Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

"Необходимо ставить перед собой достижимые цели", — считает генеральный менеджер "Фабрики Квазар-Микро" Александр Бобарчук

Составление инвестиционного плана — процесс достаточно формализованный, однако может иметь и свои особенности. По мнению руководства "Фабрики Квазар-Микро", главной характеристикой инвестплана должна быть его реалистичность. Кроме того, очень важно, чтобы

Составление инвестиционного плана — процесс достаточно формализованный, однако может иметь и свои особенности. По мнению руководства "Фабрики Квазар-Микро", главной характеристикой инвестплана должна быть его реалистичность. Кроме того, очень важно, чтобы он учитывал позиции и пожелания обеих сторон. Именно из этого исходил топ-менеджмент предприятия, привлекая в качестве инвестора ЕБРР. Изучив предложение потенциального заемщика, банк выделил $8 млн. на реализацию проекта создания фабрики по производству компьютеров

— Александр Антонович, расскажите, пожалуйста, как ваша компания пришла к необходимости привлечения инвестиций?

— Корпорация "Квазар-Микро" существует с ноября 1990 года. Свое производство компания открыла в 1995 году. Это был сравнительно небольшой цех площадью около 200 кв. м, в котором изготавливались компьютеры. В середине 2002 года стало ясно, что для удовлетворения растущего спроса имеющихся производственных мощностей недостаточно. Поэтому было решено привлечь инвестиции для развития производственного направления. При этом нужно понимать, что расходы на постройку производственного здания, его оснащение системами кондиционирования и отопления, закупку оборудования составляют лишь часть затрат, причем далеко не большую. Значительная часть инвестиций направляется на обеспечение предприятия оборотным капиталом.

Проектная производственная мощность предприятия составляет 200 тыс. персональных компьютеров в год. Общая площадь производственного комплекса — 4000 кв. м. "Фабрика Квазар-Микро" обладает наиболее развитой сетью сервисных центров — на сегодня это 60 точек присутствия, где обслуживаются клиенты Фабрики на всей территории Украины.

— Сколько времени ушло на проведение переговоров и во что вкладывались средства? Чего удалось достичь за время работы Фабрики?

— Разработка проекта "Фабрика Квазар-Микро" осуществлялась за рекордно короткие сроки — время от даты начала переговоров с ЕБРР до момента открытия Фабрики составило девять месяцев. На протяжении всего этого времени руководство корпорации вело переговоры с Европейским банком реконструкции и развития на предмет привлечения инвестиций банка в развитие собственных производственных мощностей. В разработке проекта "Фабрика Квазар-Микро" принимали участие профессиональные менеджеры проектов, финансовые эксперты, инженеры и технологи. В результате общих усилий проект был осуществлен — торжественное открытие Фабрики состоялось 22 апреля 2003 года.

— Расскажите, какие виды инвестиций привлекались для развития и расширения "Фабрики Квазар-Микро"?

— Инвестиции в производственный проект "Квазар-Микро" носили комплексный характер. Часть инвестиций (около 60%) поступила из внешних источников в виде займов ЕБРР, остальные 40% были денежными средствами самой корпорации.

— О какой сумме шла речь на переговорах между правлением корпорации "Квазар-Микро" и представителями ЕБРР?

— Порядок предоставления заемных средств носит траншевый характер, т. е. по мере роста производства увеличивается и потребность в рабочем капитале, которую обеспечивает банк. Совместный проект с ЕБРР рассчитан на семь лет.

— В каком формате готовился бизнес-план и каковы его особенности?

— Первоначально на рассмотрение ЕБРР был подготовлен концепт-план, далее — подробный бизнес-план проекта, включающий оценку рыночных возможностей и финансовую модель, которая также проверялась и утверждалась специалистами Европейского банка.

С нашей стороны в проекте участвовала профессиональная команда финансистов, которые оценивали инвестиционную привлекательность и выполняли финансовое моделирование проекта на несколько лет вперед. В процессе планирования для оценки чувствительности выбранной финансовой модели проекта было рассмотрено несколько сценариев с различными входными параметрами (загрузка производственных мощностей, изменения конъюнктуры рынка, затраты на продвижение и сбыт продукции и др.).

