"Очень важен взгляд со стороны…"

Группа компаний "Караван" за последнее время открыла несколько новых направлений деятельности. Прежде чем их осваивать, компания проводила предпроектный анализ с привлечением зарубежных и отечественных специалистов. О специфике предпроектных работ рассказ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Группа компаний "Караван" за последнее время открыла несколько новых направлений деятельности. Прежде чем их осваивать, компания проводила предпроектный анализ с привлечением зарубежных и отечественных специалистов. О специфике предпроектных работ рассказывает директор по развитию бизнеса "Каравана" Денис СЛУЧИНСКИЙ

— За последнее время ваша компания открыла несколько новых направлений деятельности. С чего начинается реализация нового проекта?

— Начну с того, что за последних полгода мы перешли на новую ступень развития — создали управляющую компанию. Это группа людей, в которую вошли руководители направлений — финансового, юридического, безопасности, недвижимости и собственники. В их задачу входит формирование стратегии развития бизнеса. Также мы создали коллегиальный орган (дирекцию), куда входят руководители всех ключевых направлений. Как правило, на заседании дирекции оговариваются первоначально возникшие идеи, например, открытие нового магазина или выход на завоевание нового для нас сегмента рынка. Путем общего голосования эта идея или принимается, или отклоняется, или направляется на доработку.

На первом этапе собственники знакомятся с мнением наемных менеджеров и корректируют его с учетом своих пожеланий. Затем создается рабочая группа, куда входят менеджеры направлений, которые будут курировать этот проект. После чего мы переходим к выполнению предпроектного анализа, с помощью которого можно спрогнозировать экономический эффект. Хочу сказать, что для каждого направления создается отдельная группа, поскольку каждый бизнес имеет свою специфику, и специалистов необходимо подбирать соответствующих.

— После того как группа создана, с чего начинается ее работа?

— В управляющей компании есть департамент, который постоянно занимается развитием проектов — как новых, так и старых. В задачу этой группы входит совместно с юридической, финансовой службой, а также специалистами в необходимой предметной области детально изучить этот проект.

Все начинается с изучения рынка, конкурентов, а заканчивается построением финансовой модели. Если говорить о торгово-развлекательных комплексах, то прямых конкурентов у нас пока нет, поэтому в данном случае приходится делать не столько конкурентный анализ, сколько изучать доходность будущего проекта. В данном случае приходится анализировать, от какого из направлений мы получим большую прибыль — от торгового, продуктового или торгово-развлекательного. Поскольку всегда есть ограничения по ресурсам, приходится максимально эффективно принимать решения относительно вложений. Для этого необходимо построить такую модель, которая позволит четко проанализировать затратную, доходную части, а также оценить экономический эффект от реализации данного проекта.

— Вы говорили о специалистах, хорошо знающих предметную область. Это внешние консультанты или ваши сотрудники?

— Когда мы приняли решение о создании крупного торгово-развлекательного центра "Караван" в Киеве на ул. Луговой, мы понимали, что это для нас новый бизнес, и продумать все детали очень сложно. Поэтому было принято решение привлечь специализированную компанию, которая работает на рынке недвижимости не первый год, и, кроме того, имеет зарубежный опыт. Выбор пал на Colliers International. Специалисты этой компании на первом этапе сделали для нас полное исследование рынка, разработали стратегию, помогли составить бизнес-план. Самостоятельно мы построили только финансовую модель. Преимущество привлечения сторонней компании было еще и в том, что на этапе планирования они нам также помогли найти будущих арендаторов с известными мировыми именами. Кроме того, они знали их специфические требования к качеству помещений, размещению, и, соответственно, весь проект делался с учетом всевозможных потребностей как будущих арендаторов, так и покупателей.

В вопросах финансовой части мы привлекли специалистов из "большой четверки". Они помогли грамотно составить бизнес-план, чтобы нам было проще получить заемные средства у международных банков. Сейчас многие работы мы делаем уже самостоятельно, например, исследование рынка потребителей.

— Многие компании сами строят свои бизнес-планы. Расскажите, какие преимущества от сотрудничества с консалтинговыми компаниями в этом вопросе?

— В любом новом проекте нужен финансовый анализ и анализ привлечения средств. Чтобы привлечь инвестора — то ли в качестве кредитора, то ли стратегического партнера, необходимо обладать четко структурированной информацией с тем, чтобы убедить его, что данный проект экономически целесообразен и выгоден. Поэтому если мы говорим о западном финансировании, мы работаем с консультантами из "большой четверки". Это западные компании, поэтому имеют хороший опыт общения с зарубежными финансовыми институтами и помогают разговаривать с кредиторами на одном языке. Кроме того, то, что мы понимаем больше интуитивно, консультанты помогают формализовать. Также иногда очень важен взгляд со стороны, чтобы указать на возможные недостатки.

— Что описывается в бизнес-плане, и что важно для кредиторов в нем увидеть?

— В нем описано все, начиная от изучения рынка и заканчивая тем, что это будет за проект, какой он будет иметь внешний вид. Также в бизнес-плане содержится информация о том, в каком городе мы строим, что это за населенный пункт, какой у него уровень доходности, в каком районе мы строим наш объект. Также в нем есть сравнение и анализ аналогичных центров в Москве, Восточной Европе. Это важно для будущих прогнозов, поскольку Украина развивается как и другие страны, просто мы несколько отстаем в своем развитии. Поэтому важно, чтобы консультанты, зная опыт других стран, помогли нам грамотно составить нужный бизнес-план. Кроме того, в бизнес-плане хорошо описана финансовая часть — все показатели затрат, будущей прибыли, окупаемости проекта, какие объемы инвестиций нужны на каждом этапе развития. Совместно с консультантами мы создаем этот документ, и поскольку он сделан в соответствии с международными стандартами и в нужной форме, банкиры очень хорошо воспринимают такой подход.

