Олимпийские деньги

На победу Пекина в первенстве за право быть хозяином Олимпиады рассчитывал не только Китай. Решение МОК означает многомиллионные контракты для крупных транснациональных корпораций. Власти Китая и Пекина намерены потратить на подготовку к летним Олимпийски

На победу Пекина в первенстве за право быть хозяином Олимпиады рассчитывал не только Китай. Решение МОК означает многомиллионные контракты для крупных транснациональных корпораций. Власти Китая и Пекина намерены потратить на подготовку к летним Олимпийским играм 2008 года более $20 млрд. Компании начинают настоящую битву за право быть олимпийским спонсором — правом, которое на протяжении всего олимпийского движения, приносило баснословные прибыли

В ПЕРВУЮ очередь, организато­рам Олимпиады предстоит по­строить Олимпийский парк, Олимпийскую деревню для спортс­менов и сооружения для проведения соревнований по 15 видам спорта. Кроме того, нужно будет модернизи­ровать имеющиеся стадионы, пост­роить 5 новых линий метро и 200 ки­лометров дорог, а также очистить во­ду и воздух китайской столицы. Стои­мость этих подрядов заставляет ком­пании забыть о собственных нацио­нальных интересах.

Предвкушая солидные прибыли, руководители некоторых крупных канадских компаний, например, под­держали кандидатуру Пекина, а не своего родного Торонто. Компании Bombardier и SNC-Lavalin получили контракт на строительство тоннелей для пяти линий метро. Стоимость сделки — $1,5 млрд.

Строительная компания Holzmann вполне может выиграть $250-миллионный тендер на строи­тельство главного Олимпийского ста­диона. Правда, в конкурсе примет участие и китайская компания CSCE, но у Holzmann есть важное преиму­щество: эта фирма уже построила олимпийские стадионы в Атланте и Мюнхене.

Бизнес на Олимпиаде делают не только строители. Выгодные проекты планируются во всех отраслях эконо­мики: туризме и информационных технологиях, Интернете, рекламе, промышленной очистке воды. Сооб­щается даже о том, что Пекин хочет построить железную дорогу на маг­нитной подвеске до Великой Китай­ской стены.

Конечно, золотой дождь прежде всего ждет те компании, которые уже обосновались на китайском рынке. Это прежде всего такие корпорации, как Motorola, Siemens, Ericsson, General Motors и Volkswagen. Многие западные корпорации уже внесли крупные пожертвования на счет ки­тайского Олимпийского комитета. Например, Procter&Gamble, продаю­щая по всему Китаю мыло и шампунь, внесла в фонд Пекинского Олимпий­ского комитета $362 тыс. долларов. Австралийский телекоммуникацион­ный гигант Telstra предоставил коми­тету помещение и оборудование.

Производитель пива "Будвайзер", компания Anheuser-Busch, уже "застолбила" место официального спонсора китайской команды на Олимпиаде 2004 года в Афинах. Это уже третья Олимпиада, которую ки­тайская команда проведет с "Будвайзером". В начале этого года медиа-магнат Руперт Мердок купил 12% ак­ций компании China Netcom Corp., которой предстоит внедрить в Китае широкополосный интернет.

Все эти сделки принесут большие комиссионные оперирующим в Китае банкам, юридическим и консалтинго­вым фирмам.

Кто платит?

ИСТОРИЯ современных олимпи­ад была неразрывно связана со спон­сорскими вливаниями. Так, известная фирма "Кодак" сотрудничала с орга­низаторами массовых спортивных мероприятий еще в 1896 году, во вре­мена основателя современных олим­пийских игр, бескорыстного барона де Кубертена. "Кока-Кола" включила свою собственную подпитку бизнес­менов от спорта тоже достаточно давно — в 1928 году. "Ксерокс" ныне справляет сорокалетний юбилей уча­стия в проведении Игр.

Однако поворотным моментом можно считать 1985 год, когда Меж­дународный олимпийский комитет разработал целевую программу при­влечения средств, и появилось поня­тие "топ-спонсор". К Играм в Сеуле была создана команда ТОП-1, в Барселоне-1992 — ТОП-2, в Атлан-те-1996 — ТОП-3. То есть войти в элитную десятку может любая фир­ма, способная преодолеть нижнюю денежную планку, которая, впрочем, постоянно растет. Четыре года назад (Атланта) спонсоры выложили за со­мнительное право получить пристав­ку "топ" в общей сложности $42 млн. долларов, что примерно вдвое боль­ше, чем в Барселоне.

Взамен бизнесмены получают право на эксклюзивное использова­ние логотипа — пяти колец — для своих имиджевых кампаний плюс об­ладают приоритетным доступом к спортсменам, чьи имена также за­действованы в рекламных целях.

