- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Новые иномарки становятся более доступными
Несмотря на обилие моделей и громких имен производителей, достижения мирового (не российского) автомобилестроения пока еще не очень востребованы на украинском рынке. В условиях, когда основным фактором при покупке автомобиля выступает цена, автомобили европейского, американского и японского производства зачастую не выдерживают конкуренции с более дешевыми авто российского и украинского производства. В то же время увеличивается число покупателей, которых уже не удовлетворяет качество и комфорт российских машин или подержанных иномарок 5-10-летней давности, что вселяет оптимизм дилерам известных мировых марок
В общей сложности в прошлом году на продукцию американских, европейских, японских и азиатских автопроизводителей пришлось всего 20% всех продаж новых автомобилей. Однако в этом году дилеры мировых автоконцернов вероятно отвоюют более лакомый кусочек украинского "автопирога". По крайней мере, предпосылки к этому заметны уже сейчас.
Во-первых, это удешевление продукции мировых автопроизводителей. Уже сегодня ведущие автоконцерны инвестируют средства в производство своих автомобилей в странах Восточной Европы, Латинской Америки и др. Поскольку рабочая сила там намного дешевле, чем в разутых странах, это сразу же проявля-1 ся в удешевлении стоимости автомобилей этих марок. Как пример можно привести инвестиции концерна WV в чешскую Skoda, производство Renault в Турции, что позволило в короткий срок наладить производство автомобилей европейского качества по довольно приемлемой цене. Все это привело к тому, что сейчас уже при наличии суммы в $8 тыс. покупатель может выбирать себе новую иномарку, причем из 3-4 современных автомобилей. / ', В то же время большинство официальных дилеров предлагает украинскому потребителю далеко не полный модельный ряд автомобилей определенной марки. Как правило, новинки попадают на украинский рынок через полгода — год после начала их официальных продаж в других странах. Это связано, во-первых, с небольшими объемами продаж в Украине, а также с другими специфическими факторами: плохими дорогами, зачастую неудовлетворительным качеством топлива и т. п. Все это требует специальной адаптации автомобилей к украинским условиям, что занимает определенное время. Такая ситуация дает ощутимый карт-бланш "серым" дилерам, которые успевают за это время удовлетворить существующий спрос на новое "чудо техники". Понятно, что зачастую в таких случаях покупатель может получить автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в Германии, Турции и других странах.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЕсли говорить о "классовом" разнообразии зарубежных автомобилей, проданных в Украине, то тут ситуация тоже, мягко говоря, не совсем понятна. Несомненные лидеры — автомобили класса С. Что же касается других классов, то здесь отдать предпочтение какому-то из них будет непросто. В определенной степени это и общемировая тенденция: границы между классами становятся все более размытыми, одну и ту же модель могут относить к разным классам. Поэтому мы попытались проанализировать продажи автомобилей определенных марок, исходя из целевого предназначения данного автомобиля определенной группе потребителей, хотя многим этот критерий покажется довольно спорным.
Небоьльшие молодежные автомобили
В первую очередь, в эту категорию входят небольшие автомобили класса А и В, рассчитанные на молодежную и женскую аудиторию. В прошлом году лидерами продаж в этой группе были Peugout 206, Daewoo Lanos, Honda Civic, VW Polo, Toyota Yaris. С определенной натяжкой сюда можно отнести и VW Golf, который тоже рассчитан на данную потребительскую аудиторию, хотя он выше классом. Что касается ценовых параметров, то стоимость этих автомобилей колеблется в диапазоне $8-18 тыс., в зависимости от марки и комплектации.
В нынешнем году ожидается существенное прибавление к этой группе новых моделей. В первую очередь, это Skoda Fabia, Renault ClioSimbol и обновленный Hyundai Accent.
Если учитывать, что цена на данные автомобили у нас начинается где-то с $8,5-9 тыс., то у них есть неплохие перспективы отвоевать часть покупателей, ориентированных на российскую автопродукцию. Кроме того, ввиду относительно небольших объемов двигателя эти модели не очень интересуют нелегальных импортеров, поскольку разница между официальной и "неофициальной" растаможкой не столь существенна, как у других автомобилей.
Средние класс (автомобили для семьи бизнеса)
Данная группа объединяет автомобили класса С и D, хотя сюда же можно смело отнести и автомобили гольф-класса. Основные требования, которым должны отвечать автомобили этой группы, — это универсальность, позволяющая использовать их для разных целей.
