Новые иномарки становятся более доступными

Несмотря на обилие моделей и громких имен производителей, достижения мирового (не российского) автомобилестроения пока еще не очень востребованы на украинском рынке. В условиях, когда основным фактором при покупке автомобиля выступает цена, автомобили евр
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Несмотря на обилие моделей и громких имен производителей, достижения мирового (не российского) автомобилестроения пока еще не очень востребованы на украинском рынке. В условиях, когда основным фактором при покупке автомобиля выступает цена, автомобили европейского, американского и японского производства зачастую не выдерживают конкуренции с более дешевыми авто российского и украинского производства. В то же время увеличивается число покупателей, которых уже не удовлетворяет качество и комфорт российских машин или подержанных иномарок 5-10-летней давности, что вселяет оптимизм дилерам известных мировых марок

В общей сложности в про­шлом году на продукцию американских, европей­ских, японских и азиатских автопроизводителей пришлось всего 20% всех продаж новых автомоби­лей. Однако в этом году дилеры ми­ровых автоконцернов вероятно отво­юют более лакомый кусочек украин­ского "автопирога". По крайней ме­ре, предпосылки к этому заметны уже сейчас.

Во-первых, это удешевление продукции мировых автопроизводи­телей. Уже сегодня ведущие автокон­церны инвестируют средства в про­изводство своих автомобилей в стра­нах Восточной Европы, Латинской Америки и др. Поскольку рабочая сила там намного дешевле, чем в раз­утых странах, это сразу же проявля-1 ся в удешевлении стоимости авто­мобилей этих марок. Как пример можно привести инвестиции кон­церна WV в чешскую Skoda, произ­водство Renault в Турции, что позво­лило в короткий срок наладить про­изводство автомобилей европейского качества по довольно приемлемой цене. Все это привело к тому, что сей­час уже при наличии суммы в $8 тыс. покупатель может выбирать себе но­вую иномарку, причем из 3-4 совре­менных автомобилей. / ', В то же время большинство офи­циальных дилеров предлагает укра­инскому потребителю далеко не пол­ный модельный ряд автомобилей оп­ределенной марки. Как правило, но­винки попадают на украинский ры­нок через полгода — год после начала их официальных продаж в других странах. Это связано, во-первых, с небольшими объемами продаж в Украине, а также с другими специ­фическими факторами: плохими до­рогами, зачастую неудовлетвори­тельным качеством топлива и т. п. Все это требует специальной адапта­ции автомобилей к украинским ус­ловиям, что занимает определенное время. Такая ситуация дает ощути­мый карт-бланш "серым" дилерам, которые успевают за это время удов­летворить существующий спрос на новое "чудо техники". Понятно, что зачастую в таких случаях покупатель может получить автомобиль, рассчи­танный на эксплуатацию в Герма­нии, Турции и других странах.

Если говорить о "классовом" разнообразии зарубежных автомоби­лей, проданных в Украине, то тут си­туация тоже, мягко говоря, не совсем понятна. Несомненные лидеры — автомобили класса С. Что же касает­ся других классов, то здесь отдать предпочтение какому-то из них бу­дет непросто. В определенной степе­ни это и общемировая тенденция: границы между классами становятся все более размытыми, одну и ту же модель могут относить к разным классам. Поэтому мы попытались проанализировать продажи автомо­билей определенных марок, исходя из целевого предназначения данного автомобиля определенной группе потребителей, хотя многим этот кри­терий покажется довольно спорным.

Небоьльшие молодежные автомобили

В первую очередь, в эту катего­рию входят небольшие автомобили класса А и В, рассчитанные на моло­дежную и женскую аудиторию. В прошлом году лидерами продаж в этой группе были Peugout 206, Daewoo Lanos, Honda Civic, VW Polo, Toyota Yaris. С определенной натяж­кой сюда можно отнести и VW Golf, который тоже рассчитан на данную потребительскую аудиторию, хотя он выше классом. Что касается ценовых параметров, то стоимость этих авто­мобилей колеблется в диапазоне $8-18 тыс., в зависимости от марки и комплектации.