Следом идет вторая десятка — здесь взнос составляет по миллиону долларов на каждую компанию. Этой группе спонсоров разрешено эксплу­атировать логотип олимпийского пламени.

Наконец, существует третья груп­па. В Атланте она состояла из 45 фирм, внесших на благо Олимпиады по $500 тыс.

Надо заметить, что "делятся" спонсоры не только непосредственно с оргкомитетом Игр. Определенная часть средств уходит у них на то, что­бы вышибить с телеэкрана конкурен­тов: например, в 1996 году та же "Кока-Кола" была весьма озабочена борьбой с "Пепси-Колой" и выкупила рекламное время, дабы в течение всей Олимпиады перед зрителями не маячили "чужие" баночки и бутылочки. Тем же самым пришлось зани­маться и "Макдональдсу", утверждая свое эксклюзивное право на рекламу котлет.

Обе эти компании хорошо усвои­ли уроки Олимпиады-1994, когда оп­рос американцев показал: только 34% респондентов знают о том, что "Макдональдс" является официаль­ным спонсором, зато 57 % называли в этой связи имена других компаний, работавших в сфере быстрого пита­ния. "Кока-Кола" в аналогичном оп­росе набрала 43% голосов, что также меньше половины.

Еще менее утешительными были показатели на Играх-1992 в Барсело­не: 75% покупателей не знали, что пользуются продукцией официаль­ных спонсоров Игр. Так что сейчас компании с приставкой "топ" сделали значительный шаг вперед в плане просвещения болельщиков. А орга­низаторы Олимпиад — в плане полу­чения прибыли.

В Атланте телекомпания NBC продала трем вышеупомянутым груп­пам компаний примерно 80% реклам­ного времени, причем расценки со­ставляли около $450 тыс. за 30-се-кундный ролик. "Кока-Кола" вложила в свою рекламную кампанию в общей сложности $500 млн., фирмы из вто­рой десятки вроде "Дженерал Мо­торс" или "Макдональдса" — по $100 млн.

Киты олимпийского благополучия

ПРОДАЖА прав на телетрансля­цию — один из китов, на которых дер­жится финансовое благополучие Олимпиад. А ведь когда-то показ со­ревнований был абсолютно бесплат­ным!

В 1936 году на летних Играх телезрители в Берлине и окрестностях могли наблюдать за борьбой в запи­си, а общая аудитория телезрителей насчитывала 162 тысячи человек. Прямые репортажи, кстати, пошли только в 1960 году из Рима. В 1964 го­ду в Токио японские умельцы научи­лись давать повторы в замедленном действии.

Ну, а первый контракт, причем не­состоявшийся, относится к 1948 го­ду. Телекомпания ВВС посчитала за­вышенным требование оргкомитета уплатить три тысячи долларов. А по­тому сигнал можно было принять только в небольшом радиусе от олимпийской столицы — Лондона. И лишь на зимних Играх-1956 в Кортина-д'Ампеццо телетрансляции уви­дел весь мир. В тот раз телевидение стало причиной небольшого курьеза: спортсмен, которому надлежало за­жечь олимпийский огонь, споткнулся о телекабель и случайно погасил фа­кел...

О дальнейшем развитии событий можно судить из таблицы затрат телекомпаний на приобретение прав на олимпийские трансляции, распро­страненной Международным олим­пийским комитетом.

Награда победителю

ОЧЕНЬ своеобразная практика денежного вознаграждения в США. Национальный олимпийский коми­тет по итогам выступлений в Атланте платил: за первое место — $15 тыс., за второе — $10 тыс., за третье — $7,5 тыс., за четвертое — $4 тыс. Однако в отдельных видах спорта шла еще весомая добавка со сторо­ны собственных федераций. Напри­мер, американские пловцы дополни­тельно получали: $50 тыс. за золо­тую медаль, $25 тыс. — за серебря­ную и $10 тыс. — за бронзовую. Правда, с одной оговоркой: студен­ты колледжей и университетов не имели права на гонорар, ибо в про­тивном случае теряли свой люби­тельский статус и лишались стипен­дий.

Ну, а самую высокую планку в 1996 году установили власти Синга­пура — $710 600 за первое место! Другое дело, что риска расстаться с этой суммой было немного — никто из олимпийцев этой страны так и не прыгнул выше головы. А в Южной Ко­рее, например, пошли по пути не ра­зовых, а ежемесячных выплат. Призе­рам, если таковые случатся, гаранти­руется пожизненная пенсия в $800, $400 и $300 долларов соответствен­но. В Австрии, как и в Швеции, поощ­рением служат изделия из драгоцен­ных металлов. Наконец, в целом ряде стран размер премиальных медалис­там Олимпиады не устанавливается вообще в полном соответствии с ло­зунгом: "Главное — не победа, а уча­стие!". К их числу относились Андор­ра, Сальвадор, Лихтенштейн, Пара­гвай.

