Окончательный развод: "Укрзализныця" покидает "Экспресс-Банк"

На протяжении месяца "Укрзализныця" примет решение относительно уполномоченного банка, который в дальнейшем будет обслуживать госкомпанию. У "Экспресс-Банка" шансов оставить у себя счета железнодорожников практически не осталось — после того как "Укрзализ
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На протяжении месяца "Укрзализныця" примет решение относительно уполномоченного банка, который в дальнейшем будет обслуживать госкомпанию. У "Экспресс-Банка" шансов оставить у себя счета железнодорожников практически не осталось — после того как "Укрзализныця" потеряла контроль над банком, руководство последней решило диверсифицировать риски и найти себе более подходящих финансовых партнеров

Основной клиент "Экспресс-Банка" и в прошлом владелец контрольного пакета акций учреждения государственное предприятие "Укрзализныця" окончательно решило отказаться от дальнейшего сотрудничества с банком. На прошлой неделе генеральный директор "Укрзализныци" Василий Гладких заявил о намерении в течение месяца провести открытый тендер по выбору уполномоченного банка, который и будет обслуживать госкомпанию. Он также опроверг информацию о существовании договоренностей о переходе "Укрзализныци" на обслуживание в ПриватБанк. "Был договор о намерениях о сотрудничестве, а не переходе", — сказал Гладких. По его словам, стороны рассматривали возможность закупки ПриватБанком банкоматов для нужд "Укрзализныци", а уполномоченный банк будет определен на тендерной основе.

Тендерный вопрос

Впрочем, проводить тендер для определения уполномоченных банков "Укрзализныця" в принципе и вовсе не обязана. По этому поводу "Укрзализныця" обратилась в Нацбанк и Тендерную палату Украины с просьбой предоставить разъяснения относительно порядка применения отдельных норм Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" в части приобретения банковских услуг.

В НБУ ответили, что предоставление разъяснений относительно порядка применения законодательства Украины о госзакупках относится исключительно к компетенции Тендерной палаты, выводами которой и необходимо руководствоваться во время проведения закупок банковских услуг.

В свою очередь, в Тендерной палате пояснили, что проводить тендерные процедуры для определения уполномоченных банков закон не обязывает. "Согласно ст.79 Хозяйственного кодекса Украины, нормы Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" распространяются на закупки государственными, казенными, коммунальными предприятиями и хозяйственными обществами, в которых доля государства превышает 50%, только в части приобретения за государственные средства материально технических ресурсов", — говорится в разъяснении Тендерной палаты. Соответственно, с требованиями ст. 342 Хозяйственного кодекса Украины юридические лица "открывают счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов банковских операций в любых банках Украины по своему усмотрению и по согласию этих банков в порядке, установленном НБУ".

Конфликт интересов

Полемика вокруг счетов "Укрзализныци" разгорелась в начале апреля. Тогда г-н Гладких заявил о том, что компания будет работать с теми банками, которые предложат наилучшие условия обслуживания, указав при этом, что "Экспресс-Банк" железнодорожники могут покинуть целиком и полностью. Говоря о планах работы с другими банками, в частности с ПриватБанком, глава "Укрзализныци" Василий Гладких указал на предложенный "Приватом" зарплатный проект, недостаточную кредитоспособность "Экспресса" и то, что "Укрзализныця" теперь не владеет банком. "Уменьшение масштабов сотрудничества "Укрзализныци" с "Экспресс-Банком" объясняется потерей железной дорогой контрольного пакета его акций и неспособностью банка удовлетворить все запросы "Укрзализныци" по финансовому обслуживанию", — пояснил тогда свои намерения генеральный директор "Укрзализныци".

Напомним, что в начале августа 2005 года в СМИ появилась информация, что контроль над "Экспресс-Банком" перешел к структурам финансово-промышленной группы "Запорожсталь", которую связывают с бизнесменами Александром Шнайдером, Эдуардом Шифриным и Игорем Дворецким. Тогда, по информации в некоторых СМИ, "дружественный" "Запорожстали" Индустриалбанк приобрел около 60% акций "Экспресса". По другой информации, смена собственников "Экспресс-Банка" произошла годом раньше, когда в структуре акционеров финучреждения начали фигурировать такие компании, как СОДО "Захид-Резерв", ООО "Саусленк-Запорожье" и др., которые напрямую связывают с вышеназванными предпринимателями.

