Опоздание вне конкуренции

Успех любого бизнеса зависит не только от умения руководителя управлять предприятием, но и от того, как налажена трудовая дисциплина. К основным видам нарушений можно отнести опоздание и нецелевое использование ресурсов

Успех любого бизнеса зависит не только от умения руководителя управлять предприятием, но и от того, как налажена трудовая дисциплина. К основным видам нарушений можно отнести опоздание и нецелевое использование ресурсов

Трудовая дисциплина — это вовсе не пережиток старого порядка, и сегодня она актуальна и необходима для эффективного ведения бизнеса. Что же это такое? Дисциплина (от лат. disciplina — учение, воспитание, распорядок) — совокупность правовых норм, установленных на предприятии, в учреждении или в организации, которая является обязательной для всех участников трудового процесса. Трудовая дисциплина заключается, в частности, в обязанности работников трудиться честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, придерживаться технологической дисциплины, заботливо относиться к имуществу собственника.

Говоря о трудовой дисциплине и ее нарушениях, следует сделать акцент на следующем: трудовая дисциплина, безусловно, необходима для любого предприятия, но не сама по себе, а для эффективной и результативной деятельности данного предприятия. Поэтому каждая компания, разрабатывая и внедряя правила трудовой дисциплины, должна в первую очередь учесть следующее:

• правила должны быть оправданы условиями и сферой деятельности предприятия;

• правила должны быть донесены и понятны коллективу.

Прежде чем говорить о нарушениях норм трудовой дисциплины, необходимо рассмотреть специфику и различия профессий, режим работы предприятия в зависимости от сферы его деятельности. Нормы трудовой дисциплины могут существенно отличаться на предприятиях, так как бизнес-процессы могут быть совершенно различными.

Самые строгие нормы трудовой дисциплины нужны на производственных предприятиях, особенно там, где необходим круглосуточный бесперебойный цикл, предприятиях по обслуживанию клиентов (сервис-центры, call-центры).

Совершенно отличной может быть трудовая дисциплина на предприятиях, связанных с творческой деятельностью, организацией мероприятий, обслуживанием клиентов высокого уровня. Здесь сложно вообще определить рамки и длительность рабочего дня, так как мероприятия могут готовиться и проходить в любое время дня и вечера, а важный клиент требует к себе максимума внимания в любое время, когда ему вздумается. Примером могут быть журналисты, фотографы, редакторы, менеджеры проектов, менеджеры по работе с клиентом, менеджеры VIP-продаж. Я думаю, в данной сфере единственно возможным критерием является результат работы, количество же рабочих часов ни о чем не говорит.

В более прогрессивных компаниях некоторые правила подстраивают под сотрудников. Есть такая категория людей (и все об этом знают), как "совы", эффективной их работа по утрам не может быть априори, иногородние сотрудники иногда просто не могут быть на рабочем месте в 8.00, многие сотрудники продолжают обучение, которое пересекается с графиком рабочего времени. Во всех этих случаях сотрудникам идут навстречу и устанавливают гибкий график работы. Основным условием для такого особого отношения должна быть ценность сотрудника для компании и возможность данного служащего выполнять при этом свои задачи без ущерба для предприятия.

Правила дисциплины имеют отличия для сотрудников низшего, среднего и высшего звена. Рабочий график руководителей, как правило, не нормирован. Основная нагрузка может приходиться как раз на вторую половину дня, а некоторые деловые встречи и переговоры вообще проходят вечером и вне офиса, поэтому начало рабочего дня может быть с 10.00 или 11.00. Как правило, это свойственно собственникам бизнеса. Руководители, которые являются наемными сотрудниками, очень мотивированы наилучшими результатами своей работы и изначально готовы к ненормированному и длительному рабочему дню.

Основные виды нарушений

Безусловно, среди прочих нарушений лидирует использование рабочего времени не по назначению: перекуры, питье чая и кофе, беседы на личные темы по телефону и в коллективе. Просто "черной дырой" для рабочего времени является Интернет, в котором есть и "чат", и ICG, и много интересных сайтов, множество компьютерных игр. В общем, чем заняться на рабочем месте, кроме работы, не перечесть.

Второй вид нарушений, который встречается довольно часто — это несвоевременные приход и уход с работы. Опоздания, конечно, вне конкуренции. Здесь справедливым будет отметить, что сегодня у работодателя есть нехорошая тенденция декларировать ненормированный рабочий день. Иногда это объясняется слишком большим объемом работы, который возложен на сотрудника. Если честно, работодатель экономит: один сотрудник работает за двоих. Иногда просто прихоть руководителя: "Если я нахожусь на работе, то и мои сотрудники должны здесь присутствовать", хотя их рабочий день давно закончился, и самое главное, сотрудники свои задачи успешно выполнили.

