Никому не нужны

Украинское судостроение идет ко дну.

Украинское судостроение идет ко дну.

На протяжении двух последних лет заказы на мировом судостроительном рынке превышают 100 млн. тоннажа, а до 2010 года предполагается их сохранение на уровне 60 млн. Основные мировые верфи обеспечены заказами на ближайших семь лет. Но судовладельцы в своих поисках обходят Украину стороной. По данным журнала Fairplay Solutions, на 1 августа 2006 года в мировом портфеле заказов значились контракты на постройку 6158 судов, из них 4938 грузовых коммерческих судов дедвейтом 262,659 млн. тонн. Объем производства на украинских верфях за 9 месяцев 2006 года составил 16 единиц. По данным Министерства промышленной политики Украины, портфель заказов украинских предприятий во втором полугодии увеличился на 11 единиц флота и составил 46 единиц. Видимо, для того, чтобы хоть как-то скрасить статистику гибели украинского судостроения, министерство приводит показатели роста объемов производства в отрасли в денежном эквиваленте стоимости заказов, между тем как во всем мире объемы выпущенной судостроением продукции принято измерять в дедвейтах (dwt). Обладая огромным потенциалом в области судостроения, Украина, тем не менее, все меньше и меньше ассоциируется с судостроительной страной.

Отсутствие стабильного финансирования, старение основных фондов предприятий, неэффективный менеджмент на ряде из них не позволяют использовать потенциал отрасли. Вынужденное перепрофилирование судостроения в 90-х годах с выполнения военных заказов на выпуск гражданских судов не лучшим образом сказалось на объемах производства и номенклатуре выпускаемой продукции. Если раньше украинские предприятия выпускали крупнотоннажные суда и корабли водоизмещением свыше 100 тыс. тонн, то за годы независимости самым крупным судном, построенным в Украине, стал балкер "Киев" дедвейтом 70 тыс. тонн.

Отдать швартовы


Якорь отрасли

Финансирование отрасли

Льгот больше нет


Кредит никто не даст


На многих предприятиях отрасли стоимость основных фондов не отвечает залоговым требованиям банков при получении кредитов на производство. Средний срок эксплуатации оборудования в отечественном судостроении составляет 50 лет. Из-за необходимости отвлекать оборотные средства на погашение задолженности модернизация практически не производится. По данным отраслевых СМИ, средний показатель трудоемкости переработки 1 тонны металлоконструкций в Украине сегодня превышает (в основном из-за отставания в технологическом оснащении) среднемировой уровень в 2-2,5 раза с перспективой возрастания до 4-х. Если в мировом судостроении трудоемкость проработки 1 тонны приближается к 25-30 нормо-часам, то в Украине — в пределах 100-149 нормо-часов.