Условно данную категорию можно поделить на две большие группы, в зависимости от цены, размеров и предназначения автомобиля. Первую группу формируют автомобили класса С (как правило) стоимостью $10-17 тыс. Несомненным лидером продаж в этой "номинации" выступает Skoda Octavia, хотя "группа преследователей" довольно многочисленна: Daewoo Nubira, Opel Astra, VW Bora, Toyota Corolla и Avensis, Mitsubishi Carisma. В этом году лидеры наверняка постараются сохранить свои позиции, хотя им и придется потесниться: ожидается выпуск обновленной Mazda 323, Daewoo Nubira. В категории более дорогих (более $20 тыс.) автомобилей этого класса неплохие шансы "продаться" на украинском рынке имеют Audi A4, Opel Vectra, Mercedes C-klasse, BMW 3-й серии. Кроме того, в нынешнем году в этой компании появится несколько новинок, в числе которых VW NewPassat. Исходя из того, что эти марки неплохо продавались раньше, и новинки наверняка придутся по вкусу обеспеченным покупателям
Вторую группу в данной категории составляют более дорогие авто класса D, цены на которые начинаются с $15 тыс. Высокие цены на эти автомобили проявляются и в наборе автомобилей, конкурирующих в этой группе. В прошлом году из них лучше всего продавались Mercedes E-klasse, Audi A6, BMW 5-й серии, Opel Omega, Daewoo Leganza, Toyota Camry. В 2001 году большинство из этих моделей будут обновлены, так что выбрать желающим "инвестировать" в покупку авто более $20 тыс. наверняка будет из чего.
Внедорожники автомобили для активного отдыха)
В последнее время категория внедорожников и спортютов (от англ. SUV — автомобили для активного отдыха) переживает настоящий пик популярности, причем большинство покупает такие автомобили из чисто "имиджевых побуждений", для использования в городских условиях. В группе "настоящих" внедорожников прошлый год был особенно успешным для продавцов BMWX5, Mersedes M-klasse, обновленного Mitsubishi Pajero, Toyota LandCruiser, Nissan Patrol. В этом году к ней присоединится интересная новинка Hyundai Santa Fe. Этот автомобиль уже произвел настоящий фурор на российском и западных рынках, наверняка и в Украине будет пользоваться хорошим спросом. Необходимо также указать, что именно эта категория пользуется особенной популярностью у "серых" дилеров, например, только по Mitsubishi Pajero неофициальные дилеры продают до 70% всего количества автомобилей данной марки.
Неплохо продавались в прошлом году и "паркетные" внедорожники (предназначенные для езды по нормальным дорогам или легкому бездорожью). Лидерами продаж стали Suzuki GrandVitara, Honda CR-V, HR-V, которые с удовольствием покупали женщины и молодые семьи. В этом году в категории паркетников появилось симпатичное прибавлениеToyota RAV-4. Оригинальная внешность этой красотки наверняка взволнует не одно женское сердце, и аукнется мужскому кошельку.
Мода на внедорожники и активный отдых инициировала появление нового класса автомобилей, которые стоят как бы на грани между внедорожником и обычным автомобилем. Как правило, это большой универсал с полным приводом и другими внедорожными "наворотами" (увеличенный дорожный просвет, усиленная подвеска), которые особенно незаменимы в условиях украинских дорог. В качестве примера таких авто можно привести Volvo Crosscountry, Audi Allroad, Subary LegacyOutback. Сейчас такие автомобили стремительно завоевывают популярность на западных рынках, приобрести их можно и у украинских дилеров. Высокая цена таких автомобилей, конечно же, не позволит им стать лидерами продаж в Украине, хотя и невостребованными они наверняка не останутся.
Минивены
Большие семейные автомобили, которые удачно соединяют достоинства обычной легковушки с вместимостью микроавтобуса, пока еще не очень популярны на украинском рынке. Неплохо продавались разве что Renault Scenic, хотя модельный ряд таких автомобилей, представленный в Украине, довольно широкий: VW Sharan, Toyota Previa, Ford Galaxy, Kia Joice, Opel Zafira. В то же время большая популярность этих автомобилей в Европе и США позволяет делать довольно оптимистические прогнозы для продаж автомобилей этого класса, так что обеспеченным "семьянинам" стоит задуматься.
Представительские автомобили
Если раньше выбор в этом классе делался скорее из имиджевых побуждений (600-й "мерс" был скорее символом престижа и респектабельности его хозяина), то в последнее время покупатели делают его более прагматично, учитывая цену, уровень комфорта, ходовые качества, личные пристрастия и т. п. Благо, выбирать есть из чего: Mercedes S-klasse, BMW 7-й серии, Lexus GS300 и GS500, Audi A8, Volvo S80. В этом году уровни продаж в данном "элитном клубе" могут измениться благодаря новым членам: об-новленным BMW 7-й серии и Peugout 607. Последний имеет особенно неплохие шансы закрепиться в группе лидеров благодаря стильному дизайну и отменным ходовым качествам при довольно разумной, как для автомобилей этого класса, цене. В Украине он начал продаваться только в конце прошлого года, так что именно год нынешний станет "моментом истины" для этого авто. Кроме того, автомобили Peugout не очень страдают от "серого" импорта (около 90% авто завозятся в Украину официальным путем), что довольно нетипично для автомобилей этого класса.
