НБУ курс:

USD

42,17

+0,01

EUR

43,64

+0,14

Наличный курс:

USD

42,40

42,35

EUR

44,30

44,10

Осеннее потепление цены

Главный итог сентябрьского рынка нефтепродуктов — саморегуляция при минимальном вмешательстве правительства. Производителям и правительству удалось возобновить конструктивный диалог и, как следствие, цены стабилизировались. Надолго ли — покажет октябрь

Главный итог сентябрьского рынка нефтепродуктов — саморегуляция при минимальном вмешательстве правительства. Производителям и правительству удалось возобновить конструктивный диалог и, как следствие, цены стабилизировались. Надолго ли — покажет октябрь

Разумное сотрудничество отечественных производителей нефтепродуктов и правительства показало, что в любой ситуации можно и нужно находить компромиссные решения, которые удовлетворили бы как рентабельное производство, так и потребности потребителей ГСМ. Причем не пострадали ни рыночные отношения, ни сложившаяся структура рынка.
Исключением в этом диалоге был разве что неудачный пиаровский шаг министра топлива и энергетики, который попытался найти причину роста цен в реэкспорте нефти с Лисичанского НПЗ, заодно дедуктивным кивком указав на связь подорожания с предложением российских нефтяников по загрузке нефтепровода "Одесса — Броды" в реверсном режиме.
Правительство решило иначе и подписало с нефтетрейдерами меморандум о том, что последние будут поставлять агрокомплексу дизтопливо по льготным ценам, взамен пообещав не применять "ручное управление" рынком образца 90-х годов прошлого столетия. Параллельно дочерняя компания "Укргаздобыча", входящая в состав НАК "Нефтегаз Украины", снизила цены на дизельное топливо производства Шебелинского газоперерабатывающего завода до 1700 грн. за тонну, что существенно меньше нынешней ажиотажной стоимости горючего. Более того, "Нефтегаз" заявил о готовности импортировать в Украину необходимое количество дизельного топлива в случае, если принятых мер окажется недостаточно.
Лисичанский и Кременчугский НПЗ ввели систему реализации солярки по сниженным ценам только предприятиям и предпринимателям, которые подтвердили наличие пахотных земель и собственной сельскохозяйственной техники соответствующими документами, а также предоставили свидетельство об уплате единого сельскохозяйственного налога. А "Укргаздобыча" с целью преодоления кризисных явлений на рынке нефтепродуктов снизила цену и на бензин
А-76, А-80, АИ-92 и АИ-95.
Тем временем по состоянию на 19 сентября оптовые цены горючего стабилизировались, а в отдельных областях — Харьковской, Сумской, Полтавской, Луганской, Днепропетровской — начали снижаться. С 1 октября в России экспортная пошлина на нефть повысится до $33,8 за тонну. Как правило, это приводило к незначительному удорожанию стоимости горючего в Украине. В нынешней ситуации повышение пошлины на первом этапе сделает удешевление горючего более плавным, а затем может стать дополнительным фактором снижения цен — российские нефтяники увеличат поставки сырья в Украину. Хотя с середины сентября запасы нефти и готовых нефтепродуктов на заводских терминалах растут, причем поставками российского сырья украинские НПЗ не обижены.
Возвращаясь к "проблеме" реэкспорта нефти, о которой говорил г-н Ермилов, следует напомнить, что украинские НПЗ в августе 2003 г. переработали 1,79 млн. тонн нефти, что на 200 тыс. тонн больше, чем в августе прошлого года. Причем с 1 января по 31 августа нынешнего года НПЗ произвели 2,97 млн. тонн бензина и 3,83 млн. тонн солярки, в то время как за аналогичный период 2002 г. — 2,88 и 3,76 млн. тонн соответственно.
За девятнадцать дней сентября шесть НПЗ переработали 1124,2 тыс. тонн нефти, поставив на рынок более полумиллиона тонн солярки и бензина. Как показывает практика прошлых лет, сельхозпроизводители выбирают только 40 — 60% от указанных в заявках нефтепродуктов. В этом году агропром запросил 650 тыс. тонн солярки. Даже если она будет выбрана полностью, НПЗ в силах обеспечить поставку собственными силами. Предложения некоторых народных депутатов о льготном импорте дизельного топлива выглядят, как минимум, необоснованными.

Комментарий
Николай Приймак, генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка":

— С учетом того, что цены на нефть в России поднялись по сравнению с августом прошлого года на 100%, цены на ГСМ должны вырасти. Однако до августа они не только остались прежними, но даже снизились по сравнению с 2002 г. Объяснить это можно только тем, что нефтяники вынуждены были держать расценки на ГСМ, чтобы, не дай Бог, потребитель не пострадал. Но всякой рентабельности приходит предел, и на сегодняшний день повышение цен на нефтепродукты просто необходимо, иначе заводы остановятся. Что касается льготного импорта солярки, то будем надеяться, что правительство окажется мудрее и не примет это решение, которое остановит все отечественные НПЗ. Вообще непонятно, почему из года в год в парламенте рождается одна и та же глупость — освободить от налогов импортеров? Почему не хотят освободить от налогов отечественных производителей?

Переработка нефти и производство нефтепродуктов украинскими НПЗ в Январе–августе 2003 года, тыс. тонн

Заводы

Нефть

Нефтепродукты

Поставлено

Переработано

бензин

дизтопливо

мазут

ЗАО "Укртатнафта"

4223,5

4362,6

997,2

1295,0

1365,7

ОАО "Херсоннефтепереработка"

2234,7

1329,9

189,1

372,2

699,4

ОАО "ЛУКойл — Одесский НПЗ"

2648,9

1746,4

229,6

471,1

831,0

ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез"

4603,0

3826,3

1099,6

978,9

1207,9

ОАО "Нефтехимик Прикарпатья"

940,5

904,2

177,1

301,1

407,0

ОАО "НПК — Галичина"

1355,5

1358,1

277,4

414,9

565,3

ВСЕГО

16106,1

13257,5

2970,0

3833,2

5076,3

Источник: Минтопэнерго Украины