Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Оперативная реакция

Отечественные предприниматели все время подвержены каким-то рискам. То в Украине падает курс доллара, то правительство подает в отставку. В связи с этим компаниям приходится создавать структурные единицы по оперативному управлению, чтобы максимально эффек

Отечественные предприниматели все время подвержены каким-то рискам. То в Украине падает курс доллара, то правительство подает в отставку. В связи с этим компаниям приходится создавать структурные единицы по оперативному управлению, чтобы максимально эффективно реагировать на сложившуюся ситуацию

Оперативные меры всегда принимаются в рамках долгосрочной стратегии, являющейся основой деятельности компании. Если же происходят какие-либо отклонения от запланированных показателей, значит, необходимо оперативное вмешательство и корректировка деятельности предприятия.

Как рассказал генеральный директор компании "Robert Bosch Украина" Людек Шмида, в корпорации существует общий план, который утверждается в центральном офисе в Германии. В целом планирование осуществляется на пятилетний период, причем конкретные планы составляются на текущий и следующий годы, а на последующие три они впоследствии уточняются. План на текущий год разбивается на месячные периоды. При возникновении ситуаций, требующих оперативного вмешательства, планы, естественно, пересматриваются. К примеру, если значительно повышается цена на бензин, корректируются и запланированные расходы на топливо и перевозки. В случае возникновения резких курсовых колебаний приходится реагировать максимально оперативно, поскольку это влияет на продажи и, соответственно, на прибыль. В подобных ситуациях перед началом рабочего дня менеджмент компании Bosch собирается и принимает решение относительно дальнейших действий.

Чтобы решение было максимально правильным, данные берутся из различных источников. В некоторых компаниях создается специальный департамент, отвечающий за оперативное реагирование на изменения. Например, в Bosch существует специальный отдел, в функции которого входит сбор информации по компании, по рынку. Данные в это подразделение поступают из различных источников — бухгалтерии, линейных подразделений, СМИ и др. Сотрудники отдела должны их обработать и предоставить руководству в виде отчета-анализа сложившейся ситуации. К документу также прилагается прогноз. Таким образом, топ-менеджмент располагает как текущими, так и плановыми показателями. В зависимости от того, насколько вновь полученные данные расходятся с запланированными, принимаются решения. Работа отдела построена таким образом, что новая информация поступает ежедневно.

По словам генерального директора производственно-торгового холдинга "Укравтозапчасть" Владимира Харченко, в компании за оперативное планирование ответственность несет топ-менеджмент. Также нередко участие в этом процессе принимают и владельцы компании.

Инструменты

Для эффективного осуществления оперативного менеджмента существуют различные инструменты. Как рассказала руководитель департамента бизнес-анализа и планирования ЗАО "Киевстар Дж.Эс.Эм." Надежда Васильева, достаточно хорошо помогает так называемая "бизнес-панель управления", позволяющая видеть все ключевые показатели постоянно. Их не должно быть много. Для этого выбираются те, которые описывают бизнес в целом и дают представление об уровне стабильности компании на данный момент, а также о стадии реализации стратегии. Такой dashboard (панель управления) позволяет постоянно отслеживать, в каком состоянии находится бизнес и есть ли какие-либо существенные отклонения от нормального состояния.

Также для оперативного планирования необходима текущая подробная информация о рынке, конкурентах, состоянии клиентской базы или потребителей, доли компании на рынке, ее уровне предпочтения и уровне удовлетворенности клиентов.

Кроме того, менеджеру для оперативного планирования необходим прогноз, который только на первый взгляд является результатом планирования, т. к. результатом последнего должен стать план реализации. Прогноз же в этом случае должен послужить инструментом, с которым работают как в начале процесса планирования, так и на завершающей стадии. На первом этапе необходимо спрогнозировать, что будет с компанией в долгосрочной перспективе. При получении результата, не соответствующего планам компании, необходима срочная корректировка, которая и является ключевой задачей оперативного управления. После этих изменений, которые заключаются в планировании корректирующих мероприятий, улучшающих ситуацию и ведущих к целям компании, необходимо создать новый прогноз и убедиться, что мероприятия позволят выровнять ситуацию.

По словам Людека Шмиды ("Robert Bosch Украина"), для оперативного планирования нужны инструменты, которые позволяют максимально быстро собрать большой массив информации и обработать его. Для этого и существуют современные информационные системы. А что касается инструментов руководителя, то один из них — хорошая интуиция. Без нее менеджеру сложно принимать важные решения.

На ПБК "Славутич" считают, что оперативным планированием должны заниматься профессионалы, поскольку любая информационная система дает только данные, и от профессионализма сотрудников зависит, как они будут интерпретированы и какие выводы будут сделаны. Как правило, на каждом предприятии существует пакет внутренней управленческой отчетности, которая предоставляется менеджерам на регулярной основе (ежедневно, еженедельно).

Трудности и советы

Как отметил генеральный директор производственно-торгового холдинга "Укравтозапчасть" Владимир Харченко, оперативное планирование — это самый нижний уровень планирования, который предполагает календарную привязку плановых заданий к рабочим местам. До этого уровня планирования все расчеты проводятся в агрегированном виде (объемные показатели), только на этапе оперативного планирования появляется календарь работ. В условиях рыночной экономики требования, предъявляемые к принципам и методам оперативного планирования, существенно отличаются от тех, которые в свое время использовались в плановой экономике.

Сложность и специфика оперативного планирования заключается в появлении календарных сроков выполнения работ. Кроме этого, существуют календарно-плановые нормативы, такие как, например, длительность производственного цикла или размер партии товара. Осуществление оперативного планирования возможно лишь при наличии таких нормативов.

В "Robert Bosch Украина" назвали другие трудности. "В первую очередь для принятия оперативных решений полная информация должна быть доступна не только высшему руководителю, но и всем менеджерам, вовлеченным в процесс оперативного реагирования", — говорит г-н Шмида.