Незапятнанная репутация

Этот фактор может стать решающим при проведении факторинговых операций. Факторинг для украинских компаний все еще остается скорее неким экономическим термином, нежели реальной услугой. Массового распространения факторинг не получил как по причине неосведо

Этот фактор может стать решающим при проведении факторинговых операций. Факторинг для украинских компаний все еще остается скорее неким экономическим термином, нежели реальной услугой. Массового распространения факторинг не получил как по причине неосведомленности клиентов о преимуществах такой операции, так и ввиду слабого развития факторинговых услуг. Наиболее крупными игроками на этом рынке пока выступают банки. Своим опытом в этой сфере делится первый заместитель главы правления АО "Индэкс-банк" МИХАИЛ ВЛАСЕНКО

— Кто работает сегодня на рынке факторинговых услуг? Насколько участники рынка конкурируют между собой и каковы их финансовые возможности?

— Рынок факторинга в Украине за последние два года стал набирать значительные темпы роста. Если раньше услуги факторинга и предоставлялись некоторыми банками, то это был факторинг, который очень отличался от классического, то есть от того, который существует в развитых странах. В мировой практике факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности в сочетании с информационным, бухгалтерским, страховым, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.

Сегодня классический факторинг широко предлагают всего несколько крупных банков Украины. Его доля в кредитном портфеле банковских учреждений страны составляет всего около 0,25% , но она постепенно увеличивается. Основные виды факторинга, который предлагается на отечественном рынке, — это факторинг с регрессом без залога либо с залогом.

Сдерживают развитие факторинга в Украине отсутствие отлаженной факторинговой технологии, необходимого программного обеспечения, опытного персонала, возможности проведения тщательной проверки дебиторов, а также четкого понимания сущности факторинга и выгод от использования данной услуги у потенциальных клиентов.

— В каких случаях компаниям выгодно пользоваться факторингом, и какие это компании?

— Потенциальные клиенты — это в основном поставщики потребительских товаров: продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, табачных изделий, компьютеров, оргтехники, бытовой техники, фармацевтических препаратов, строительных материалов, автозапчастей, косметики, парфюмерии и т. д. Также факторинг используется компаниями, которые специализируются на телекоммуникативных, транспортных, полиграфических, туристических, рекламных и других услугах, в том числе тех, за предоставление которых взимается абонентская плата.

Схема факторингового обслуживания довольно проста: клиент-поставщик передает факторинговой компании или банку (фактору — авт.) свои денежные требования к покупателям (задолженность по оплате). Фактор выплачивает до 90% от стоимости требования. После полного погашения задолженности покупателем выплачивается оставшаяся сумма. Это удобный и выгодный способ расчетов для юридических лиц и частных предпринимателей, которые осуществляют постоянные операции купли-продажи товаров или услуг на условиях отсрочки платежа.

Факторинговая компания/банк, покупая долг, фактически становится кредитором получателя товара. Но последний при этом не платит проценты, за то, что он позже рассчитывается со своим поставщиком. С помощью факторинга, продавая товар с отсрочкой платежа, компания-продавец получает большую часть выручки сразу от нас, независимо от фактической оплаты покупателем. Таким образом, используя факторинг, поставщик превращает задолженность покупателя в "живые" деньги, пополняет оборотные средства, уменьшает риски, связанные с задержкой платежа, увеличивает товарооборот, а также получает возможность предложить покупателям более выгодные условия сотрудничества.

Факторинг также выгоден и для покупателя, поскольку позволяет ему получить отсрочку платежей, возможность увеличить объемы закупок в связи с получением более льготных условий оплаты, а также эффективней использовать оборотные средства.

Факторинговые операции упрощают планирование денежного потока и создают условия для динамичного развития предприятия, факторинг дает возможность без предоставления дополнительных гарантий и залогов получить финансирование, и единственной гарантией будут служить дебиторская задолженность или денежные средства, получаемые от покупателей. Кроме финансирования поставок, банк в комплексе осуществляет административное управление дебиторской задолженностью. Сотрудники банковского учреждения ведут всю необходимую документацию по расчетам с должниками и контролируют своевременную оплату поставок. Клиент регулярно получает информацию от банка о движении денежных средств, а также о текущем состоянии дебиторской задолженности.

— Кто является вашим клиентом — компания-продавец или покупатель? Чье финансовое положение вы изучаете в первую очередь?

