Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Необходимое зло

Крупнейший в мире автомобильный концерн General Motors Corp. закрывает 12 заводов и сокращает штат на 30 тыс. сотрудников. Только таким образом GM сможет сократить убытки и удержать конкурентные позиции на мировом рынке автомобилестроения

Крупнейший в мире автомобильный концерн General Motors Corp. закрывает 12 заводов и сокращает штат на 30 тыс. сотрудников. Только таким образом GM сможет сократить убытки и удержать конкурентные позиции на мировом рынке автомобилестроения

"Решение, о котором мы объявили, было трудно принять, но оно является необходимым для GM, чтобы расходы компании соответствовали расходам основных конкурентов", — говорит исполнительный директор компании Рик Вагонер.

Примечательно, что еще год назад крупнейший в мире производитель автомобилей чувствовал себя довольно уверенно. Концерн закончил 2004 год с чистой прибылью $2,8 млрд., выпустил 9,1 млн. автомобилей, тогда как за три квартала 2005 года получил убытки в размере $3,8 млрд.

GM закрывает заводы в США и Канаде — в Доравилле (штат Джорджия) и Лансинге (штат Мичиган), Оклахоме, Спринг Хилле, Теннесси и в Ошаве (Канада). Кроме того, GM закрывает заводы по производству двигателей в штатах Онтарио и Мичиган. Азиатские и европейские дочерние компании GM могут не волноваться — изменения их не коснутся.

Как ожидается, большинство предприятий будет закрыто уже к следующему году. После прекращения работы 12 заводов производственные мощности GM сократятся на 30% — до 4,2 млн. автомобилей и грузовиков к концу 2008 года.

Глухой угол

Положение американского автомобильного лидера осложнили рост цен на бензин и жесточайшая конкуренция на мировом автомобильном рынке. Концерн несет непозволительно высокие операционные издержки — за девять месяцев 2005 года они достигли $40 млрд. В том числе и из-за простаивания части производственных мощностей, загруженных лишь на 75%.

Именно поэтому выход из кризиса компания начала с сокращения расходов. И не случайно, что именно в Северной Америке. Деятельность GM там убыточна, поскольку расходующие много топлива внедорожники не оправдали надежд и не пользуются спросом у покупателей. Эксперты отмечают, что позиции GM пошатнуло и банкротство компании-поставщика для автомобилей GM запчастей — Delphi, которая изымала из оборота GM субсидии в размере $6 млрд.

Плохую службу компании сослужило и недостаточное внимание к сбытовой политике. Налаженная система сбыта продукции GM на американском рынке в последние годы фактически отсутствовала. Это "ударило" по имиджу элитных марок компании — Chevrolet, Cadillac, Buick. Сложная ситуация со сбытом продукции сложилась не только в США, но и в России. Исправлять ситуацию уже принялось российское представительство GM. Оно намерено увеличить объем продаж автомобилей Chevrolet в России в 3,6 раза, чтобы дойти до уровня продаж 80 тыс. авто в год. Но на этом планы представителей концерна в России не заканчиваются, поскольку ставка делается на марку Opel. Компания на 23% увеличила планы по сбыту на российском рынке автомобилей марки Opel до — 15 тыс. единиц.

Повторение прошлых уроков

GM уже сократила объем производимой продукции на миллион единиц и планирует идти этой же дорогой. К 2008 году выпуск автомобилей компании снизится еще на 20% — до 4,2 млн. авто в год. Такой шаг сможет помочь GM сократить операционные издержки на $7 млрд. уже в 2006 году.

Закрытие заводов вынудит General Motors Corp. пойти на такой непопулярный шаг, как масштабные сокращения. Который, кстати, тоже влетит производителю в копейку. Представители одного из отраслевых профсоюзов уже опекаются судьбой уволенных работников и настойчиво напоминают руководству концерна о выплате компенсаций.

Массовые сокращения, планируемые GM, уже принесли желаемый результат немецкому Opel, который прошел через подобное испытание. Спустя год после внедрения программы санации немецкое дочернее предприятие GM — Opel — возвращается в зону прибыльности. Как стало известно немецкому изданию Handelsblatt, уже в этом финансовом году компания выйдет на уровень безубыточности. Заводы Opel в Рюссельхайме и Бохуме (Германия) приносили миллиардные убытки с 1999 года. Год назад даже возникла угроза их закрытия. Однако многочисленные забастовки и старания отраслевого профсоюза IG-Metal не позволили материнскому концерну это сделать. Ценой выживания стало сокращение 9 тыс. сотрудников.

Но не все так хорошо у GM в Европе. Общую европейскую картину портят убытки шведской SAAB в размере 300 млн. евро. А поскольку уже второй год в концерне не составляется раздельная отчетность по европейским подразделениям, достижения немцев нивелируются проблемами шведов.

GM намерен активно использовать опыт, полученный при выходе из кризиса Opel. Исполнительного директора GM в Европе Гендерсона уже хотят видеть среди топ-менеджеров концерна в США. За полтора года в Европе он снискал репутацию хорошего кризис-менеджера. Именно благодаря программе Гендерсона, предусматривающей сокращения персонала, замораживание зарплат, отмену надбавок, удалось сэкономить $500 млн. Это позволило не только гарантировать существование завода Opel как минимум до 2010 года, но и начать отвоевывать утраченные позиции на рынке (c 1997 года доля Opel на немецком рынке сократилась с 15,5 до 10,2%). Ответственный пост в правлении концерна Гендерсон может занять уже в январе.