Негосударственные пенсионные фонды. Банки выходят на пенсию

Сдержанно-скептическое отношение банков к рынку "пенсионных" средств говорит о том, что пока доходы от управления этими средствами ни в какое сравнение не идут с заработками банков на рынке депозитов или кредитования
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сдержанно-скептическое отношение банков к рынку "пенсионных" средств говорит о том, что пока доходы от управления этими средствами ни в какое сравнение не идут с заработками банков на рынке депозитов или кредитования

Украинские банкиры пока не торопятся осваивать рынок пенсионных накоплений. Из 166 банков лишь 10 создали негосударственные пенсионные фонды и вывели их в люди, тем самым обозначив свое присутствие на этом рынке.

Дорого, но перспективно

"Существуют две причины слабого развития банковской пенсионной розницы. Первая — работать с открытым рынком достаточно дорого. Требуется создание обширной филиальной сети, содержание агентской сети, поддержка работы больших клиентских служб. Привлечение средств от корпоративных клиентов обходится значительно дешевле. Вторая причина — население плохо информировано о возможностях НПФ. Поэтому спрос на услуги негосударственного пенсионного фонда не такой уж высокий. Проведение разъяснительной кампании в масштабах страны стоит очень дорого, и ни один банк сейчас это не потянет", — считает финансовый аналитик Александр Носик.

"Подобные программы являются стратегическими и имеют очень большой срок окупаемости. Для реализации таких проектов необходимы крупные стартовые инвестиции. Вместе с тем доходность их оставляет желать лучшего. На сегодняшний день рынок пенсионных накоплений носит для украинских банков скорее стратегический, нежели прикладной характер: сейчас нет недостатка в более ликвидных, высокодоходных и краткосрочных проектах", — комментирует управляющий Киевской областной дирекции Укрсоцбанка Андрей Онистрат.

Впрочем, говорить о том, что это направление не развивается, тоже неверно. Большинство крупнейших банков за последнее время начали активно предлагать свои услуги физическим лицам через собственные пенсионные фонды. Но в основном это сотрудники корпоративных клиентов, а не физические лица "с улицы". Впрочем, по мнению самих же банкиров, клиенты с улицы тоже интересуются такими продуктами. Другое дело, что спрос с их стороны пока еще весьма невелик, чтобы банки делали ставку в своей работе исключительно на таких клиентов.

"Для развития розничной сети требуется привлечение значительного количества ресурсов, особенно финансовых и людских. Необходимо создать специальную структуру, которая будет заниматься этим направлением (агентскую сеть, систему филиалов и представительств и т. п.). При этом велик риск неокупаемости либо очень большого срока окупаемости инвестиций, вложенных в такой проект. Это является одной из главных причин, по которым акцент делается на привлечении средств клиентов на депозиты и потребкредитование", — рассказал "Инвестгазете" банкир, пожелавший остаться неназванным.

Имиджевый эффект

Пока же работа украинских банков на пенсионном рынке осуществляется по другой модели: они привлекают средства от пенсионеров на льготных условиях. По словам главы правления Диамантбанка Александра Рыбалкина, банки сегодня предлагают три основных продукта, ориентированных на пенсионеров. "Прежде всего, это платежная карточка, на которую перечисляется пенсия. Как правило, она предусматривает повышенный процент платы по остатку. Если в стандартной карточке он составляет 0,5-4,5%, то по пенсионной — 12-18%. Во-вторых, депозит с повышенным процентом, к которому предлагается бонус в виде дополнительной услуги: бесплатного оформления завещания либо бесплатного выпуска карточки; и в-третьих, текущий счет с предусмотренной повышенной процентной ставкой", — говорит банкир.

Однако если задаться вопросом, что движет сегодня банки в создании НПФов, эксперты называют три момента. Прежде всего, это материальная заинтересованность, во-вторых, возможность застолбить место в надежде на то, что пенсионный рынок будет набирать обороты, и последнее — имиджевый фактор. Правда, если ранжировать эти факторы по степени влияния, то на первое место, по мнению банкиров, выйдет именно имиджевый фактор.

"С финансовой точки зрения такое сотрудничество пока оказывается для банков не очень выгодным. Дело в том, что компании по управлению активами не держат деньги на счетах в банках, и даже если какое-то время они "сидят на деньгах", то это — пока не такие уж крупные суммы, которые в состоянии принести банку значительные прибыли", — говорит Александр Носик.

"Безусловно, с развитием НПФ банки будут заинтересованы в совместном сотрудничестве, — считает Александр Рыбалкин. — Развиваясь, НПФы аккумулируют огромные суммы денег и будут вынуждены зарабатывать, чтобы содержать себя и совершать выплаты клиентам — тогда выходом будет размещение депозитов в банках. Кроме того, НПФ для банков — это более дешевый источник ресурсов по сравнению с физическими и юридическими лицами. Если проценты по депозитам для физических лиц составляют 12-16%, то прогнозированные выплаты по вкладам в НПФ составят 5-7%".

"Негосударственные пенсионные фонды в ближайшее время начнут активно наращивать размеры активов и количество участников (это объективный процесс). Не имея в линейке своих продуктов такой инструмент, как НПФ, у банков может возникнуть ситуация, когда их корпоративные и частные клиенты будут обращаться в НПФ их конкурентов. Кроме того, НПФ — это накопитель больших длинных ресурсов, и они будут интересны банкам как покупатели долговых бумаг как самих банков, так и тех компаний, для которых банки являются андеррайтерами. Но здесь, конечно же, не стоит забывать о строгой диверсификации направлений вложений активов НПФ", — считает руководитель отдела маркетинга и продаж Parex Asset Management Ukraine Константин Гришко.