В нынешнем году ожидается су­щественное прибавление к этой группе новых моделей. В первую очередь, это Skoda Fabia, Renault ClioSimbol и обнов­ленный Hyundai Accent.

Если учитывать, что цена на данные автомобили у нас начинается где-то с $8,5-9 тыс., то у них есть неплохие перспективы отвоевать часть покупателей, ориентирован­ных на российскую автопро­дукцию. Кроме того, ввиду относительно небольших объемов двигателя эти моде­ли не очень интересуют нелегальных импортеров, поскольку разница между официальной и "неофициаль­ной" растаможкой не столь сущест­венна, как у других автомобилей.

Средние класс (автомобили для семьи бизнеса)

Данная группа объединяет авто­мобили класса С и D, хотя сюда же можно смело отнести и автомобили гольф-класса. Основные требова­ния, которым должны отвечать авто­мобили этой группы, — это универ­сальность, позволяющая использовать их для раз­ных целей.

Условно данную кате­горию можно поделить на две большие группы, в за­висимости от цены, разме­ров и предназначения ав­томобиля. Первую группу формируют автомобили класса С (как правило) сто­имостью $10-17 тыс. Несо­мненным лидером продаж в этой "номинации" выступает Skoda Octavia, хотя "группа преследовате­лей" довольно многочисленна: Daewoo Nubira, Opel Astra, VW Bora, Toyota Corolla и Avensis, Mitsubishi Carisma. В этом году лидеры навер­няка постараются сохранить свои позиции, хотя им и придется потес­ниться: ожидается выпуск обновлен­ной Mazda 323, Daewoo Nubira. В ка­тегории более дорогих (более $20 тыс.) автомобилей этого класса неплохие шансы "продаться" на ук­раинском рынке имеют Audi A4, Opel Vectra, Mercedes C-klasse, BMW 3-й серии. Кроме того, в нынешнем году в этой компании появится несколько новинок, в числе которых VW NewPassat. Исходя из того, что эти марки неплохо продавались раньше, и новинки наверняка придутся по вкусу обеспеченным покупателям

Вторую группу в данной катего­рии составляют более дорогие авто класса D, цены на которые начина­ются с $15 тыс. Высокие цены на эти автомобили проявляются и в наборе автомобилей, конкурирующих в этой группе. В прошлом году из них лучше всего продавались Mercedes E-klasse, Audi A6, BMW 5-й серии, Opel Omega, Daewoo Leganza, Toyota Camry. В 2001 году большинство из этих моделей будут обновлены, так что выбрать желающим "инвестиро­вать" в покупку авто более $20 тыс. наверняка будет из чего.

Внедорожники автомобили для активного отдыха)

В последнее время категория вне­дорожников и спортютов (от англ. SUV — автомобили для активного от­дыха) переживает настоящий пик по­пулярности, причем большинство по­купает такие автомобили из чисто "имиджевых побуждений", для ис­пользования в городских условиях. В группе "настоящих" внедорожников прошлый год был особенно успешным для продавцов BMWX5, Mersedes M-klasse, обновленного Mitsubishi Pajero, Toyota LandCruiser, Nissan Patrol. В этом году к ней присоединится инте­ресная новинка Hyundai Santa Fe. Этот автомобиль уже произвел настоящий фурор на российском и западных рын­ках, наверняка и в Украине будет поль­зоваться хорошим спросом. Необхо­димо также указать, что именно эта категория пользуется особенной попу­лярностью у "серых" дилеров, напри­мер, только по Mitsubishi Pajero неофи­циальные дилеры продают до 70% все­го количества автомобилей данной марки.

