- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Осеннее потепление цены
Главный итог сентябрьского рынка нефтепродуктов — саморегуляция при минимальном вмешательстве правительства. Производителям и правительству удалось возобновить конструктивный диалог и, как следствие, цены стабилизировались. Надолго ли — покажет октябрь
Разумное сотрудничество отечественных производителей нефтепродуктов и правительства показало, что в любой ситуации можно и нужно находить компромиссные решения, которые удовлетворили бы как рентабельное производство, так и потребности потребителей ГСМ. Причем не пострадали ни рыночные отношения, ни сложившаяся структура рынка.
Исключением в этом диалоге был разве что неудачный пиаровский шаг министра топлива и энергетики, который попытался найти причину роста цен в реэкспорте нефти с Лисичанского НПЗ, заодно дедуктивным кивком указав на связь подорожания с предложением российских нефтяников по загрузке нефтепровода "Одесса — Броды" в реверсном режиме.
Правительство решило иначе и подписало с нефтетрейдерами меморандум о том, что последние будут поставлять агрокомплексу дизтопливо по льготным ценам, взамен пообещав не применять "ручное управление" рынком образца 90-х годов прошлого столетия. Параллельно дочерняя компания "Укргаздобыча", входящая в состав НАК "Нефтегаз Украины", снизила цены на дизельное топливо производства Шебелинского газоперерабатывающего завода до 1700 грн. за тонну, что существенно меньше нынешней ажиотажной стоимости горючего. Более того, "Нефтегаз" заявил о готовности импортировать в Украину необходимое количество дизельного топлива в случае, если принятых мер окажется недостаточно.
Лисичанский и Кременчугский НПЗ ввели систему реализации солярки по сниженным ценам только предприятиям и предпринимателям, которые подтвердили наличие пахотных земель и собственной сельскохозяйственной техники соответствующими документами, а также предоставили свидетельство об уплате единого сельскохозяйственного налога. А "Укргаздобыча" с целью преодоления кризисных явлений на рынке нефтепродуктов снизила цену и на бензин
А-76, А-80, АИ-92 и АИ-95.
Тем временем по состоянию на 19 сентября оптовые цены горючего стабилизировались, а в отдельных областях — Харьковской, Сумской, Полтавской, Луганской, Днепропетровской — начали снижаться. С 1 октября в России экспортная пошлина на нефть повысится до $33,8 за тонну. Как правило, это приводило к незначительному удорожанию стоимости горючего в Украине. В нынешней ситуации повышение пошлины на первом этапе сделает удешевление горючего более плавным, а затем может стать дополнительным фактором снижения цен — российские нефтяники увеличат поставки сырья в Украину. Хотя с середины сентября запасы нефти и готовых нефтепродуктов на заводских терминалах растут, причем поставками российского сырья украинские НПЗ не обижены.
Возвращаясь к "проблеме" реэкспорта нефти, о которой говорил г-н Ермилов, следует напомнить, что украинские НПЗ в августе 2003 г. переработали 1,79 млн. тонн нефти, что на 200 тыс. тонн больше, чем в августе прошлого года. Причем с 1 января по 31 августа нынешнего года НПЗ произвели 2,97 млн. тонн бензина и 3,83 млн. тонн солярки, в то время как за аналогичный период 2002 г. — 2,88 и 3,76 млн. тонн соответственно.
За девятнадцать дней сентября шесть НПЗ переработали 1124,2 тыс. тонн нефти, поставив на рынок более полумиллиона тонн солярки и бензина. Как показывает практика прошлых лет, сельхозпроизводители выбирают только 40 — 60% от указанных в заявках нефтепродуктов. В этом году агропром запросил 650 тыс. тонн солярки. Даже если она будет выбрана полностью, НПЗ в силах обеспечить поставку собственными силами. Предложения некоторых народных депутатов о льготном импорте дизельного топлива выглядят, как минимум, необоснованными.
Комментарий
Николай Приймак, генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка":
— С учетом того, что цены на нефть в России поднялись по сравнению с августом прошлого года на 100%, цены на ГСМ должны вырасти. Однако до августа они не только остались прежними, но даже снизились по сравнению с 2002 г. Объяснить это можно только тем, что нефтяники вынуждены были держать расценки на ГСМ, чтобы, не дай Бог, потребитель не пострадал. Но всякой рентабельности приходит предел, и на сегодняшний день повышение цен на нефтепродукты просто необходимо, иначе заводы остановятся. Что касается льготного импорта солярки, то будем надеяться, что правительство окажется мудрее и не примет это решение, которое остановит все отечественные НПЗ. Вообще непонятно, почему из года в год в парламенте рождается одна и та же глупость — освободить от налогов импортеров? Почему не хотят освободить от налогов отечественных производителей?
Переработка нефти и производство нефтепродуктов украинскими НПЗ в Январе–августе 2003 года, тыс. тонн
Заводы |
Нефть |
Нефтепродукты |
|||
Поставлено |
Переработано |
бензин |
дизтопливо |
мазут |
|
ЗАО "Укртатнафта" |
4223,5 |
4362,6 |
997,2 |
1295,0 |
1365,7 |
ОАО "Херсоннефтепереработка" |
2234,7 |
1329,9 |
189,1 |
372,2 |
699,4 |
ОАО "ЛУКойл — Одесский НПЗ" |
2648,9 |
1746,4 |
229,6 |
471,1 |
831,0 |
ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" |
4603,0 |
3826,3 |
1099,6 |
978,9 |
1207,9 |
ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" |
940,5 |
904,2 |
177,1 |
301,1 |
407,0 |
ОАО "НПК — Галичина" |
1355,5 |
1358,1 |
277,4 |
414,9 |
565,3 |
ВСЕГО |
16106,1 |
13257,5 |
2970,0 |
3833,2 |
5076,3 |
Источник: Минтопэнерго Украины