Никто не хочет страховать

Опыт прошлого года показал, что укрепление национальной валюты и падение курса доллара или евро существенно сказывается на деятельности наших предприятий. Для того чтобы предотвратить возможные убытки и оперативно найти правильное решение, компании вводят
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Опыт прошлого года показал, что укрепление национальной валюты и падение курса доллара или евро существенно сказывается на деятельности наших предприятий. Для того чтобы предотвратить возможные убытки и оперативно найти правильное решение, компании вводят в штатное расписание должность риск-менеджеров. В их задачи входит управление рисками и применение всевозможных инструментов в этом направлении

Когда это нужно

Необходимость в управлении валютными рисками возникает, если компания ведет расчеты в иностранной денежной единице. Чаще всего такая необходимость возникает, если предприятие сотрудничает с иностранными партнерами. По словам директора по финансам ПИИ компании "МакДональдз Юкрейн Лтд" Дмитрия Попеля, как правило, операции, по которым ведутся расчеты, могут быть различными, но при этом они учитываются в одной валюте, а расчеты происходят в другой.

Однако учиться управлять валютными рисками приходится не только импортирующим, но и экспортирующим компаниям. "Если валюта страны укрепляется, то импортер не теряет часть выручки при конвертации, а продукция экспортеров на рынке в этом случае дорожает", — говорит заместитель регионального управляющего по финансам Международного автомобильного холдинга "Атлант — М" Валентин Тризно. Это происходит из-за того, что контрагентам приходится отвечать по обязательствам в валюте, и в этом случае все зависит от стоимости валют на этот момент времени.

По словам финансового директора Сигарного дома "Фортуна" Анны Григорян, компании приходится управлять ситуацией. Например, сейчас курс евро находится в достаточно нестабильном состоянии, а в связи с тем, что компания сотрудничает со многими европейскими компаниями, ведет расчеты в евро, это сказывается на политике в отношении стоимости продукции, а также на прибыли компании, и не в лучшую сторону.

Назначить ответственные лица

Как правило, оценкой валютных рисков в компаниях занимаются риск-менеджеры, обязанности которых выполняют финансовые директора. Это означает, что в украинских компаниях финансовый или коммерческий директор берет на себя обязательства оценивать и изучать влияние финансовых рисков, включая валютные. Такая практика происходит и в компаниях "Атлант — М", и в Сигарном доме "Фортуна". По словам Дмитрия Попеля, в компании иногда технический контроль над валютными рисками наряду с казначейскими функциями входит в обязанности главного бухгалтера. Судя по опыту различных компаний, финансовые директора берут на себя обязанности оценивать все финансовые риски, включая валютные. Впрочем, на некоторых предприятиях есть отдельные штатные единицы — риск-менеджеры. Но поскольку таких специалистов немного, привлечь данного профессионала трудно, да и довольно дорого. В среднем хороший риск-менеджер получает от $1,5 тыс. в месяц.

Лучший метод — защита

Лучшим способом обезопасить компанию от влияния валютных рисков можно назвать страхование. Однако мало кто пользуется этим инструментом. По словам Дмитрия Попеля, страхование поможет минимизировать риски по операциям с расчетами в иностранной валюте. Так, компания "МакДональдз Юкрейн" закупает у украинских поставщиков около 60% продукции в денежном выражении. Но и это не дает 100% гарантии, что компания сможет не подвергаться влиянию валютных рисков в будущем. Автомобильная компания "Атлант — М" не сотрудничает с банковскими структурами и страховыми компаниями. "По страхованию валютных рисков мы не сотрудничаем с финансовыми институтами", — говорит Валентин Тризно. Тем более что закупка валюты производится по курсу, сложившемуся на момент покупки.

О нечастой практике страхования валютных рисков рассказывает Анна Григорян. "К сожалению, должна констатировать тот факт, что такой вид страхования от колебаний валютных рисков — непривычная для нашей компании практика", — говорит она. Причиной становится то, что страховой рынок в этом отношении слабо развит. Это приводит к тому, что компании, как и банки, не могут предложить такую услугу, как хеджирование.

Покупатели за все заплатят

В Украине импортирующие компании пытаются обезопасить себя от возможного неблагоприятного изменения курса функциональной валюты — гривни, поэтому они предпочитают устанавливать фиксированные розничные цены в иностранной валюте, тем самым перекладывая риски на покупателей. С этим соглашается сам автомобильный импортер, компания "Атлант — М". "Автомобили являются достаточно дорогим товаром, и автомобильные компании вынуждены держать достаточно большие склады для обеспечения ассортиментного перечня, и масса оборотных средств замораживается", — говорит Валентин Тризно. Соответственно, если валютные риски не перекладывать на покупателя, то при колебаниях, которые возможны в нашей стране, компания может в один момент лишиться месячной прибыли.

В большинстве компаний уверены, что от валютных рисков ничего не может обез-опасить бизнес, если сама компания не будет придерживаться нескольких правил. По словам Дмитрия Попеля, предприятие должно минимизировать операции в иностранной валюте, сбалансировать доходы и расходы по видам иностранных валют, пользоваться услугами банков, т. е. использовать хеджирование и застраховаться от валютных рисков. Валентин Тризно считает, что самый распространенный способ защиты компании — зафиксировать цены в валюте так, чтобы наименьшим образом не отразилось на прибыли и доходах компании. По словам Анны Григорян, наличие в компании резервного фонда сможет позволить перекрыть образовавшиеся валютные "дырки". "Средства фонда позволят решить проблемы по мере их поступления", — считает она.

Меньше прибыли — больше рисков

Валютные риски могут повлиять на прибыль и выручку компании, если колебания будут происходить часто и компания будет проводить большое количество операций в разных валютах. По словам Дмитрия Попеля, уровень влияния валютных рисков на финансовые результаты предприятия зависит от объема операций в иностранной валюте. Например, это касается экспорта, импорта, кредитования и депозитов. Когда компания привлекает валютный кредит, он переоценивается в гривне. "В результате компания получает незапланированный доход и появляется задолженность перед бюджетом, в случае укрепления курса гривни, или увеличивается расходная часть в случае снижения курса национальной валюты", — говорит Валентин Тризно. Если для компании курс валюты является определяющей составляющей при ведении торговых операций, то, естественно, все колебания, тем более постоянные, существенно влияют на выручку и прибыль. Как рассказала Анна Григорян, "такой валютой для компании является, в первую очередь, евро, курс которого на сегодняшний день остается нестабильным. Как следствие, компании вынуждены повышать цены на свои товары, чтобы обезопасить себя, а в результате снижаются прибыли. Но в связи с тем, что продукция компании достаточно специфическая и недешевая, нам приходится придерживаться уже существующей шкалы цен, т. е. на сегодняшний день мы работаем практически в убыток".

Для компании "МакДональдз Юкрейн" жизненно важной валютой является гривня, поскольку основное внимание компания уделяет обменным курсам иностранных валют, выраженным в гривне. Для автомобильных производителей важным является привязка гривни к курсу доллара и евро, потому что Украина является достаточно закрытым от внешнего влияния рынком, не одномоментно реагирующим на колебания на мировых валютных и сырьевых рынках. По словам Анны Григорян, компания отслеживает все возможные варианты, и в первую очередь, ситуацию на международном валютном рынке из-за нестабильной ситуации в стране, внутри рынков. Тем более что все процессы происходят с некоторым запозданием в Украине.