Новый сезон Евросоюза

Европейская политическая элита пребывает сегодня в несвойственном для нее в последнее время состоянии гармонии и консенсуса. Представлен новый состав Еврокомиссии и определен ее новый глава, переизбран Европейский Парламент и назначен его новый президент.

Европейская политическая элита пребывает сегодня в несвойственном для нее в последнее время состоянии гармонии и консенсуса. Представлен новый состав Еврокомиссии и определен ее новый глава, переизбран Европейский Парламент и назначен его новый президент. Наконец, полностью утвержден текст новой евроконституции. Однако политическое затишье продолжалось недолго. Уже с 3 сентября началась своеобразная двухмесячная "чистка" среди многочисленных евроскептиков, заполонивших общеевропейское правительство и парламент. В этот период Евросоюзу будет не до Украины

Обратной стороной расширения Евросоюза в мае текущего года до 25 стран стало ослабление центральных органов его управления, в первую очередь Еврокомиссии и Европарламента. Экспериментальный состав Еврокомиссии, проведшей уже первое свое заседание в конце прошлой недели, представляет собой целый сгусток проблем, на решение которых у ЕС есть два месяца. Именно 1 ноября будет официально утвержден окончательный состав Комиссии с новым его главой, и некоторые из сегодняшних 25 членов (по одному представителю из каждой страны) закончат свою работу, фактически даже ее не начав. Уже даже есть один явный кандидат на "вылет" — еврокомиссар от Латвии Ингрида Удре, получившая портфель комиссара налоговой политики и таможенного союза. Г-жа Удре известна своим критическим отношением к ЕС: в 2002 году она вышла на парламентские выборы у себя в стране именно с лозунгами "здорового евроскептицизма".
Кого оставить на страже европейского законодательства — главной функции Еврокомиссии — вопрос непростой. Только один еврокомиссар, представитель Испании Хоакин Алмуниа, занимался теми же вопросами (общая экономическая политика и валютный союз), что и сегодня. Остальные члены Комиссии профессионально не работали в тех сферах, за которые они несут ответственность. К примеру, Гюнтер Ферхойген, в прошлом составе отвечавший за политику расширения и "нового соседства", теперь занимается вопросами политики в отношении предпринимательства и индустрии. Бывший комиссар по культуре Вивиан Рединг займется развитием информационного общества.
Еще одна проблема Еврокомиссии — это новый ее глава, португалец Жозе Мануэл Дурау Баррозу. Назначение г-на Баррозу на новый пост стало результатом компромиссного решения, последовавшего за провалом июньского саммита ЕС, когда европейские страны не смогли договориться о кандидатуре на пост Еврокомиссии. В конечном итоге было принято решение назначить малоизвестного в европейской политике человека. В пользу Ж. Баррозу сыграл тот факт, что он занимал кресло премьер-министра своей страны. Тем не менее, политическому опыту премьера Португалии, до мая текущего года самой экономически отсталой страны ЕС, в Брюсселе мало доверяют. У г-на Баррозу сегодня 5 заместителей — беспрецедентный случай для Комиссии, до настоящего момента у главы европейского правительства было максимум два зама.
Еврооптимисты отмечают, что Жозе Баррозу удалось собрать "сильную команду". Среди еврокомиссаров — два экс-премьера (чех и эстонец), четыре бывших министра иностранных дел (бельгиец, австрийка, венгр и мальтиец). Однако не стоит забывать, что в новом составе Еврокомиссии нет уже таких профессионалов, как Крис Паттен, Паскаль Лами и Лайола де Паласио. Все эти бывшие комиссары занимались вопросами внешней политики и экономики.

Собрание евроскептиков

Не все спокойно и в Европейском Парламенте, выборы в который прошли в период с 10 по 13 июля. Воспользовавшись заранее прогнозируемой пассивностью избирателей по всей Европе, скептически настроенные по отношению к ЕС партии сумели мобилизировать своих сторонников и обеспечить себе широкое представительство в Европарламенте. На первом июльском заседании Парламента, когда проводилось голосование за нового президента Парламента, евроскептики, в лице британской партии Независимости, даже устроили нечто похожее на демарш. Изначально они отвергли все предложенные кандидатуры на пост президента Европарламента. А лидер британских "независимых" демонстративно разорвал свой лист для голосования. Правда, сделал он это не в зале заседаний, где депутаты опускают свои бюллетени в урны, а в кулуарах перед журналистами.
Тем не менее, президент был избран с первого раза и им стал 57-летний испанский социалист Юзеф Боррель, никогда ранее не работавший в Европарламенте. Впрочем, кандидатура Борреля была одобрена заранее, но на определенных условиях. Между консерваторами и социалистами, двумя крупнейшими партиями в Европарламенте, была заключена сделка.
Ю. Боррель побеждает, если согласится через два с половиной года уступить свой пост сопернику от правоцентристов Хансу Герту Путтерингу.