В то же время для председателя правления "Экспресс-Банка" Юрия Джуса заявления г-на Гладких стали полной неожиданностью. "Генеральный директор "Укрзализныци" не желает со мной встречаться. Я прошусь к нему на прием — не принимает, звоню на мобильный — не отвечает. Наверное, ему просто нечего сказать. Заместитель Гладких по финансовым вопросам говорит, что у нас слишком высокие проценты по кредитам, тарифная политика их не устраивает. Не понимаю, почему всегда устраивала, а сейчас уже нет", — сетовал отчаявшийся г-н Джус в интервью издательству "Экономика". "На нее ("Укрзализныцю". — Ред.) приходится 56% от всех средств юридических лиц. В среднем у нас 500 млн. грн. средств населения, и из них только третья часть — средства сотрудников "Укрзализныци". Уход такого клиента может положить любой банк", — заявил предправления "Экспресс-Банка", добавив, что банк действительно "может обанкротиться". Таким заявлением г-н Джус практически подписал приговор своему банку. Ведь даже если теперь "Укрзализныця" и "Экспресс-Банк" договорятся, "посыл" топ-менеджера банка о возможном банкротстве финучреждения, скорее всего, "услышали" другие клиенты банка и уже начали вывод средств, опасаясь неплатежеспособности "Экспресса".

В свою очередь гендиректору "Укрзализныци" такое публичное заявление г-на Джуса только прибавило "бодрости". В интервью "Инвестгазете" Гладких засвидетельствовал, что намерения уйти из "Экспресс-банка" — серьезные. "Они ("Экспресс-банк". — Ред.) сами подтвердили, что могут обанкротиться, если железная дорога ("Укрзализныця") уйдет. Это маленький банк, и он не стабилен. В нем опасно держать частные деньги, потому что в итоге выйдет как всегда: люди, которые имеют большие деньги, выйдут (из "Экспресс-банка". — Ред.), а другие — потеряют, — объясняет г-н Гладких и добавляет: Это не банк, а контора какая-то. Разве банк может рассыпаться, потеряв какого-то клиента".

Реакция рынка

По мнению экспертов, в поведении железнодорожников нет ничего странного. "В "Экспресс-Банке" — противоречие. Банк — частный, а обслуживает крупнейшее государственное предприятие. Вот если бы "Укрзализныця" работала с Ощадбанком или Укрэксимбанком — таких проблем не было бы никогда", — говорит заместитель председателя правления Брокбизнесбанка Владимир Клименко. "Экспресс-банк" очень мал для "Укрзализныци" — это одно из крупнейших предприятий в Украине. Такой организации, как "Укрзализныця", необходимо сотрудничать как минимум с двумя-тремя банками из первой пятерки", — поясняет независимый банковский эксперт Андрей Онистрат, поэтому появление протокола о намерениях с ПриватБанком выглядит вполне обоснованно. С другой стороны, по мнению независимого банковского эксперта Андрея Корсуна, в возможном сотрудничестве "Укрзализныци" с "Приватом" нет ничего удивительного. "Если бы из "Экспресс-Банка" Гладких перешел в какой-то другой мелкий банк — здесь может возникнуть множество вопросов. А когда речь идет о ПриватБанке — в этом нет ничего странного", — говорит он.

В результате, решение "Укрзализныци" является вполне логичным. Во-первых, контроль над "Экспресс-Банком" принадлежит не государству, а частным структурам. Во-вторых, учитывая размеры "Укрзализныци", ее географическую специфику (структурные подразделения компании покрывают всю Украину), предприятию намного рациональнее будет работать с банками, у которых лучше развита филиальная и банкоматная сеть. Третье — удовлетворить потребность "Укрзализныци" в долговых ресурсах "Экспресс-Банк" не может и подавно. Дело в том, что "Укрзализныця" владеет более чем 10% акций банка, а значит, является его инсайдером. Согласно Постановлению НБУ №368 от 28.08.2001 норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру,

не должен превышать 5% уставного капитала банка.

По данным Ассоциации украинских банков, на 1 апреля 2006 года размер уставного капитала "Экспресс-Банка" составлял около 8 млн. евро (около 50 млн. грн.), т. е. банк может предоставить "Укрзализныци" кредитов на 2,5 млн. грн. Для компании с доходами в 22,7 млрд. грн. (согласно недавно утвержденному финплану "Укрзализныци") сумма мизерная. Поэтому желание железнодорожников уйти из "Экспресса" выглядит закономерным.

Основные акционеры "Экспресс-Банка" на 01.01.2004 г.

Акционер

Доля корпоративных прав, %

АОЗТ "Интер-Контакт"

37,40%

Госадминистрация ж/д транспорта "Укрзализныця"

23,40%

ГТЭП "Интертранс"

11,30%

Донецкая железная дорога

6,90%

Другие

21,00%

Основные акционеры "Экспресс-Банка" на 01.01.2006 г.

Акционер

Доля корпоративных прав, %

"Укрзализныця"

17,37%

ООО "Саусленк-Запорожье"

9,47%

СОДО "Захид-Резерв"

9,47%

ЗАО "Страховая компания МД-Гарант"

9,46%

Weybridge Investments Limited

9,26%

Airol Beteiligungen AG

9,26%

ООО "Металлургический центр"

8,35%

ПЗНВИФ "МД-Капитал"

6,90%

Другие

20,46%