О межбюджетной справедливости

На прошлой неделе Кабмин попытался улучшить условия финансирования местных бюджетов. Правительством было принято решение оставить на местах все сверхплановые поступления до конца текущего года. А премьер пообещал пойти еще дальше и ввести приоритетное фин
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На прошлой неделе Кабмин попытался улучшить условия финансирования местных бюджетов. Правительством было принято решение оставить на местах все сверхплановые поступления до конца текущего года. А премьер пообещал пойти еще дальше и ввести приоритетное финансирование промышленных регионов

17 ноября на заседании Кабинета Министров было принято постановление, которым местным бюджетам разрешено в ноябре и декабре текущего года оставлять в своем распоряжении все сверхплановые поступления. До этого в течение десяти месяцев местные бюджеты перечисляли 50% своих сверхплановых поступлений в центр. Министр финансов Николай Азаров отметил, что решение принято в связи со стабильной финансовой ситуацией, перевыполнением госбюджета и по просьбе местных органов власти.

В большинстве своем, местные органы власти положительно отнесутся к новым инициативам. Действовавшая ранее система, предусматривала перетекание 50% сверхплановых поступлений перевыполнивших план регионов в местные бюджеты регионов, которые не достигли плановых показателей. Следует добавить, что и эта норма была введена только в этом году. В предыдущие годы практически вся сумма перевыполнения плана отчислялась в госбюджет и потом уходила в регионы-реципиенты. Местные бюджеты-доноры неоднократно жаловались, что такая система не стимулирует их перевыполнять план по бюджетным поступлениям. Но в текущем году большинство регионов перевыполняют план. Согласно данным Госказначейства Украины, по итогам девяти месяцев доходы местных бюджетов составили 28,33 млрд. грн., или 75,4% годового плана. Таким образом, решение правительства создаст для регионов дополнительные стимулы и позволит направлять сверхплановые поступления на решение местных задач.

С другой стороны, норма, при которой только 50% налоговых сверхпоступлений отчисляются в госбюджет, все же не лишена смысла, хоть и поддается критике местных властей. "Критика формульного подхода вызвана недовольством местных властей. Эта норма отрицательно влияет на заинтересованность местных бюджетов-доноров в дальнейшем наращивать свои доходы. В то же время такая система позволяет улучшить финансовое положение территорий, где бюджет хронически недовыполняется. Норма о перечислении 50% сверхплановых поступлений имеет право на существование, поскольку выравнивание финансового обеспечения территорий является одной из задач государственной политики. Проблема, действительно вызывающая нарекания, — это практическое применение нормы, в особенности механизм расчетов между бюджетами", — прокомментировала для "Инвестгазеты" постановление Кабмина аналитик бюджетной политики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Наталия Мартыненко.

Кстати, В. Янукович во время своей рабочей поездки в Днепропетровскую область поддал жесткой критике формульный подход, который используется при формировании местных бюджетов. По его мнению, на практике это приводит к ущемлению интересов наиболее доходных регионов Украины и не стимулирует "товаропроизводящие области".

В то же время эксперты называют формульный подход одним из главных достижений бюджетной реформы 2001 года. Он позволил решить главную проблему, которая существовала до принятия Бюджетного кодекса, когда распределение средств между местными бюджетами велось фактически путем "торгов" между представителями местной и центральной власти. В результате этого бюджетные показатели были непредсказуемы, а перспективное бюджетное планирование не представлялось возможным. Именно формульный подход внедрил непредвзятый порядок распределения бюджетных денег между регионами.

По словам В. Януковича, недостатком формульного подхода является то, что в равных условиях находятся перегруженные промышленностью регионы, имеющие высокий уровень экологической загрязненности, и "чистые" в этом отношении регионы. Как считает премьер, для более справедливого распределения бюджетных средств, необходимо вводить поправочные коэффициенты, учитывающие экологический фактор.

Вместе с тем, в Украине уже существует обязательный сбор за загрязнение окружающей природной среды, который платится предприятиями-загрязнителями именно в местный бюджет. Следовательно, механизм, позволяющий компенсировать жителям экологически неблагополучных территорий потери (в том числе здоровья), уже существует. Но по причине неудовлетворительного финансирования экологической инспекции он практически не задействован.