Нефтяникам жаль отдавать "льготное" топливо

В разгар посевной кампании аграрии бьют тревогу по поводу обеспечения "льготным" топливом, обещанным нефтекомпаниями. Последние отвергают обвинения в саботаже договоренностей, однако заявляют, что есть серьезные предпосылки для пересмотра цен

В разгар посевной кампании аграрии бьют тревогу по поводу обеспечения "льготным" топливом, обещанным нефтекомпаниями. Последние отвергают обвинения в саботаже договоренностей, однако заявляют, что есть серьезные предпосылки для пересмотра цен

Крестьяне и их государственный "куратор" — министр агрополитики Александр Баранивский — считают, что нефтяники в одностороннем порядке пересмотрели цены на "льготное" топливо, которое они в объеме 600 тыс. тонн должны поставить для нужд посевной в соответствии с подписанным с аграриями меморандумом.

По информации фермеров столичной области, они вынуждены покупать дизель по рыночным ценам. Операторы, определенные на местах для поставок дешевого топлива, не скрывают, что обещанной ранее цены — 2400 грн./тонна — ожидать не стоит. Теперь они готовы сотрудничать на несколько других условиях — топливо предлагается по 2800 грн./тонна. Более того, от сельхозпроизводителей требуется предоставление значительно большего пакета документов, чем раньше. Руководитель фермерского хозяйства Семен Васильченко рассказал, что пока он занимался сбором документов, ему предложили топливо по аналогичной цене в другом месте и вне всяких меморандумов. По словам фермера, его коллегам найти топливо по такой цене не удастся, поэтому они продолжают заниматься бумажной волокитой.

Однако министр А. Баранивский не теряет надежды, что нефтяников удастся убедить в необходимости сохранения цен на уровне первоначальной договоренности. В комментариях "Инвестгазете" он сказал, что нефтретрейдеры умышленно затягивают время поставок. Министр подчеркнул, что не все нефтяники официально уведомили министерство и аграриев об изменении условий поставок, хотя ему из прессы известно о предлагаемой ими цене — 2800 грн./тонна. Чиновников МинАПК удивляет, что за двухмесячное действие договоренностей количество поставленного дизтоплива не соответствует запланированному. В начале прошлой недели, как утверждает министр, нефтяники отпустили аграриям всего 13% от согласованного объема топлива. Поэтому он не исключает возможности тайного сговора между операторами рынка нефтепродуктов.

"По другую сторону баррикад" утверждают следующее: 24 марта в Минтопэнерго с участием министра Ивана Плачкова состоялось совещание производителей, на котором нефтяники сообщили, что экономика производства не позволяет продавать аграриям дизель по цене 2400 грн., и предложили новую — 2800 грн. за тонну. По информации директора по коммерции и производству ООО "ТД ТНК-Украина" Феликса Лунева, после этого отгрузки дизтоплива по цене 2400 грн. действительно были прекращены. Как он сообщил, селяне могут приобрести необходимые объемы топлива без каких-либо ограничений по цене 2800 грн., которая значительно ниже рыночной. Кстати, по состоянию на 6 апреля ТД "ТНК-Украина" отгрузил аграриям 22,225 тыс. тонн дизельного топлива. В торговом доме подчеркивают, что сельхозпроизводители покупают топливо по цене 2800 грн. — при рыночной его стоимости 3325 грн. цифра 2800 грн. абсолютно конкурентна.

Нефтяники также обращают внимание на тот факт, что в меморандуме четко прописано: цена 2400 грн. за тонну дизеля фиксируется при условии, что не изменится курс валют, и стоимость нефти не вырастет более чем на 20%. "Сегодня мы видим, что цена нефти для украинских НПЗ выросла на 25% — с $240 в марте до $300 в апреле. Очень жаль, что вместо взаимодействия МинАПК постоянно ищет повод для конфронтации", — сетуют в ТД "ТНК-Украина".

Еще в одном из крупнейших НПЗ — ЗАО "Укртатнафта" — также уверены, что в ситуации, сложившейся на рынке нефтепродуктов Украины, повышение цены на льготное дизельное топливо для аграриев неизбежно. "Цена дизтоплива практически соответствует закупочной цене на нефтяное сырье", — говорят на заводе.

Естественно, все нефтяники в один голос отвергают обвинения в ценовом сговоре и утверждают, что для подорожания дизеля были объективные причины. Пытавшийся разобраться в ситуации Антимонопольный комитет не нашел достоверных подтверждений сговора между операторами нефтерынка. По мнению АМК, сегодня существует ряд объективных причин для подобной ценовой динамики.