Очередь за хлебом

ГАК "Хлеб Украины" избавился от долга перед крупнейшим частным кредитором, и теперь государственные кредиторы владеют 64% долгов компании. Поэтому шансы на получение привлекательных активов компании в ходе их продажи для расчета с долгами имеют государств

ГАК "Хлеб Украины" избавился от долга перед крупнейшим частным кредитором, и теперь государственные кредиторы владеют 64% долгов компании. Поэтому шансы на получение привлекательных активов компании в ходе их продажи для расчета с долгами имеют государственные операторы на рынке зерна — Агрофонд и Госрезерв

На прошлой неделе председатель правления ГАК "Хлеб Украины" Сергей Хорошайлов заявил, что компания погасила долг в размере $25 млн. перед своим основным частным кредитором — немецким банком HSH NordBank. После выплаты доля государственных кредиторов в структуре задолженности компании достигла 64% от общей суммы долга предприятия. Ранее ГАК "Хлеб Украины" сумела списать часть своей общей задолженности с 1 млрд. грн. до 175 млн. грн. благодаря созданию в 2003 году Агентства по реструктуризации задолженности предприятий АПК.

Задолженность начала формироваться с 2003 года, когда ГАК "Хлеб Украины" объявила о своем намерении участвовать в конкурсе по определению госагента по интервенционным закупкам зерна. Тогда предприятие рассчитывало направить на закупку зерна в интервенционный фонд 55 млн. грн. бюджетных средств, а затем использовать это зерно как залог для привлечения кредитов коммерческих банков под его залоговые закупки. Таким образом, компания привлекла кредитов в объеме 250 млн. грн. А изъявили готовность финансировать проект предприятия такие банки, как "Аваль", "Форум" и Укрэксимбанк.

В итоге из-за неэффективной и непродуманной политики государства, стали накапливаться долги. Как рассказал "Инвестгазете" информированный источник, "Хлеб Украины" закупил зерно у одного из крупнейших зернотрейдеров, компании "Топфер", во время неурожая еще в 2003 году. Количество зерна оказалось лишним, поскольку государство не просчитало, какой объем потребуется предприятиям-потребителям. "Его завезли по завышенным ценам и продавали слишком дорого компаниям", — говорит источник. Как раз в то время ГАК "Хлеб Украины" увеличила свои долги, поскольку понесла огромные убытки. Сегодня у компании проблемы, связанные со сбытом продукции, потерей рынков сбыта, с накоплением готовой продукции на складах. Часто готовая продукция отгружалась по ценам, которые значительно ниже себестоимости ее производства.

В конце октября 2005 года Сергей Хорошайлов объявил о том, что компания близка к банкротству, и начал обосновывать необходимость оздоровления компании. Но правительство тянет с принятием плана санации "Хлеба Украины", в процессе которого предполагается продавать активы компании.

Сейчас "Хлеб Украины", не дожидаясь санации, гасит долг одному из крупнейших кредиторов. По словам аналитика компании "Миллениум Капитал" Ирины Цегельник, разобравшись с крупнейшим негосударственным кредитором, компания получила возможность не учитывать мнение частных кредиторов при определении дальнейшей судьбы компании. Сейчас у предприятия перед частными кредиторами менее 50% задолженности, а план санации может быть утвержден только после согласия кредиторов, у которых более 50% долгов компании. По словам источника "Инвестгазеты", Хорошайлов просто решил не скандалить с немецким банком и выплатил долг. Далее компания может стать банкротом и оставить остальных кредиторов без денег, допускает источник.

Следующим шагом Хорошайлова станет проведение оздоровления "Хлеба Украины", для чего понадобится около 1 млрд. грн. Хорошайлов рассказывал о процедуре проведения санации, согласно которой предприятие получит недостающие финансовые средства путем продажи активов и дополнительной эмиссии с последующей продажей 49% акций компании. Но Министерство аграрной политики выступает против этого шага. "Санации ГАК "Хлеб Украины" не будет, поскольку это будет скрытая приватизация компании", — отвергает такой план министр аграрной политики Александр Баранивский. В свою очередь, он предлагает просто передать предприятие под контроль своему ведомству, получая в ответ от Хорошайлова отказ. По словам Ирины Цегельник, в Украине, как и в других странах СНГ, санация очень часто используется для того, чтобы заинтересованные лица смогли купить компанию по дешевке после "безрезультатной" санации, когда управляющими санации назначаются "свои люди" и практически ничего не делают, чтобы вывести компанию из затруднительного положения. Обычно новыми собственниками становятся бывшие руководители компании, которые приложили усилия, чтобы она пришла к санации автоматически. Аналитики полагают, что Баранивский опасается именно этого. В то же время он убежден, что министерство сможет контролировать деятельность компании и вывести ее из финансового кризиса.

Противостояние Баранивского и Хорошайлова имеет простое объяснение — борьба за контроль над крупнейшим оператором рынка зерновых. Нынешний глава компании лоббирует ее санацию, но не факт, что она не поможет выйти из кризиса. Влиятельный источник на рынке зерновых, пожелавший остаться неназванным, прогнозирует, что основная цель — дележ активов компании, часть которых может отойти Государственному резерву, а самые привлекательные объекты — Аграрному фонду. Остальные активы предприятия выставят на продажу, и за полученные деньги будут сражаться кредиторы. В то же время Баранивский всячески препятствует началу санации и инициирует переход управления предприятия под контроль Минагрополитики.