Опасения экспортеров

Нынешний год для аграриев обещает быть на редкость неудачным — уже сегодня звучат низкие прогнозы будущего урожая. При этом государство не имеет рычагов влияния для того, чтоб обеспечить достаточный объем предложения зерна на внутреннем рынке. А экспортер

Нынешний год для аграриев обещает быть на редкость неудачным — уже сегодня звучат низкие прогнозы будущего урожая. При этом государство не имеет рычагов влияния для того, чтоб обеспечить достаточный объем предложения зерна на внутреннем рынке. А экспортеры, даже независимо от того, примут ли власти решение регулировать объемы экспорта зерна, рискуют потерять некоторые экспортные рынки

Cледующий маркетинговый год (МГ), стартующий 1 июля, обещает быть "жарким". Причины — уменьшение дотирования селян, повышение цен на топливо и удобрения, а также сокращение посевных площадей и неблагоприятные погодные условия. Минагрополитики Украины уже сейчас прогнозирует сокращение урожая пшеницы. "Мы соберем в пределах 13-14 млн. тонн пшеницы", — сказал министр аграрной политики Александр Баранивский. А это ни много ни мало — на 25-30% меньше по сравнению с 2005 годом. При этом министр рассчитывает, что из общего урожая пшеницы на продовольственную придется примерно 52% (6,75-7,3 млн. тонн). "Для внутренних потребностей Украине необходимо 6 млн. тонн продовольственной пшеницы", — сказал министр.

Сохранить влияние

Александр Баранивский считает реальным общий урожай зерна в текущем году в объеме около 38 млн. тонн. "38 млн. тонн — это объем небольшой, но реальный", — подчеркнул министр. Это — неблагоприятные прогнозы для компаний-экспортеров зерновых. В поиске выхода государство ищет пути сохранения контроля над ситуацией. Министр агрополитики заявил, что правительство на днях приняло решение о введении лицензирования экспорта зерна, чтобы обезопасить страну от чрезмерного его вывоза. Действовать оно якобы будет до начала нового маркетингового года (МГ) и распространяется на все виды зерна. Введение лицензирования на экспорт зерновых позволит руководству страны контролировать вывозимые потоки. И, в случае неконтролируемого роста экспорта, грозящего оставить внутренний рынок без зерна, ограничить экспорт. По данным министерства, с начала МГ Украина уже экспортировала более 10 млн. тонн зерна из урожая 2005 года, и правительство уже сегодня обеспокоено резким ростом объема экспорта зерновых.

Однако глава Кабмина Юрий Ехануров утверждает, что Баранивский погорячился. Ехануров заявил, что решения о ведении лицензирования на экспорт зерна не было. "Вроде, решения не было", — сказал он журналистам. Однако, как стало известно позже, решение правительство таки утвердило, но Ехануров его не подписал.

Наверное, власти ориентируются на другие способы регулирования рынка — госинтервенции. Так, один из интервентов — Аграрный фонд — в текущем году закупил в государственный продовольственный резерв 2,6 тыс. тонн зерна, что позволило увеличить зерновые запасы резерва на 2,7% по сравнению с началом года. По состоянию на 9 марта общие запасы зерна в государственном продовольственном резерве составили 97,9 тыс. тонн на сумму 58,52 млн. грн. Вместе с тем в последнее время темпы закупок зерна в госпродрезерв снизились.

Надежда на государственные рыночные механизмы весьма призрачная — на минувшей неделе Счетная палата заявила о неэффективной работе Минагрополитики по созданию Аграрного фонда и формированию продовольственного резерва в 2005 году. Аграрный фонд был создан только во втором полугодии минувшего года, поэтому не выполнил возложенные на него задачи по формированию резерва. Финансовые поступления для его формирования были проведены только в размере, достаточном для объема в 73,8 тыс. тонн зерна. А в 2005 году Кабинет Министров поручил фонду закупить 1 млн. тонн зерна. "Значительное количество зерна осталось на хранении в сельхозпредприятиях и не было реализовано, вследствие чего село не получило ожидаемых денежных поступлений", — подчеркнуто в сообщении Счетной палаты. При этом министерством не были использованы выделенные 48,8 млн. грн.

"Формирование государственного продовольственного резерва с целью стабилизации цен на внутреннем рынке не осуществлено. Вместо этого Украина в течение 2005 года пережила ряд продовольственных кризисов", — сказано в сообщении Счетной палаты. Очередной из них может возникнуть вследствие плохого урожая и отсутствия рычагов влияния на ситуацию.

Опасения экспортеров

Резкие движения властей беспокоят зернотрейдеров. Введение лицензирования экспорта зерна, убежден заместитель председателя правления компании "Рамбурс" (входящая в группу компаний "Объединенная Зерновая") Сергей Кирченко, положительного результата не даст. "Ведение лицензирования негативно повлияет на зернотрейдеров. На объемах экспорта это, может, и не отразится, но на прозрачности этого процесса — однозначно. Мне кажется, что после принятия такого решения экспорт станет менее прозрачным. А иногда и коррупционным. Это достаточно сложный процесс даже в мировой практике, а у нас тем более", — отметил он. И добавил, что в Украине нет институтов и соответствующих инстанций, которые могли бы обеспечить механизм лицензирования.

"Революционные" действия властей на рынке могут заставить некоторых собственников компаний избавляться от своего бизнеса. "На рынке вводятся новые правила, и многие не смогут по ним вести свою деятельность. Вполне возможно, что будет какое-то перетекание капиталов, наверное, часть компаний уйдет из этого бизнеса, как наша", — отметил г-н Кирченко. Напомним, в конце прошлого года "Рамбурс" заявил об уходе из зернового бизнеса и переориентации на другие виды деятельности. Ситуацию усложняет то, что будущий маркетинговый год будет, по словам Кирченко, одним из самых сложных за последние 10 лет.

Низкий урожай и риск ограничения экспорта зерна властями грозят украинским зернотрейдерам потерей некоторых экспортных рынков, на которых они закрепились в предыдущие более удачные годы. В частности, рынков Северной Африки и Ближнего Востока. Но и даже без вмешательства государства при таком прогнозе урожая экспортировать будет практически нечего. Эксперты считают вероятным резкое сокращение объемов экспорта, вплоть до почти полного его отсутствия.