- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Олимпийские деньги
На победу Пекина в первенстве за право быть хозяином Олимпиады рассчитывал не только Китай. Решение МОК означает многомиллионные контракты для крупных транснациональных корпораций. Власти Китая и Пекина намерены потратить на подготовку к летним Олимпийским играм 2008 года более $20 млрд. Компании начинают настоящую битву за право быть олимпийским спонсором — правом, которое на протяжении всего олимпийского движения, приносило баснословные прибыли
В ПЕРВУЮ очередь, организаторам Олимпиады предстоит построить Олимпийский парк, Олимпийскую деревню для спортсменов и сооружения для проведения соревнований по 15 видам спорта. Кроме того, нужно будет модернизировать имеющиеся стадионы, построить 5 новых линий метро и 200 километров дорог, а также очистить воду и воздух китайской столицы. Стоимость этих подрядов заставляет компании забыть о собственных национальных интересах.
Предвкушая солидные прибыли, руководители некоторых крупных канадских компаний, например, поддержали кандидатуру Пекина, а не своего родного Торонто. Компании Bombardier и SNC-Lavalin получили контракт на строительство тоннелей для пяти линий метро. Стоимость сделки — $1,5 млрд.
Подписывайтесь на наш Telegram каналСтроительная компания Holzmann вполне может выиграть $250-миллионный тендер на строительство главного Олимпийского стадиона. Правда, в конкурсе примет участие и китайская компания CSCE, но у Holzmann есть важное преимущество: эта фирма уже построила олимпийские стадионы в Атланте и Мюнхене.
Бизнес на Олимпиаде делают не только строители. Выгодные проекты планируются во всех отраслях экономики: туризме и информационных технологиях, Интернете, рекламе, промышленной очистке воды. Сообщается даже о том, что Пекин хочет построить железную дорогу на магнитной подвеске до Великой Китайской стены.
Конечно, золотой дождь прежде всего ждет те компании, которые уже обосновались на китайском рынке. Это прежде всего такие корпорации, как Motorola, Siemens, Ericsson, General Motors и Volkswagen. Многие западные корпорации уже внесли крупные пожертвования на счет китайского Олимпийского комитета. Например, Procter&Gamble, продающая по всему Китаю мыло и шампунь, внесла в фонд Пекинского Олимпийского комитета $362 тыс. долларов. Австралийский телекоммуникационный гигант Telstra предоставил комитету помещение и оборудование.
Производитель пива "Будвайзер", компания Anheuser-Busch, уже "застолбила" место официального спонсора китайской команды на Олимпиаде 2004 года в Афинах. Это уже третья Олимпиада, которую китайская команда проведет с "Будвайзером". В начале этого года медиа-магнат Руперт Мердок купил 12% акций компании China Netcom Corp., которой предстоит внедрить в Китае широкополосный интернет.
Все эти сделки принесут большие комиссионные оперирующим в Китае банкам, юридическим и консалтинговым фирмам.
Кто платит?
ИСТОРИЯ современных олимпиад была неразрывно связана со спонсорскими вливаниями. Так, известная фирма "Кодак" сотрудничала с организаторами массовых спортивных мероприятий еще в 1896 году, во времена основателя современных олимпийских игр, бескорыстного барона де Кубертена. "Кока-Кола" включила свою собственную подпитку бизнесменов от спорта тоже достаточно давно — в 1928 году. "Ксерокс" ныне справляет сорокалетний юбилей участия в проведении Игр.
Однако поворотным моментом можно считать 1985 год, когда Международный олимпийский комитет разработал целевую программу привлечения средств, и появилось понятие "топ-спонсор". К Играм в Сеуле была создана команда ТОП-1, в Барселоне-1992 — ТОП-2, в Атлан-те-1996 — ТОП-3. То есть войти в элитную десятку может любая фирма, способная преодолеть нижнюю денежную планку, которая, впрочем, постоянно растет. Четыре года назад (Атланта) спонсоры выложили за сомнительное право получить приставку "топ" в общей сложности $42 млн. долларов, что примерно вдвое больше, чем в Барселоне.
Взамен бизнесмены получают право на эксклюзивное использование логотипа — пяти колец — для своих имиджевых кампаний плюс обладают приоритетным доступом к спортсменам, чьи имена также задействованы в рекламных целях.
Следом идет вторая десятка — здесь взнос составляет по миллиону долларов на каждую компанию. Этой группе спонсоров разрешено эксплуатировать логотип олимпийского пламени.