К сожалению, работников, которые выполняют свои обязанности безупречно только из чувства ответственности, исключительно мало, поэтому необходимо продумать ряд методов, с помощью которых коллектив будет простимулирован к хорошей работе. Главная причина возникновения подобных проблем на предприятии — незаинтересованность сотрудников в результате их работы. Поэтому стоит уделить внимание, в первую очередь, мотивации сотрудников. Оцените, что заставляет ваших сотрудников работать с максимальной отдачей ежедневно. Ведущими мотивами являются уровень оплаты, профессиональный рост, карьерный рост, социальная удовлетворенность (социальный пакет, стабильность компании, удобство офиса и его месторасположение и т. д.). Как правило, ведущим мотивом все-таки является оплата труда, именно поэтому в последнее время распространилась дифференцированная система оплаты, то есть стартовый оклад и различные доплаты — процент или премии, которые зависят от результативности работы сотрудника. Когда служащий сам заинтересован в наилучших результатах работы за месяц, проблемы просто не возникнет.

Самостоятельно или нет

Если компания не многочисленна, руководитель или менеджер по персоналу может без труда проанализировать специфику организации деятельности на своем предприятии и разработать требования к трудовой дисциплине. Если же компания имеет несколько видов деятельности, много отделов, различных по построению рабочего процесса, компании лучше привлечь консультанта со стороны.

Ценность консультирования по вопросу организации бизнес-процессов на предприятии заключается в нескольких моментах:

• консультант обладает большим передовым опытом, так как выполняет подобные задачи ежедневно и для разных предприятий;

• привлекается на выполнение конкретной задачи, поэтому уделяет ей максимум времени и ни на что иное не отвлекается;

• оценка и рекомендации консультанта будут объективными и не станут отстаивать ни интересы работодателя, ни интересы сотрудников.

Как правило, остро вопрос трудовой дисциплины стоит тогда, когда в компании дела обстоят не лучшим образом. Нарушения являются как раз сигналом и показателем того, что сотрудники не работают на результат и достижение успеха, а значит, необходимо менять подход к построению процесса.

Для оптимизации деятельности и, соответственно, разработки норм трудовой дисциплины консультанту будет необходимо:

• проанализировать бизнес-процессы в компании;

• определить мотивацию сотрудников, результативность их работы;

• оценить качественные и количественные показатели персонала, соответствует ли объем работ на предприятии количеству и профессиональному уровню сотрудников, так как перекос в ту или иную сторону однозначно приводит к неправильному рабочему графику, а соответственно, к его нарушениям.

Данная процедура в зависимости от величины компании может занять от одного до трех месяцев. По результатам диагностики руководство совместно с консультантами сможет разработать и внедрить новые и эффективные схемы деятельности компании, требования к качеству и нормам работы сотрудников.

В итоге будут довольны все: и руководство, и сотрудники.

Методы устранения проблем, которые связаны с нарушением дисциплины

1. Использование Интернета не по назначению. Данную проблему можно решить, заблокировав выход на определенные сайты или в Интернет вообще, если специфика деятельности компании это позволяет. Системный администратор компании может отслеживать программные продукты, установленные на рабочих местах, и удалять те, которые не относятся к рабочему процессу.

2. Учет рабочего времени необходимо осуществлять с помощью табеля рабочего дня. Существует много программного обеспечения, которое позволяет фиксировать время прихода и ухода сотрудников, перемещения в течение дня по предприятию, время работы за персональным компьютером.

3. Опоздания. Существует практика штрафов за опоздания. Уплата первого же штрафа дисциплинирует большинство нарушителей. Можно лишить сотрудника премии. Более кардинальным методом пользуется одна из знакомых мне компаний: после нескольких опозданий кряду сотрудника увольняют.

4. В некоторых компаниях пить чай или кофе на рабочем месте запрещено, а можно только на кухне или предназначенной для этого территории. Согласитесь, бегать каждые полчаса на кухню не будешь, а компанией тем более, таким образом, чаепитие осуществляется несколько раз в день как пауза в эффективном рабочем процессе.

5. Последней модной тенденцией стало размещать коллектив в больших комнатах офиса: таким образом все на виду. Устроить посиделки или болтать не по делу открыто невозможно или, по крайней мере, трудно, поэтому удается редко.