Комментарии
Заместитель директора по рекламе 000 "Укрпроминвест" Олег Борисович
Предприятие "Укрпроминвест" существует с 1992 года и является официальным дистрибьютором таких корейских моделей автомобилей, как KIA Motors, японских Subaru и Isuzu, шведских Saab. Кроме того, мы являемся официальным агентом российской компании "АвтоВАЗ" в Украине, официальными дилерами "ГАЗа" и недавно подписали договор на официальное дилерство "КамАЗа". Головное предприятие находится в Киеве, но кроме него существует целая система филиалов, которая на данный момент насчитывает 19 предприятий. Каждому директору филиала предоставляется возможность развивать в своем регионе дилерскую сеть.
В нашей стране продается очень много российских моделей, в основном производства компании "ВАЗ". В последние годы появилась тенденция к покупке либо очень дешевых моделей, либо очень дорогих. Например, очень ходовым автомобилем является Hunday Accent, средняя стоимость которого около 8 тыс. у.е. Очень хорошо продаются в Украине автомобили KIA. Также большим спросом пользуются автомобили Subaru, несмотря на то, что это достаточно дорогая марка. Самая популярная модель — это Subaru Forester, средняя стоимость которой от 25 тыс. у.е.
Рынок автомобилей сегодня является конкурентным в Украине. Но это здоровая конкуренция. Мы сотрудничаем с предприятиями ив тоже время являемся их конкурентами. По российским автомобилям к таким компаниям я могу отнести предприятия "Автоинвестстрой" и "Автотрейдинг". В Днепропетровске находится такая компания, как "Меркурий", которая тоже занимается продажей автомобилей Subaru. Что же касается марок Saab и Hunday, то мы единственные официальные представители этих марок в Украине.
Несомненным атрибутом автомобильного рынка в Украине является так называемый "серый" рынок. Мы пытаемся отслеживать деятельность этой части рынка, несмотря на все сложности. Но все же ситуация на рынке меняется в лучшую сторону, и эти изменения связаны с изменениями в законодательстве. Подтверждением тому может служить сокращение объемов продаж автомобилей в 2000 году по сравнению с 1999 годом. Это означает, что активность работы "серого" рынка значительно снизилась и возникло больше возможностей для работы официальных представителей.
Менеджер компании " NICO Киев СП" Илья Тупихин
Наше предприятие занимается реализацией на украинском рынке автомобилей Mizubishi, оно состоит из одного дистрибьютора и девяти дилеров. Дистрибьютор носит название "Nico Украина". Дилеры расположены в семи крупнейших городах Украины. В Одессе и Харькове находятся по два представителя. Непосредственно с компанией-производителем напрямую связан только дистрибьютор. Что же касается дилеров, то они работают относительно независимо от дистрибьютора.
Работа компании "Nico", как и всех других официальных представителей импортируемых в Украину автомобилей, напрямую зависит от положения дел на "сером" рынке автомобилей. "Серым рынком" я называю ряд автосалонов, поставляющих нелегально автомобили на территорию Украины. Закупочные цены у таких компаний значительно выше, но они экономят много денег нарастаможивании автомобилей, которое производится незаконным путем. В результате розничная цена такого автомобиля получается на несколько порядков дешевле. Нелегально импортированные автомобили имеют ряд недостатков и могут принести своему владельцу много проблем. Такие автомобили не имеют заводской гарантии. Вся ответственность за такой автомобиль ложится на плечи покупателя. Объемы "серого" рынка оцениваются по-разному. По некоторым данным, в целом нелегальный рынок занимает около 60% импортируемых автомобилей. Но это прежде всего зависит от марки автомобиля. Что касается Mizubishi, то официальные представители контролируют в Украине около 40-45% рынка. Остальные 55-60%, к сожалению, принадлежат на сегодняшний день "серым" импортерам.
"Nico Украина" — единственный официальный представитель Mizubishi в Украине, поэтому у нас нет аналогичных конкурентов на рынке. Что же касается "серых" импортеров, то их автомобили лишены гарантии и, следовательно, они не могут предложить своим клиентам высокого качества обслуживание и профессиональный автосервис на базе оригинальных запчастей. Такие автосалоны выступают лишь в роли комиссионной площадки.
Украина, как рынок, сегодня интересует мировых производителей автомобилей. Некоторые крупные заводы-производители предпочитают сами открывать здесь свои представительства. Но в большинстве случаев они работают через официальных дилеров. Популярными автомобилями всегда оставались дешевые автомобили. В последнее время увеличилось количество импортируемых Skoda. Большим спросом пользуются такие марки, как Opel, Volkswagen, Toyota, Mazda, Mizubishi. Конечно, рынок Украины нельзя назвать стабильным, но после кризиса 1998года все постепенно набирает обороты и становится на свои места.