— Нашим клиентом является компания-продавец, и в первую очередь мы начинаем изучать ее отношения с контрагентами-дебиторами. Финансовое состояние клиента может совершенно не учитываться, равно как и наличие кредитов в нашем банке или других финансовых учреждениях. Для нас важно проанализировать деловые связи поставщика с потребителем: как давно они работают, были ли у них проблемы во взаиморасчетах, как выполнялись договоры по поставкам. И в каждом случае мы определяем, на каких условиях мы будем с ними работать, сколько это будет стоить для поставщика, который к нам обратился.

— Чем отличается кредит от факторинга: оформлением документов, стоимостью, другими параметрами?

— Первое и наиболее существенное отличие: если бы клиент брал кредит в банке, то его финансовое состояние играло бы огромную роль. Факторинговая компания больше интересуется надежностью и репутацией контрагента.

Второе отличие — затраты при факторинге. Их можно разделить на материальные и нематериальные. К нематериальным можно отнести время, которого при получении кредита потребуется гораздо больше, нежели при факторинговых операциях. Объясняется это тем, что механизм факторинга более прост и требует предоставления гораздо меньшего пакета документов. Что касается материальных затрат, то от клиента не потребуется предоставление залога, и он не будет нести дополнительные расходы за оформление. Хотя в целом факторинг обойдется несколько дороже, нежели кредит. При этом клиенты должны помнить, что, воспользовавшись факторинговыми услугами, они смогут сэкономить на расходах и времени, необходимых для осуществления контроля над долгами покупателей и проведения переговоров с ними.

— Из чего формируется цена за факторинговые услуги?

— Как правило, плата состоит из двух частей: процентного дохода и комиссионного. Процентный доход начисляется на сумму финансирования поставки (с момента предоставления денежных средств по отгрузке до момента погашения долга), процентная ставка равна обычной ставке кредитования (от 19% годовых в гривне на сегодняшний день). Такой подход интересен клиентам тем, что не надо переплачивать за пользование денежными средствами в случае досрочной оплаты покупателями поставок. Также существует несколько видов комиссионных доходов (в некоторых случаях за рассмотрение пакета документов и установление лимита, за предоставление услуг факторинга и за управление дебиторской задолженностью), размер которых обсуждается индивидуально с клиентом и зависит от многих факторов. Средний уровень расходов клиента по факторинговым услугам составляет 1,5-2% от суммы сделок в месяц.

— Бывают ли злостные неплательщики, и как вы можете на них повлиять?

— Сначала обращаемся к нашему клиенту-поставщику с вопросом: "С кем вы работаете?" (шутка). Ну а если серьезно, то сейчас мы более активно работаем по факторингу с регрессом. Это означает, что если контрагент нашего клиента не рассчитается с нами, мы сможем эти деньги получить с него (клиента) обратно. В случае работы с клиентом по факторингу без регресса банк самостоятельно проводит комплекс мероприятий по взысканию с покупателя просроченных долгов.

— Может ли компания отказать в факторинге, и в каких случаях?

— Мы рассматриваем все заявки, в то же время не особенно интересными для нас являются организации, которые желают работать с нами на разовой основе. Кроме того, есть ряд формальных параметров, по которым мы оцениваем клиентов. Например, смотрим, как долго работает компания, есть ли у нее собственное производство, торговые площади и прочее. Понятно, что ради небольшой суммы компания не станет рисковать тем, что так тяжело создавала.

Обычно к факторингу не принимаются просроченная дебиторская задолженность, а также право требования долга по контрактам, предусматривающим бартерные операции, производство на давальческих условиях, расчеты ценными бумагами, расчеты по завершению этапов работ, которые требуют особенной сертификации или утверждения качества с третьей стороны.

Для определения того, по какому виду факторинга (с регрессом или без регресса) работать с клиентом, а также какие поставки и в каком размере авансировать, фактор в первую очередь анализирует дебиторов, но при этом использует информацию, предоставленную клиентом.

— Какие сложности и проблемы могут возникнуть во взаимоотношениях факторинговой компании, клиента и его контрагента?

— Некоторые сложности могут возникнуть по факторинговому обслуживанию дебиторской задолженности со сроком погашения более 90 дней, а также дебиторов, которые одновременно являются кредиторами поставщика или не имели платежной истории по расчетам с поставщиком. Но клиентам, желающим передать на факторинг такую дебиторскую задолженность, банк не отказывает, а предлагает на первые три месяца сотрудничества индивидуальные виды факторингового обслуживания, которые могут отличаться от стандартных условий, например, с предоставлением залога либо установлением лимита финансирования.