Олесь Когут, директор ИК "Проспект-Инвестментс": "ФОНДОВЫЙ рынок — удобный способ привлечь недорогие, эффективные ресурсы"

Совсем недавно в одной из крупнейших украинских инвестиционных компаний — "Проспект-Инвестментс" сменился руководитель. Об изменениях в стратегии работы компании на фондовом рынке в новом году, о развитии новых направлений деятельности компании, о ситуаци

Совсем недавно в одной из крупнейших украинских инвестиционных компаний — "Проспект-Инвестментс" сменился руководитель. Об изменениях в стратегии работы компании на фондовом рынке в новом году, о развитии новых направлений деятельности компании, о ситуации на украинском финансовом рынке и перспективах его развития, о законотворчестве в области финансовых рынков рассказывает ее новый директор — Олесь КОГУТ

ОЛЕСЬ АЛЕКСЕЕВИЧ, вы стали директором ИК "Проспект-Инвестментс". Какие в связи с этим произойдут изменения в стратегии работы компании на фондовом рынке?

— Компания давно работает на рынке и уже имеет свое лицо, страте­гию деятельности, свои позиции. Первоочередные наши задачи заклю­чаются в дальнейшем развитии и ук­реплении тех позиций, которые мы имеем сегодня, а именно — быть ли­дирующей брокерской компанией по работе с акциями украинских пред­приятий. Задача эта, на мой взгляд, вполне выполнима. Компания ста­бильно работает на рынке, постоянно находится в числе лидеров. По итогам прошлого года, например, в рейтинге ПФТС среди торговцев акциями мы уступили только компании "Альфа-капитал". В дальнейшем "Проспект-Инвестментс" будет становиться более универсальной, более гибкой в реаги­ровании на изменения рынка. Мы вы­ходим на рынок, предлагая новые продукты и финансовые инструменты для своих клиентов. И, конечно, глав­ная задача — стать лидерами фондо­вого рынка Украины.

А какие именно новые программы вы имеете в виду?

— У клиентов возникают различ­ные потребности и задачи на фондо­вом рынке, такие как спекулятивные сделки с акциями предприятий, опе­рации по концентрации крупных (блокирующих и контрольных) пакетов акций, управление активами, ус­луги по корпоративным финансам, консультации по управлению. Компания предоставляет такого рода услу­ги уже значительный период време­ни. В настоящий момент мы акценти­руем внимание наших клиентов на услугах, связанных с привлечением ими необходимых денежных ресурсов через рынки капитала. Ведь фондовый рынок — удобный способ привлечь недорогие, эффективные ресурсы. Основными потребителями данных услуг являются отечественные предприятия и компании. Речь идет как о традиционных методах в виде дополнительных эмиссий, вы­пуска корпоративных облигаций, так и об относительно новых для нашего рынка методах — частном размещении активов среди инвесторов, публичном размещении акций на между­
народных рынках, выпуске производных ценных бумаг (как, например, АДР) и их размещении и листингировании на международных фондовых рынках.

Как можно оценить уровень украинского законодательства в области фондового рынка? И вообще, как можно оценить то, что законотворчество именно в сфере инвестиций, фондового рынка не то чтобы тормозится кем-то, но постоянно находится у депутатов на втором плане?

— Законодательство вообще-то у нас в этом плане продвинулось в незначительной степени. Особенно в том, что касается институтов совме­стного инвестирования, регулирова­ния деятельности венчурных и инвес­тиционных фондов. Сейчас основная задача — урегулирование вопроса о закрытии существующих паевых фондов, который в настоящее время более чем актуален. Следующий этап — развитие законодательной ба­зы в области управления активами, пенсионных и страховых фондов, вза­имных фондов. Верховная Рада пла­нирует рассмотрение проекта закона, регламентирующего деятельность институтов совместного инвестиро­вания. А по поводу вторичности зако­нотворчества в области финансового рынка... Закон "О банках и банковской деятельности" приняли же. Можно на­деяться и на законы, посвященные, например, негосударственным пен­сионным фондам. Здесь очень важна роль компаний, которые, собственно, и работают на рынке ценных бумаг. В этом вопросе должно быть больше взаимопонимания участников фондо­вого рынка с украинскими законода­телями, с политической элитой, кото­рая формирует сейчас инвестицион­ный климат в Украине.

