Новая Киев — Одесса

Строительство автобана Киев — Одесса у рабочих ассоциируется не только с жестким контролем со стороны бывшего министра транспорта и связи Георгия Кирпы и тяжелой работой, но и с приятными моментами. Например, когда были найдены скифские сокровища
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Строительство автобана Киев — Одесса у рабочих ассоциируется не только с жестким контролем со стороны бывшего министра транспорта и связи Георгия Кирпы и тяжелой работой, но и с приятными моментами. Например, когда были найдены скифские сокровища

Во время интервью с главой "Укравтодора" Вадимом Гуржосом мы обратились к нему с просьбой посодействовать в организации экскурсии на строительство дороги. В. Гуржос согласился и предложил на выбор два варианта: Киев — Одесса и Киев — Чоп. По его мнению, подход к работе на этих двух трассах совершенно разный: на Одесской все делается "по-нашему", а на Чоповской — по-европейски. Выбор пал на первую, поскольку "украинская специфика" показалась ближе по духу.

После двухчасовой поездки мы оказались на границе старой и новой трасс. Это достаточно просто понять, взглянув на неровность покрытия. Кроме того, вдоль новой дороги предусмотрена инфраструктура для принятия особо важных гостей. Через энное количество метров расположены вертолетные площадки. Я спросила у своих провожатых, кто же ими пользуется. Строители с гордостью ответили: "Ну как кто? Особо важные гости. Например, в прошлом году сюда часто прилетал покойный министр транспорта и связи Георгий Кирпа, и Кучма прибыл на открытие". Сейчас VIP-персон по-прежнему ждут: "Может, и Ющенко решит прилететь, кто его знает".

Сравнить прежнюю и новую дороги нам предложили классическим способом — повезли по старой трассе. Ответственный за строительство в Черкасской области с гордостью в голосе все время меня спрашивал: "Ну как, чувствуешь разницу?". Не заметить ее действительно было сложно. Старая дорога имеет всего две полосы, а новая — четыре, причем ширина каждой — по 3,5 м. Я поинтересовалась, почему новая трасса имеет первую категорию — разве у нее какой-то особенный асфальт? Оказалось все проще простого: категория зависит не от покрытия, а от количества и ширины полос. Так что когда в прошлом году представляли, что новый автобан Киев — Одесса — дорога нового уровня, оказалось, что это лишь игра слов. Новый класс ей присвоен потому, что дорога построена заново.

Несколько позже экскурсоводы обратили внимание на историческую ценность строительства автобана. По дороге строительства магистрали нам показали курганы. Автодорожники раскопали тут одну из могил и нашли скифские женские украшения, зеркальце и копья. Правда, не все археологи сказали "спасибо". Некоторые из них до сих пор подают иски в суд о том, что во время строительства была нарушена территория древних поселений. Строители по этому поводу отвечают просто: кто не хочет нажиться на дороге?

Наживаются, впрочем, не только дотошные археологи, но и многие местные жители. Как известно, во время строительства приходилось сносить дома. На переезд многие из жителей соглашались спокойно, потому что взамен им было предложено более новое жилье. Правда, нашлись и несговорчивые. Например, одна женщина до сих пор приезжает и требует компенсацию. Как правило, с ней удается договориться за 100 граммов спиртного, и на некоторое время она забывает о строителях. Другая бабуля решила воспользоваться случаем и провести газ. В качестве компенсации за ущерб, кроме нового дома, запросила еще и 3 тыс. грн.

Теперь о непосредственном процессе строительства. Его мы наблюдали на рабочей площадке, где укладывали третий слой асфальта. Почему в "Укравтодоре" считают, что там все делают "по-нашему", я так и не смогла понять. Весь процесс автоматизирован, и вместо мужиков в желтых жилетках с ведрами и лопатами я увидела асфальтоукладчики и катки. Процесс не прекращается ни на минуту. Если остановить укладчик, может образоваться дыра, и слой будет неровным. Рабочих на объекте мало. Но с некоторыми из них мне удалось поговорить. Спрашиваю, тяжело ли работать. "А вы как думаете, температура асфальта — +150, сверху — +30? Это вам не в машине с кондиционером ездить", — кивает в сторону нашего "экскурсионного" авто один из рабочих. Интересно, конечно, узнать, что поменялось с приходом новой власти. "В прошлом году работы было побольше, да и если вспомнить только то, что ты работаешь, а над тобой вертолет с Кирпой. Это как в карцере, сверху еще и надзиратель". "А в этом году что?" — спрашиваю я. Мне ответили, что нормативы не изменились, но морально стало легче.

Разговор продолжился с главным подрядчиком участка — главой правления ОАО "Уманьавтодор" Сергеем Лещенко. О сложностях он не стал говорить. Лишь отметил, что эта дорога дала им возможность работать на полную мощность и получить средства на новое современное оборудование. "Мы купили шесть катков, стоимость каждого — около 600 тыс. грн., и два асфальтоукладчика по 2,2 млн. грн. каждый", — рассказывает г-н Лещенко.

Правда, тот факт, что "Уманьавтодор" работает на полную мощность, наверное, не совсем радует жителей Черкасской области. Еще до того, как мы подъехали к строительству, я увидела желтый смог. Оказалось, это работают асфальтобетонные заводы, и, вероятно, количество выбросов в окружающую среду оставляет желать лучшего.

Мы последовали дальше. Кроме украинских подрядчиков, тут есть и иностранные рабочие. Самыми надежными строителями оказались турки. "У них дисциплина и порядок, как в казарме", — рассказывает один из инженеров. Правда, познакомиться с ними мне не удалось, работают иностранцы далековато — в Одесской области. Кроме турков, на автобане трудятся и российские коллеги. Но за ними водится один грешок: на следующий день после зарплаты могут не выйти на работу.