— Насколько мне понятно, консультанты имеют только положительные стороны? Но так ли это?

— Консультанты имеют как плюсы, так и минусы. Нельзя всегда полагаться только на их мнение. Поскольку они пришли, провели исследование и ушли. А нам, руководителям, потом на его основании приходится внедрять проект в жизнь. Поэтому они могут советовать, и их опыт очень часто полезен, но иногда они не чувствуют нюансы организационной структуры, не всегда знают тонкости данного бизнеса, особенно если это новое для них направление. Например, те же торгово-развлекательные центры, такие как "Караван" — их в Украине нет, поэтому найти профессиональных консультантов для исследования этого рынка у нас достаточно сложно.

Так сложилось, что очень часто мы прибегаем к помощи консалтинга только в узком направлении. Если говорить о финансировании проекта, то в данном случае привлекаем одну из компаний "большой четверки" для того, чтобы сделать презентацию для западного банка. В специализированных вопросах мы пользуемся услугами технических консультантов, которые рекомендуют, как правильно спланировать архитектуру, внутреннюю планировку, зонирование комплекса, каким образом разместить разные объекты в торговом центре. От этого зависит эффективность сдачи в аренду площадей центра, а соответственно, и будущие доходы.

Большая ошибка некоторых компаний состоит в том, что они, зная один сегмент бизнеса, который хорошо изучили, начинают работать в новом, не понимая его специфики. При этом не пользуются ни чужим опытом, ни помощью консультантов.

— Какие работы вы делаете абсолютно самостоятельно, без чьей-либо сторонней помощи?

— На первом этапе, когда только принимается решение о вхождении в новый бизнес, у нас создается предпроектная группа, в которую входят, как я и говорил, специалисты различных служб. В их задачи входит составление первоначального бизнес-плана на несколько страниц. В нем каждый отдел описывает свое видение проекта и дает рекомендации, которые потом обсуждаются на совете директоров совместно с собственниками. После чего назначается менеджер проекта, который определяет, где он справится сам, а где нужны консультанты. Например, сейчас анализ рынка мы делаем самостоятельно. Когда-то мы приобретали различные исследования, но поскольку найти официальные данные сложно, лучше эту работу проделывать своими силами.

— Но на первых порах вы же не все могли делать своими силами?

— Когда мы приняли решение строить свой первый торгово-развлекательный центр "Караван" в Киеве, у нас было два варианта организации работы продуктового гипермаркета в составе данного центра — сдать в аренду зарубежному оператору или входить в бизнес и управлять им самостоятельно. Поскольку на тот момент не существовало операторов, отвечающих нашим требованиям и уровню будущего центра, было принято решение о вхождении в данное новое для нас направление самостоятельно.

На тот момент мы совершенно не знали ни специфики этого бизнеса, ни того, как им лучше управлять. Поэтому было принято решение привлечь консультантов не только по техническим вопросам, таким как составление предпроектной документации, бизнес-плана, а и специалистов-практиков, которые могут рассказать, что это за бизнес, какова его специфика и как правильно развить данный проект, чтобы он принес хорошую прибыль. В результате мы привлекли ряд иностранных специалистов, работающих в аналогичном бизнесе. Они давали нам практические рекомендации, проводили обучение. После открытия мы продолжаем успешно и регулярно с ними сотрудничать.

Хочу отметить одну классическую особенность: любой бизнес создается для того, чтобы рано или поздно быть проданным. Многие украинские собственники понимают, что через некоторое время, когда в Украину придут серьезные западные компании, им придется с ними конкурировать. В большинстве случаев делать это эффективно будет очень сложно. В результате, скорее всего, возникнет целесообразность продажи бизнеса. Поэтому, перед тем как начинать заниматься каким-либо бизнесом и строить планы по его стратегическому развитию, нужно четко понимать, каким ты его хочешь видеть в долгосрочной перспективе. Соответственно, если бизнес ориентирован на конечную продажу стратегическому инвестору, необходимо очень хорошо знать всех потенциальных конкурентов и покупателей, которые могут прийти в Украину через несколько лет.

Кроме того, необходимо изучать их стандарты, требования, подходы к ведению бизнеса и стремиться адаптировать свои бизнес-процессы к этим критериям. Результатом станет высокая эффективность ведения бизнеса, а также ряд конкурентных преимуществ, которые помогут максимизировать его стоимость при продаже.

— Сколько вы потратили на консультантов, и где вы их, как правило, ищете?

— Взаимосвязь между стоимостью консультаций и их практической пользой весьма условна. Зачастую, заплатив частному консультанту несколько тысяч долларов, в результате получаешь более профессиональные, а самое главное — более практически полезные рекомендации, чем работая с компанией с громким именем. Все зависит от уровня специалиста, с которым работаешь, и от его практического опыта. Что касается поиска специалистов, то обычно это происходит по рекомендациям бизнес-партнеров, друзей или по личным контактам.

Иногда возникает необходимость, чтобы консультантом выступила компания с известным мировым именем. Например, в проектах с участием западных банков или стратегических инвесторов.