжить путь по трубе к европейским потребителям. Однако участников проекта это не пугает. Для того чтобы забрать часть нефти, и запланировано построить НПЗ мощностью 15 млн. тонн. Правда, что касается площадки, согласие еще не достигнуто. Обсуждаются варианты — Украины, Турции или даже Румынии. Кстати, другое направление, которое может "оттянуть" часть нефтепотоков — румынский порт Констанца мощностью 53 млн. тонн нефти в год. Вопросы остаются и на пути нефти после Брод — как известно, в Бродах труба обрывается. И хотя сейчас активизировались действия в отношении ее достройки до польского Плоцка, спрогнозировать сроки реализации затруднительно. Однако и этот момент якобы предусмотрен. Будущие учредители консорциума, по словам Дадиверина, готовы даже рассмотреть возможность профинансировать достройку по территории Польши. Кстати, они находят более предпочтительным вариант прокладывания трубопровода до польской Адамовой Заставы, который короче, чем до Плоцка, на 250 км, поэтому его достройка может обойтись дешевле. Сейчас Польша активно достраивает третью нитку диаметром 700 мм от Адамовой Заставы до Плоцка (в дополнение к двум действующим — диаметром 700 мм и 500 мм), которую можно использовать для дальнейшей транспортировки нефти, поступившей из Одессы в Адамову Заставу. На сегодня недостроенный кусок — всего 50 км, отметил Дадиверин. К слову, вариант продолжения "Одесса — Броды" до Адамовой Заставы рассматривало и ООО "Международное трубопроводное предприятие "Сарматия", созданное в июле 2004 года ОАО "Укртранснафта" и польским нефтетранспортным монополистом PERN.

Очевидно, что реализацию проекта "Джейхан — Самсун" следует координировать с процессами достройки "Одесса — Броды". Однако пока, насколько известно, участники этих проектов активно не взаимодействуют.

Российский след

Еще одним загадочным моментом в проекте нового нефтепровода "Джейхан — Самсун" является одна его составляющая — реверсивная труба "Самсун — Джейхан". Насколько стало понятно из объяснений руководителей "Укрзакордоннафтогазбуда", этот элемент попал в план будущей масштабной нефтетранспортной системы, исходя из интересов Турции разгрузить пролив Босфор. Предполагается построить три нитки трубопровода — две в направлении Самсуна, одну — в направлении Джейхана. Смысл этой составляющей проекта заключается в том, чтобы взять часть объемов экспортной нефти, которая из Новороссийска следует в Европу, через Босфор. Ее должен принять Самсун, перекачать в Джейхан и далее — в порты Средиземноморья. Организаторы проекта утверждают, что в нем должны быть заинтересованы российские компании. Потенциальный интерес со стороны Москвы к этому есть, утверждает Дадиверин, ссылаясь на предварительные переговоры с властями и нефтекомпаниями.

Трубные интересы

Следует отметить, что данный проект, как в свое время и трубопровод "Одесса — Броды", на этапе проектирования и строительства не имеет четких договоренностей с поставщиками и потребителями нефти. Согласование этого аспекта растянуло пуск украинской трубы в практическом направлении на несколько лет. Однако организаторы "Джейхан — Самсун" пока этим мало озабочены. Мотивы Thyssen Krupp, у которой на момент подготовки номера не удалось получить подтверждения о готовности профинансировать проект, могут лежать в плоскости получения контрактов на строительство трубопровода. Г-н Дадиверин отметил, что инвестор настаивает, чтобы при прокладке нефтепровода использовались трубы компании Манисма. По его словам, эта труба использовалась при прокладке нефтепровода "Дружба" в Карпатах и хорошо себя зарекомендовала в условиях высокогорья. Кроме того, немецкие верфи заинтересованы в получении заказов на строительство танкерного флота для компании, который должен быть сформирован, по пожеланию инвестора, из шести танкеров дедвейтом 150 тонн и шести — по 100 тонн. Причем г-н Дадиверин утверждает, что предлагал на рассмотрение и украинские судоверфи. Впрочем, поставщики оборудования будут определяться путем тендера, и, как запланировано, первые закупки оборудования должны начаться уже с июля 2006 года.

Таким образом, вырисовываются определенные экономические интересы ряда компаний, причастных к финансированию и реализации проекта. Единственным элементом цепи, о котором на сегодня ничего неизвестно, остаются конечные потребители нефти в Европе. Впрочем, возможно, договоренности и есть, просто участники проекта на сегодня предпочитают их не афишировать.