Щекотливая тема вознагражде­ния за олимпийские медали впервые возникла для советских спортсменов в 1956-ом году. Призерам Мельбурна определили следующие расценки: 12 тысяч рублей за "золото", 10 тысяч — за "серебро", 8 тысяч — за "бронзу". Напомним, что дело происходило до денежной реформы, поэтому полто­ры тысячи целковых, выплаченных, скажем, за победу на зимних Играх 1964 года, можно считать повышени­ем, тем паче что налоги из этой сум­мы не высчитывались. Все расчеты производились строго в рублях: и теоретические, и практические. Но и в дальнейшем премии, объяв­ленные в СКВ, выдавались атлетам исключительно в "домашних" денеж­ных единицах — валюта подлежала возврату в кассу Спорткомитета СССР. Что же касается размеров на­градных, то в 1988-1992 годах они достигали порядка $2,5-3 тыс. в руб­левом эквиваленте.

Впрочем, на последней Олимпиа­де в Атланте спортсмены зарабаты­вали не только за счет призовых мест Так, два гимнаста из сборной Герма­нии — Андреас Веккер и Валерий Бе­ленький — согласились за три тысячи долларов поучаствовать в телешоу: нужно было прыгать с подкидной др­еки на картонные ящики, поставлен­ные один на другой. Еще проще по­ступил румынский каноист Виктор Партной: завершив гонку всего лишь шестым, он тут же начал торговать моделями лодок собственного изго­товления. Выручка составила тысячу долларов.

Пример молодых стал наукой для "стариков". Позже в околоспортив­ный бизнес активно включились олимпийские медалисты прошлых лет. В Атланте был организован аук­цион, на котором пошли с молотка 387 наград разных времен и досто­инств. В частности, золотая медаль зимних Игр-1936 в Гармиш-Партен-кирхене обошлась новому владельцу в 18 500 "зеленых".

Разумеется, кое-кто зарабатывал более современно и по-крупному. Американская гимнастка Керри Страг, ставшая победительницей Олимпиа­ды несмотря на травму, оказалась на­столько популярной, что получила ча­стных пожертвований и заключила рекламных контрактов на общую сум­му пять миллионов долларов.

Кстати, о пожертвованиях. В США блестяще сыграли на пороке тщеславия, предложив болельщи­кам следующее: каждый, кто пере­числил определенную сумму, мог за­тем увидеть свое имя на памятной гранитной доске размером 10 на 10 метров. Откликнулось 380 тысяч че­ловек, скинувшихся на общую сумму в $11 млн.

Для полноты картины следует сказать о масштабах спекуляции билетами. Вот разница между офи­циальной стоимостью и ценами черного рынка: баскетбол — $16 и $500, гимнастика — $27 и $400, легкая атлетика — $11 и $400, пла­вание —• $29 и $350. Утверждают, правда, что такие масштабы ком­мерциализации возможны только в Америке.

У МОК новый президент

16 ИЮЛЯ был избран новый президент Международного олимпийского комитета. Им стал 59-летний бельгийский врач Жак Рогге. Новый президент после выборов не стал скрывать, что намерен продолжать линию прежнего руководителя МОК — Хуана Антонио Самаранча, который возглавлял олимпийское движение 21 год. Среди приоритетных направлений своей будущей деятельности Жак Рогге выделил борьбу с допингом и неукоснительное следование принципам "фейр плэй", то есть честной игры в спорте. Жак Рогге после сессии МОК также объявил, что, как и его предшественники, он будет работать на посту президента бесплатно. Другими кандидатами на должность президента МОК были Анита Дефранц (юрист, США), Ун Йонг Ким (дипломат, Корея), Ричард Паунд (экономист, Канада) и Пал Шмит (бывший фехтовальщик, Венгрия).

Биографическая справка

ЖАК РОГГЕ родился в 1942 году. Известный яхтсмен. Участвовал в соревнованиях по парусному спорту на Олимпиадах 1968, 1972 и 1976 годов. Чемпион мира. Сыграл десять матчей за сборную Бельгии по регби. Профессия — хирург-ортопед, специалист по спортивной медицине. С 1989 года возглавлял Ассоциацию европейских олимпийских комитетов. С 1991 года — член МОК. Участвовал в подготовке зимних олимпиад 1976 и 1988 годов, летних — 1980, 1984 и 1988 годов. Шеф-координатор Олимпийских игр 2000 года в Сиднее и в Афинах — 2004 года