Наконец, существует третья группа. В Атланте она состояла из 45 фирм, внесших на благо Олимпиады по $500 тыс.
Надо заметить, что "делятся" спонсоры не только непосредственно с оргкомитетом Игр. Определенная часть средств уходит у них на то, чтобы вышибить с телеэкрана конкурентов: например, в 1996 году та же "Кока-Кола" была весьма озабочена борьбой с "Пепси-Колой" и выкупила рекламное время, дабы в течение всей Олимпиады перед зрителями не маячили "чужие" баночки и бутылочки. Тем же самым пришлось заниматься и "Макдональдсу", утверждая свое эксклюзивное право на рекламу котлет.
Обе эти компании хорошо усвоили уроки Олимпиады-1994, когда опрос американцев показал: только 34% респондентов знают о том, что "Макдональдс" является официальным спонсором, зато 57 % называли в этой связи имена других компаний, работавших в сфере быстрого питания. "Кока-Кола" в аналогичном опросе набрала 43% голосов, что также меньше половины.
Еще менее утешительными были показатели на Играх-1992 в Барселоне: 75% покупателей не знали, что пользуются продукцией официальных спонсоров Игр. Так что сейчас компании с приставкой "топ" сделали значительный шаг вперед в плане просвещения болельщиков. А организаторы Олимпиад — в плане получения прибыли.
В Атланте телекомпания NBC продала трем вышеупомянутым группам компаний примерно 80% рекламного времени, причем расценки составляли около $450 тыс. за 30-се-кундный ролик. "Кока-Кола" вложила в свою рекламную кампанию в общей сложности $500 млн., фирмы из второй десятки вроде "Дженерал Моторс" или "Макдональдса" — по $100 млн.
Киты олимпийского благополучия
ПРОДАЖА прав на телетрансляцию — один из китов, на которых держится финансовое благополучие Олимпиад. А ведь когда-то показ соревнований был абсолютно бесплатным!
В 1936 году на летних Играх телезрители в Берлине и окрестностях могли наблюдать за борьбой в записи, а общая аудитория телезрителей насчитывала 162 тысячи человек. Прямые репортажи, кстати, пошли только в 1960 году из Рима. В 1964 году в Токио японские умельцы научились давать повторы в замедленном действии.
Ну, а первый контракт, причем несостоявшийся, относится к 1948 году. Телекомпания ВВС посчитала завышенным требование оргкомитета уплатить три тысячи долларов. А потому сигнал можно было принять только в небольшом радиусе от олимпийской столицы — Лондона. И лишь на зимних Играх-1956 в Кортина-д'Ампеццо телетрансляции увидел весь мир. В тот раз телевидение стало причиной небольшого курьеза: спортсмен, которому надлежало зажечь олимпийский огонь, споткнулся о телекабель и случайно погасил факел...
О дальнейшем развитии событий можно судить из таблицы затрат телекомпаний на приобретение прав на олимпийские трансляции, распространенной Международным олимпийским комитетом.
Награда победителю
ОЧЕНЬ своеобразная практика денежного вознаграждения в США. Национальный олимпийский комитет по итогам выступлений в Атланте платил: за первое место — $15 тыс., за второе — $10 тыс., за третье — $7,5 тыс., за четвертое — $4 тыс. Однако в отдельных видах спорта шла еще весомая добавка со стороны собственных федераций. Например, американские пловцы дополнительно получали: $50 тыс. за золотую медаль, $25 тыс. — за серебряную и $10 тыс. — за бронзовую. Правда, с одной оговоркой: студенты колледжей и университетов не имели права на гонорар, ибо в противном случае теряли свой любительский статус и лишались стипендий.
Ну, а самую высокую планку в 1996 году установили власти Сингапура — $710 600 за первое место! Другое дело, что риска расстаться с этой суммой было немного — никто из олимпийцев этой страны так и не прыгнул выше головы. А в Южной Корее, например, пошли по пути не разовых, а ежемесячных выплат. Призерам, если таковые случатся, гарантируется пожизненная пенсия в $800, $400 и $300 долларов соответственно. В Австрии, как и в Швеции, поощрением служат изделия из драгоценных металлов. Наконец, в целом ряде стран размер премиальных медалистам Олимпиады не устанавливается вообще в полном соответствии с лозунгом: "Главное — не победа, а участие!". К их числу относились Андорра, Сальвадор, Лихтенштейн, Парагвай.