Ваша компания планирует развитие этих направлений? Яимею в виду создание страховых, пенсионных, частных инвестиционных фондов?

— Однозначно, если будет благоприятная обстановка. Если в Верховной Раде будет окончательно утвержден закон о негосударственных пенсионных фондах, который сейчас там разрабатывается. И если условия их работы будут благоприятными. Я считаю, это очень перспективный путь работы с отечественными институциональными инвесторами. Ведь на мировых фондовых рынках очень серьезную роль играют именно институциональные инвесторы в виде пенсионных, страховых и взаимных фондов.

В таком случае, как вы оцениваете, насколько у нас инвестиционные компании ориентированы на работу с физическими лицами? Насколько они готовы работать, насколько работают и что им надо, чтобы они больше вовлекали население в этот процесс?

— Традиционло,население государства — это самая важная составляющая его инвестиционного потенциала. Для инвестора степень инвестиционной привлекательности страны во многом определяется уровнем образованности и квалификации ее трудовых ресурсов. Для фондового рынка физическое
лицо как инвестор является движущей силой и показателем прогресса данного рынка. Но в каждом действии есть определенная логика, у каждого потенциального инвестора-физического лица также есть логика: любая инвестиция совершается для получения дохода, но ни одна инвестиция не бывает без риска. Сегодня в Украине инвестиции, причем не только для физических лиц, являются рискованным мероприятием. Наш рынок еще малоликвиден и не может служить источником постоянного до­хода от спекулятивных операций. Ук­раина — это не США, не Европа, где практически все население увлечено спекулятивными операциями на фондовом рынке. Там это занятие яв­ляется чуть ли не национальной иг­рой.

У нас, если рассматривать част­ных лиц как потенциальных инвесто­ров, им надо предлагать ликвидные, доходные инструменты, которые обеспечат их ожидания в плане полу­чения дохода от инвестиции. Сего­дня такими, вероятнее всего, можно назвать некоторые акции украинских предприятий, а также инструменты международных финансовых рынков, которые привлекательны своей лик­видностью, доходностью и надежно­стью в работе.

Ваша компания работает с частными лицами?

— Мы развиваем это направление. Предлагаем услуги на украинском, российском, международных финансовых рынках. Учитывая то, что у нас есть родственная структура в Москве, возможностей успешно работать именно на российском и международном рынках у нас мно­го. Способы работы с клиентами мо­гут быть различными — как инвести­ционные и брокерские счета, так и управление активами клиента.

Вы сказали, что компания будет развивать новые виды деятельности. Значит ли это, что меньше внимания будет уделяться операциям на вторичном рынке? И вообще, как вы можете оценить состояние именно спекулятивного рынка?

— Не стоит говорить о том, что компания будет снижать активность своих брокерских операций на рынке. Мы идем по пути диверсификации своей деятельности, а не сокращения одних операций за счет других.