Неплохо продавались в прошлом году и "паркетные" внедорожники (предназначенные для езды по нормальным дорогам или лег­кому бездорожью). Лидерами продаж стали Suzuki GrandVitara, Honda CR-V, HR-V, которые с удовольстви­ем покупали женщины и моло­дые семьи. В этом году в кате­гории паркетников появилось симпатичное прибавлениеToyota RAV-4. Оригинальная внеш­ность этой красотки наверняка взвол­нует не одно женское сердце, и аук­нется мужскому кошельку.

Мода на внедорожники и актив­ный отдых инициировала появление нового класса автомобилей, которые стоят как бы на грани между внедо­рожником и обычным автомобилем. Как правило, это большой универсал с полным приводом и другими вне­дорожными "наворотами" (увели­ченный дорожный просвет, усилен­ная подвеска), которые особенно не­заменимы в условиях украин­ских дорог. В качестве примера таких авто можно привести Volvo Crosscountry, Audi Allroad, Subary LegacyOutback. Сейчас такие автомобили стремительно завоевывают популярность на западных рынках, приобрести их можно и у украинских диле­ров. Высокая цена таких автомо­билей, конечно же, не позволит им стать лидерами продаж в Ук­раине, хотя и невостребованны­ми они наверняка не останутся.

Минивены

Большие семейные автомобили, которые удачно соединяют достоин­ства обычной легковушки с вмести­мостью микроавтобуса, пока еще не очень популярны на украинском рынке. Неплохо продавались разве что Renault Scenic, хотя модельный ряд таких автомобилей, представлен­ный в Украине, довольно широкий: VW Sharan, Toyota Previa, Ford Galaxy, Kia Joice, Opel Zafira. В то же время большая популярность этих автомо­билей в Европе и США позволяет де­лать довольно оптимистические про­гнозы для продаж автомобилей этого класса, так что обеспеченным "семь­янинам" стоит задуматься.

Представительские автомобили

Если раньше выбор в этом классе делался скорее из имиджевых побуж­дений (600-й "мерс" был скорее сим­волом престижа и респектабельности его хозяина), то в последнее время по­купатели делают его более прагматич­но, учитывая цену, уровень комфорта, ходовые качества, личные пристрас­тия и т. п. Благо, выбирать есть из че­го: Mercedes S-klasse, BMW 7-й серии, Lexus GS300 и GS500, Audi A8, Volvo S80. В этом году уровни продаж в данном "элитном клубе" могут изме­ниться благодаря новым членам: об-новленным BMW 7-й серии и Peugout 607. Последний имеет осо­бенно неплохие шансы закрепиться в группе лидеров благодаря стильно­му дизайну и отменным ходовым ка­чествам при довольно разумной, как для автомобилей этого класса, цене. В Украине он начал продаваться толь­ко в конце прошлого года, так что именно год нынешний станет "мо­ментом истины" для этого авто. Кро­ме того, автомобили Peugout не очень страдают от "серого" импорта (около 90% авто завозятся в Украину офици­альным путем), что довольно нети­пично для автомобилей этого класса.

Комментарии

Заместитель директора по рекламе 000 "Укрпроминвест" Олег Борисович

Предприятие "Укрпроминвест" существует с 1992 года и является официальным дистрибьютором таких корейских моделей автомобилей, как KIA Motors, японских Subaru и Isuzu, шведских Saab. Кроме того, мы являемся официальным агентом рос­сийской компании "АвтоВАЗ" в Украине, официальными ди­лерами "ГАЗа" и недавно подписали договор на официальное дилерство "КамАЗа". Головное предприятие находится в Ки­еве, но кроме него существует целая система филиалов, ко­торая на данный момент насчитывает 19 предприятий. Каждому директору филиала предоставляется возмож­ность развивать в своем регионе дилерскую сеть.

В нашей стране продается очень много российских моде­лей, в основном производства компании "ВАЗ". В последние годы появилась тенденция к покупке либо очень дешевых мо­делей, либо очень дорогих. Например, очень ходовым автомо­билем является Hunday Accent, средняя стоимость которого около 8 тыс. у.е. Очень хорошо продаются в Украине авто­мобили KIA. Также большим спросом пользуются автомоби­ли Subaru, несмотря на то, что это достаточно дорогая марка. Самая популярная модель — это Subaru Forester, средняя стоимость которой от 25 тыс. у.е.