Щекотливая тема вознаграждения за олимпийские медали впервые возникла для советских спортсменов в 1956-ом году. Призерам Мельбурна определили следующие расценки: 12 тысяч рублей за "золото", 10 тысяч — за "серебро", 8 тысяч — за "бронзу". Напомним, что дело происходило до денежной реформы, поэтому полторы тысячи целковых, выплаченных, скажем, за победу на зимних Играх 1964 года, можно считать повышением, тем паче что налоги из этой суммы не высчитывались. Все расчеты производились строго в рублях: и теоретические, и практические. Но и в дальнейшем премии, объявленные в СКВ, выдавались атлетам исключительно в "домашних" денежных единицах — валюта подлежала возврату в кассу Спорткомитета СССР. Что же касается размеров наградных, то в 1988-1992 годах они достигали порядка $2,5-3 тыс. в рублевом эквиваленте.
Впрочем, на последней Олимпиаде в Атланте спортсмены зарабатывали не только за счет призовых мест Так, два гимнаста из сборной Германии — Андреас Веккер и Валерий Беленький — согласились за три тысячи долларов поучаствовать в телешоу: нужно было прыгать с подкидной дреки на картонные ящики, поставленные один на другой. Еще проще поступил румынский каноист Виктор Партной: завершив гонку всего лишь шестым, он тут же начал торговать моделями лодок собственного изготовления. Выручка составила тысячу долларов.
Пример молодых стал наукой для "стариков". Позже в околоспортивный бизнес активно включились олимпийские медалисты прошлых лет. В Атланте был организован аукцион, на котором пошли с молотка 387 наград разных времен и достоинств. В частности, золотая медаль зимних Игр-1936 в Гармиш-Партен-кирхене обошлась новому владельцу в 18 500 "зеленых".
Разумеется, кое-кто зарабатывал более современно и по-крупному. Американская гимнастка Керри Страг, ставшая победительницей Олимпиады несмотря на травму, оказалась настолько популярной, что получила частных пожертвований и заключила рекламных контрактов на общую сумму пять миллионов долларов.
Кстати, о пожертвованиях. В США блестяще сыграли на пороке тщеславия, предложив болельщикам следующее: каждый, кто перечислил определенную сумму, мог затем увидеть свое имя на памятной гранитной доске размером 10 на 10 метров. Откликнулось 380 тысяч человек, скинувшихся на общую сумму в $11 млн.
Для полноты картины следует сказать о масштабах спекуляции билетами. Вот разница между официальной стоимостью и ценами черного рынка: баскетбол — $16 и $500, гимнастика — $27 и $400, легкая атлетика — $11 и $400, плавание —• $29 и $350. Утверждают, правда, что такие масштабы коммерциализации возможны только в Америке.
У МОК новый президент
16 ИЮЛЯ был избран новый президент Международного олимпийского комитета. Им стал 59-летний бельгийский врач Жак Рогге. Новый президент после выборов не стал скрывать, что намерен продолжать линию прежнего руководителя МОК — Хуана Антонио Самаранча, который возглавлял олимпийское движение 21 год. Среди приоритетных направлений своей будущей деятельности Жак Рогге выделил борьбу с допингом и неукоснительное следование принципам "фейр плэй", то есть честной игры в спорте. Жак Рогге после сессии МОК также объявил, что, как и его предшественники, он будет работать на посту президента бесплатно. Другими кандидатами на должность президента МОК были Анита Дефранц (юрист, США), Ун Йонг Ким (дипломат, Корея), Ричард Паунд (экономист, Канада) и Пал Шмит (бывший фехтовальщик, Венгрия).
Биографическая справка
ЖАК РОГГЕ родился в 1942 году. Известный яхтсмен. Участвовал в соревнованиях по парусному спорту на Олимпиадах 1968, 1972 и 1976 годов. Чемпион мира. Сыграл десять матчей за сборную Бельгии по регби. Профессия — хирург-ортопед, специалист по спортивной медицине. С 1989 года возглавлял Ассоциацию европейских олимпийских комитетов. С 1991 года — член МОК. Участвовал в подготовке зимних олимпиад 1976 и 1988 годов, летних — 1980, 1984 и 1988 годов. Шеф-координатор Олимпийских игр 2000 года в Сиднее и в Афинах — 2004 года