Спекулятивный рынок в Украине существует объективно. И динамика его развития по итогам прошлого го­да вселяет надежду. Есть определен­ные положительные изменения. Стоит сказать о том, что за год индекс ПФТС вырос более чем на 40%, а объем торгов увеличился на $1,5-2 млрд., по сравнению с предыдущим годом. О положительной динамике развития рынка свидетельствует и капитализация украинских компа­ний, котирующихся на организован­ном рынке. По состоянию на конец 1999 года общая капитализация ком­паний оценивалась порядка $600-700 млн. Сейчас эта цифра превыша­ет $1 млрд. Правда, в долевом отно­шении эта цифра составляет всего около 4% валового внутреннего про­дукта. В России этот показатель со­ставляет 20%. В Чехии — порядка 40%. Что же касается объемов торгов на спекулятивном фондовом рынке, то оборот по акциям на организован­ном рынке за 1999 год оценивался в $3-3,5 млрд. В 2000 году мы имели уже более $5 млрд. Но, опять же, в процентах от ВВП эта цифра со­ставляет 20%. В России э/го 40%. В Чехии, на которую нам стоит ориен­тироваться в Восточной Европе, — 80%. Есть еще один специфический момент в развитии нашего рынка. Из этих $5 млрд. оборота львиная до­ля (около 80%) приходится на деся­ток самых ликвидных акций. То есть в основном бизнес сконцентрирован на небольшом количестве ведущих эмитентов, и большинство спекуля­тивных операций ведется на ограни­ченном сегменте рынка. Вот здесь и есть резервы дальнейшего развития. Еще одна особенность — акции украинских эмитентов практически не присутствуют на западных рынках. Рынок акций украинских компаний на западных биржах пока что не сложил­ся именно из-за отсутствия нормаль­ного рынка здесь, у нас.

Вы сказали, что спекулятивный рынок растет даже посравнению с прошлым годом, и есть еще пространство для роста. В то же время компании-тор­говцы развивают довольно активно другие направления. Как вообще можно охарактеризовать процессы, которые касаются именно ИК?

— Рынок, где работают инвестиционные компании, можно назвать устоявшимся. За прошлый год здесь произошли достаточно серьезные изменения. Важным, я думаю, является сокращение количества торгов­цев ценными бумагами. Так, в 1999 году было около 250 участников ПФТС, в прошлом году это количество сократилось до 195. То есть сформировались основные участники рынка, которые прошли первоначальный этап, заняли свою нишу на рынке и реально работают. Это фак­тор, в общем-то, положительный, по­тому что чем больше будет хороших, устремленных в будущее компаний, тем цивилизованней будет конкурен­ция, тем динамичнее будет разви­ваться рынок. И, однозначно, от это­го выиграют эмитенты, являющиеся клиентами торговцев. Инвесткомпа-нии стали более открытыми для кли­ентов, начали предоставлять более качественные услуги, расширили их спектр. Те, кто не может предоста­вить нормальных услуг, уходят с рын­ка. Можно говорить и о том, что тор­говцы меняют свою тактику, страте­гию по ходу игры, понимая при этом, что потребности клиентов, предпри­ятий и эмитентов тоже время от вре­мени меняются. Потому то спекуля­тивный бизнес для многих сейчас не является приоритетом, в то же время многие компании-эмитенты требуют к себе внимания с точки зрения кор­поративного управления,управления активами, услуг в области корпора­тивных финансов, иногда даже кон­сультаций по управлению. Именно в этом направлении, мне кажется, и будут развиваться украинские инвесткомпании.

Справка

Олесь Алексеевич Когут родился в 1970 г.

В 1991 г. закончил Киевский институт народного хозяйства, экономист; в 1993 г. закончил Регп-11п'мегзйа1, г. Хаген(Германия), Магистр Бизнес-Администрирования. С 1991 до 1994 г. — аспирант касредры экономико-математических методов в Киевском государственном экономическом университете.

С 1994 до 1996 г. работал консультантом по управлению и корпоративным финансам в международной консалтинговой компании "Соорегз & ЦуЬгапд". В 1996— 1997 гг. — советник президента компании по вопросам корпоративных финансов и отношений с международными финансовыми организациями вХК "Украина-Холдинг-Лизинг". С 1997до 2000 г. — менеджер международных продаж, начальник отдела, директор торговых операций и продаж в ИК "Альфа -капитал". Январь — ноябрь 2000 года — представитель финансовой компании "А1рта СогрогаИоп" (Швейцария) в Украине.

С ноября 2000 — президент ИК "Проспект-Инвестментс".

Увлечения: футбол, путешествия, автомобили