Подводные камни евроконституции

Евроконституция, текст которой был окончательно одобрен в июне и будет утвержден на предстоящем саммите ЕС в Риме, также вносит определенный дисбаланс в руководящие органы ЕС. Несмотря на то, что действовать новый основной закон Европы начнет только с 2007 года, уже сегодня началась борьба за руководящие должности в европейских органах управления, которые узаконит конституция. Самая большая интрига состоит в том, сумеет ли бывший внешнеполитический представитель Совета Европы Хавьер Солана закрепить за собой портфель министра иностранных дел ЕС.
В случае позитивного для Х. Соланы исхода (в чем сегодня мало кто сомневается) Еврокомиссию покинет другой испанец Хоакин Алумния, так как каждая страна Евросоюза имеет право отправить в Брюссель только одного комиссара.
Г-н Солана, желающий получить пост министра, намерен собрать под свое крыло все до сих пор разрозненные ведомства, относящиеся к внешним связям ЕС, а также к европейской помощи в развитии. В своем стремлении он опирается на текст Конституции: именно в ней записано, что министр иностранных дел ЕС ответственен "за внешнеполитические действия Евросоюза, а также за координацию иных аспектов внешней политики".
Столь неточная формулировка таит в себе мощнейший конфликтный потенциал.
Х. Солана в качестве европейского министра иностранных дел, обремененный поездками, обязательными докладами в Европарламенте и председательством в совете глав МИД стран
Евросоюза, с удовольствием бы дал возможность другим еврокомиссарам также поучаствовать во внешней политике — однако исключительно под собственным руководством. Его проблема состоит в следующем: договор Евросоюза не предусматривает никакой иерархической структуры в пределах Еврокомиссии. Это значит, что еврокомиссары не обязаны ему подчиняться.
Однако одновременно Конституция наделяет испанца более высоким рангом, чем даже собственно председателя Еврокомиссии. Ее статья I-27 говорит: "Министр иностранных дел ЕС руководит общей внешней политикой и политикой безопасности сообщества". К тому же эта статья наделяет его — а не председателя Еврокомиссии — правом делать Евросовету и Европарламенту предложения, касающиеся внешней политики и политики безопасности, а также проводить их в жизнь в случае их принятия. Таким образом, столкновение интересов оказывается буквально запрограммировано, так как Х. Солана имеет право создать собственную "европейскую внешнеполитическую службу" — мощное ведомство, появившееся и развивающееся наравне с аппаратом Еврокомиссии под управлением Ж. Баррозу.
Так или иначе, но Евросоюз намерен до оставшегося саммита ЕС в ноябре решить все возникшие противоречия в своих органах власти. А это значит, что как минимум на два месяца Евросоюзу будет не до Украины и до ее внешних и внутренних проблем. Может, хотя бы украинские выборы рассеют завуалированную апатию Евросоюза к Киеву.

Распределения полномочий в Еврокомисси по странам

Страна

Комиссар

Сфера ответственности

Португалия

Жозе Мануэль Баррозо

Президент Еврокомиссии

Польша

Данута Хюбнер

Региональная политика

Литва

Далия Грибаускайте

Бюджетная политика

Дания

Марианн Фишер-Боэль

Сельское хозяйство и аграрная политика

Мальта

Джо Борг

Рыболовство

Латвия

Ингрида Удре

Таможенная политика и налоги

Венгрия

Ласло Ковач

Энергетика

Чехия

Владимир Шпидла

Социальная политика

Греция

Ставрос Димас

Охрана окружающей среды

Словения

Янез Поточник

Наука

Кипр

Маркос Киприану

Здравоохранения и защита прав потребителей

Бельгия

Луис Мишель

Развитие и гуманитарная помощь

Люксембург

Вивиан Рединг

Информация, информация и СМИ

Словакия

Ян Фигель

Образование, культура и языковое многообразие

Финляндия

Олли Рен

Дальнейшее расширение ЕС

Швеция

Марго Воллстрем

Административная реформа и связи с Европарламентом

Испания

Хоакин Алумния

Общая экономическая политика и валютный союз

Германия

Гюнтер Ферхойген

Политика в отношении предпринимательства и индустрии

Великобритания

Торговля

Эстония

Сиим Каллас

Кадровая политика и борьба с коррупцией

Италия

Рокко Буттильйон

Безопасность, свободы и право

Голландия

Неели Кроес

Конкуренция

Австрия

Бенита Ферреро-Вальднер

внешняя политики и политика соседства

Ирландия

Чарли МакКриви

внутренний рынок и услуги

Франция

Жак Барро

Транспорт