НБУ курс:

USD

41,27

-0,00

EUR

45,46

-0,00

Наличный курс:

USD

41,57

41,50

EUR

46,13

46,00

"Один раз не оправдав надежды инвестора, уговорить его еще раз инвестировать очень тяжело"

О том, как разработать стратегию развития предприятия и "донести ее" до потенциальных инвесторов, рассказывает директор СП "Технологии и инвестиционный консалтинг (ТИКОН)" ВЛАДИМИР МАТЮШКО

О том, как разработать стратегию развития предприятия и "донести ее" до потенциальных инвесторов, рассказывает директор СП "Технологии и инвестиционный консалтинг (ТИКОН)" ВЛАДИМИР МАТЮШКО

— Владимир Иванович, что мешает украинским предприятиям без проблем привлекать инвестиции?
— На украинских предприятиях довольно плохое состояние материальных активов, к тому же оборудование изношено до 60%. Оно не годится для залога, что, соответственно, снижает привлекательность того или иного предприятия для инвесторов. Но существуют еще и нематериальные активы, на которые инвесторы также обращают внимание и которые могут давать надежды на перспективы в плане инвестирования. Один из таких активов — наличие четкой маркетинговой и инвестиционной стратегии, что подтверждает опрос, проведенный среди 340 иностранных инвесторов, имевших успех в России. По их мнению, при наличии определенной маркетинговой стратегии капитализация компании возрастает в среднем до 18%.
Поэтому стратегию необходимо обязательно разрабатывать. Этим может заниматься само предприятие, но лучше прибегнуть к помощи профессиональных консультантов. Болезнью украинских предприятий является приукрашивание реального положения дел. Со временем ситуация проясняется, и это наносит непоправимый ущерб. Один раз не оправдав надежды инвестора, уговорить его еще раз вложить средства очень тяжело.
Например, предприятие заявляет о готовности реализовать проект на сумму $100 млн. Мы начинаем считать, сколько оно может получить инвестиций, исходя из его активов. Согласно принятым методикам стоимость активов должна составлять не менее 30% от суммы вкладываемых инвестиций. Но, как зачастую выясняется, у предприятия отсутствует нераспределенная прибыль, нет накопленной амортизации, оно не имеет ни залога для 100 млн., ни доброкачественных активов, поэтому только "морочит голову" инвестору. Нельзя представлять никому не нужное старое оборудование как доброкачественные активы! Лучше реинвестировать прибыль и демонстрировать стратегию роста. К примеру, такие компании как "Киевстар", "Сандора", "Блиц-Информ" постоянно реинвестируют часть прибыли, растут и легко привлекают заемные средства.
Любому предприятию следует быть честным с инвестором: честно создать свой образ, разработать стратегию, посчитать, сколько на самом деле можно привлечь инвестиций, определить, есть ли собственные средства — причем такие, какие бы отвечали типовым требования инвесторов.

— Каким образом отечественные компании могут заявить о своих инвестиционных потребностях?
— Для поиска инвестора необходимо придерживаться некоторых правил так называемого инвестиционного маркетинга. Во-первых, необходимо четко указать, на какие конкретно цели будут потрачены инвестиционные средства. Информацию о проекте и компании желательно открывать в аналитическом виде, потому что простая статистика в виде баланса и отчета о прибылях и убытках не формирует у инвестора полного представления о предприятии. Цифры приходится пересчитывать. Для представления показателей и публикации информации существуют специальные системы. В качестве инструмента профессионального формирования аналитических отчетов мы рекомендуем программный продукт Audit Expert. Необходимо публиковать такие показатели, как рентабельность собственного капитала, рентабельность необоротных активов и инвестиций, а не только стандартные бухгалтерские формы отчетности, это как делает Комиссия по ценным бумагам. Для принятия инвестиционного решения инвесторам необходима аналитическая информация.
Во-вторых, чтобы донести информацию до потенциального инвестора, необходимо правильно проводить инвестиционный маркетинг. Этот вид маркетинга имеет некоторые особенности. Мы своим клиентам рекомендуем размещать инвестиционные предложения на специальных профессиональных сайтах. Очень трудно искать необходимую информацию непосредственно на сайтах компаний. Лучше пользоваться одним профессиональным сайтом, который инвестор посещает регулярно, потому что там данные представлены комплексно (об окружающей среде, инвестиционной инфраструктуре и пр.).
Желательно, чтобы информация была "привязана" к удобной базе. Наиболее удобным для инвестора, на наш взгляд, является разделение по регионам. Именно по такому принципу построена информационная система "Инвестиционные возможности в Украине" ( www.imvu.com.ua). Еще очень важно, чтобы данные поступали из надежных источников, а не размещались в свободном режиме.

— А при более активном поиске?
— Необходимо участвовать в инвестиционных форумах. Наиболее эффективны такие форумы, как "Консультационный совет инвесторов при Президенте", украинско-немецкий форум "Украина — Германия", "Инвестиционная ярмарка" во Львове. Эффективны также форумы, проводимые польскими инвесторами в Днепропетровске, а также форумы "Россия-Украина", состоявшиеся в Харькове и Одессе. Множество международных мероприятий анонсируют специализированные порталы ipanet.com, ceinet.org.
Полезно участвовать во всех мероприятиях по повышению инвестиционной привлекательности региона, потому что облгосадминистрации приглашают многих инвесторов. Эти мероприятия дешевле, чем коммерческие (поскольку администрации сокращают издержки участников), но не менее эффективны. Например, после проведения "Инвестиционной ярмарки" во Львове было подписано два соглашения об инвестировании. Не менее важно участвовать в рейтингах, которые действительно рассматриваются инвесторами при принятии решений.
По опыту знаю, что участие во всех упомянутых этапах инвестиционного маркетинга способно изменить в лучшую сторону ситуацию в компании. Я всегда говорю, что "инвесторы улучшают предприятие", и эта работа всегда приносит большую пользу.