Рынок автомобилей сегодня является конкурентным в Украине. Но это здоровая конкуренция. Мы сотрудничаем с предприятиями ив тоже время являемся их конкурента­ми. По российским автомобилям к таким компаниям я могу отнести предприятия "Автоинвестстрой" и "Автотрей­динг". В Днепропетровске находится такая компания, как "Меркурий", которая тоже занимается продажей автомо­билей Subaru. Что же касается марок Saab и Hunday, то мы единственные официальные представители этих марок в Украине.

Несомненным атрибутом автомобильного рынка в Ук­раине является так называемый "серый" рынок. Мы пыта­емся отслеживать деятельность этой части рынка, несмо­тря на все сложности. Но все же ситуация на рынке меня­ется в лучшую сторону, и эти изменения связаны с измене­ниями в законодательстве. Подтверждением тому может служить сокращение объемов продаж автомобилей в 2000 году по сравнению с 1999 годом. Это означает, что актив­ность работы "серого" рынка значительно снизилась и воз­никло больше возможностей для работы официальных пред­ставителей.

Менеджер компании " NICO Киев СП" Илья Тупихин

Наше предприятие занимается реализацией на украинском рынке автомобилей Mizubishi, оно состоит из одного дистрибьютора и девяти дилеров. Дистрибьютор носит название "Nico Украина". Дилеры расположены в семи крупнейших городах Украины. В Одессе и Харькове находятся по два представителя. Непо­средственно с компанией-производителем напрямую связан только дистрибьютор. Что же касается дилеров, то они работают относительно независимо от дистрибьютора.

Работа компании "Nico", как и всех других официаль­ных представителей импортируемых в Украину автомоби­лей, напрямую зависит от положения дел на "сером" рынке автомобилей. "Серым рынком" я называю ряд автосалонов, поставляющих нелегально автомобили на территорию Ук­раины. Закупочные цены у таких компаний значительно вы­ше, но они экономят много денег нарастаможивании авто­мобилей, которое производится незаконным путем. В ре­зультате розничная цена такого автомобиля получается на несколько порядков дешевле. Нелегально импортированные автомобили имеют ряд недостатков и могут принести сво­ему владельцу много проблем. Такие автомобили не имеют заводской гарантии. Вся ответственность за такой авто­мобиль ложится на плечи покупателя. Объемы "серого" рынка оцениваются по-разному. По некоторым данным, в целом нелегальный рынок занимает около 60% импортиру­емых автомобилей. Но это прежде всего зависит от марки автомобиля. Что касается Mizubishi, то официальные представители контролируют в Украине около 40-45% рынка. Остальные 55-60%, к сожалению, принадлежат на сегодняшний день "серым" импортерам.

"Nico Украина" — единственный официальный предста­витель Mizubishi в Украине, поэтому у нас нет аналогичных конкурентов на рынке. Что же касается "серых" импорте­ров, то их автомобили лишены гарантии и, следовательно, они не могут предложить своим клиентам высокого каче­ства обслуживание и профессиональный автосервис на базе оригинальных запчастей. Такие автосалоны выступают лишь в роли комиссионной площадки.

Украина, как рынок, сегодня интересует мировых произ­водителей автомобилей. Некоторые крупные заводы-произ­водители предпочитают сами открывать здесь свои пред­ставительства. Но в большинстве случаев они работают через официальных дилеров. Популярными автомобилями всегда оставались дешевые автомобили. В последнее время увеличилось количество импортируемых Skoda. Большим спросом пользуются такие марки, как Opel, Volkswagen, Toyota, Mazda, Mizubishi. Конечно, рынок Украины нельзя назвать стабильным, но после кризиса 1998года все посте­пенно набирает обороты и становится на свои места.