С точки зрения анализа оценки эффективности инвестиций и рисков рассчитывались стандартные показатели, такие как NPV, IRR, Discounted cash flow и т. д. В процессе реализации проекта важно следовать разработанному и согласованному с ЕБРР плану. Используя финансовое моделирование, мы прежде всего следим за нормой и динамикой всех финансовых показателей и коэффициентов, таких как, например, Debt Service Coverage Ratio, Debt to Equity Ratio, Current Ratio и др.

Разработанная и утвержденная финансовая модель Фабрики наглядно показала необходимый к привлечению размер инвестиций для выполнения запланированных показателей.

— Пользовалась ли корпорация при разработке инвестплана услугами какой-либо консалтинговой компании?

— Проект разрабатывался собственными силами. В разработке принимала участие группа из десяти человек. Разработка же проекта здания, коммуникаций и специфического оборудования поручалась сторонним профильным специалистам.

— На протяжении какого периода для "Фабрики Квазар-Микро" был разработан инвестиционный план?

— Условно можно считать, что инвестиционный план был разработан и принят за девять месяцев. По мнению самого банка, это рекордный срок разработки и внедрения столь сложного проекта, коим является "Фабрика Квазар-Микро".

— Как ваша фабрика нашла такого инвестора? Ведь не каждое предприятие, которое хочет привлечь инвестиции, может заинтересовать ЕБРР. Насколько жесткие требования у банка к заемщикам по подаче документов?

— Сотрудничество "Квазар-Микро" и ЕБРР имеет давние исторические корни. Так, именно "Квазар-Микро" выступила техническим партнером собрания ЕБРР, проходившего в Киеве в 1995 году. При получении кредита на реализацию своего производственного проекта корпорация "Квазар-Микро" работала с ЕБРР напрямую, без посредников.

Что касается требований банка относительно предоставления документации, то мы подали информацию о деятельности корпорации, объемах производства, также были предоставлены финансовые отчеты за последние годы и бизнес-план корпорации. Это далеко не полный список необходимых документов, которые требует ЕБРР. Но главное для банка — это реальный план. Больше ничего особенного наши партнеры из Европейского банка реконструкции и развития не потребовали. Все уточнения и изменения в инвестиционный план вносились по обоюдному согласию сторон. Со своей стороны хочу добавить, что планка работы с такой организацией, как ЕБРР, очень высока, но тем не менее банк отметил профессиональный уровень членов проектной команды. Кроме того, для нас это был уникальный опыт сотрудничества.

— Какие сложности возникли у руководства корпорации при разработке инвестиционного плана и что бы вы в этой связи посоветовали?

— Для реализации задачи необходимо ставить перед собой достижимые цели. Исходя из нашего опыта, реалии не всегда таковы, какими их хотелось бы видеть. Так, например, в прошлом году политические события в Украине существенно повлияли на спрос, соответственно упали объемы производимой продукции.

— Какие объемы выпуска продукции были указаны в инвестиционном плане, и какой отметки достиг этот показатель в прошлом, 2004 году?

— Объемы выпуска продукции в инвестиционном плане были указаны реалистичные. Для начала был проведен маркетинговый анализ украинского рынка: его емкость, темпы роста и др. Эти параметры учитывались в инвестиционном плане.

"Фабрика Квазар-Микро" существует уже два года, планомерно наращивая объемы производства, расширяя модельный ряд выпускаемых настольных и портативных ПК, рабочих станций, серверов, дисковых массивов. Совсем недавно мы представили первый украинский медиацентр.

Сегодня рынок растет и развивается более высокими темпами, чем год назад. В 2005 году он демонстрирует 20%-ный рост, что превышает прошлогодние показатели. Соответственно, мы надеемся на дальнейшее развитие нашей фабрики и увеличение объемов производства выпускаемой продукции, а также на удерживание лидирующих позиций на рынке в качестве национального производителя компьютерной техники.