Осеннее потепление цены

Главный итог сентябрьского рынка нефтепродуктов — саморегуляция при минимальном вмешательстве правительства. Производителям и правительству удалось возобновить конструктивный диалог и, как следствие, цены стабилизировались. Надолго ли — покажет октябрь
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Главный итог сентябрьского рынка нефтепродуктов — саморегуляция при минимальном вмешательстве правительства. Производителям и правительству удалось возобновить конструктивный диалог и, как следствие, цены стабилизировались. Надолго ли — покажет октябрь

Разумное сотрудничество отечественных производителей нефтепродуктов и правительства показало, что в любой ситуации можно и нужно находить компромиссные решения, которые удовлетворили бы как рентабельное производство, так и потребности потребителей ГСМ. Причем не пострадали ни рыночные отношения, ни сложившаяся структура рынка.
Исключением в этом диалоге был разве что неудачный пиаровский шаг министра топлива и энергетики, который попытался найти причину роста цен в реэкспорте нефти с Лисичанского НПЗ, заодно дедуктивным кивком указав на связь подорожания с предложением российских нефтяников по загрузке нефтепровода "Одесса — Броды" в реверсном режиме.
Правительство решило иначе и подписало с нефтетрейдерами меморандум о том, что последние будут поставлять агрокомплексу дизтопливо по льготным ценам, взамен пообещав не применять "ручное управление" рынком образца 90-х годов прошлого столетия. Параллельно дочерняя компания "Укргаздобыча", входящая в состав НАК "Нефтегаз Украины", снизила цены на дизельное топливо производства Шебелинского газоперерабатывающего завода до 1700 грн. за тонну, что существенно меньше нынешней ажиотажной стоимости горючего. Более того, "Нефтегаз" заявил о готовности импортировать в Украину необходимое количество дизельного топлива в случае, если принятых мер окажется недостаточно.
Лисичанский и Кременчугский НПЗ ввели систему реализации солярки по сниженным ценам только предприятиям и предпринимателям, которые подтвердили наличие пахотных земель и собственной сельскохозяйственной техники соответствующими документами, а также предоставили свидетельство об уплате единого сельскохозяйственного налога. А "Укргаздобыча" с целью преодоления кризисных явлений на рынке нефтепродуктов снизила цену и на бензин
А-76, А-80, АИ-92 и АИ-95.
Тем временем по состоянию на 19 сентября оптовые цены горючего стабилизировались, а в отдельных областях — Харьковской, Сумской, Полтавской, Луганской, Днепропетровской — начали снижаться. С 1 октября в России экспортная пошлина на нефть повысится до $33,8 за тонну. Как правило, это приводило к незначительному удорожанию стоимости горючего в Украине. В нынешней ситуации повышение пошлины на первом этапе сделает удешевление горючего более плавным, а затем может стать дополнительным фактором снижения цен — российские нефтяники увеличат поставки сырья в Украину. Хотя с середины сентября запасы нефти и готовых нефтепродуктов на заводских терминалах растут, причем поставками российского сырья украинские НПЗ не обижены.
Возвращаясь к "проблеме" реэкспорта нефти, о которой говорил г-н Ермилов, следует напомнить, что украинские НПЗ в августе 2003 г. переработали 1,79 млн. тонн нефти, что на 200 тыс. тонн больше, чем в августе прошлого года. Причем с 1 января по 31 августа нынешнего года НПЗ произвели 2,97 млн. тонн бензина и 3,83 млн. тонн солярки, в то время как за аналогичный период 2002 г. — 2,88 и 3,76 млн. тонн соответственно.
За девятнадцать дней сентября шесть НПЗ переработали 1124,2 тыс. тонн нефти, поставив на рынок более полумиллиона тонн солярки и бензина. Как показывает практика прошлых лет, сельхозпроизводители выбирают только 40 — 60% от указанных в заявках нефтепродуктов. В этом году агропром запросил 650 тыс. тонн солярки. Даже если она будет выбрана полностью, НПЗ в силах обеспечить поставку собственными силами. Предложения некоторых народных депутатов о льготном импорте дизельного топлива выглядят, как минимум, необоснованными.

Комментарий
Николай Приймак, генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка":

— С учетом того, что цены на нефть в России поднялись по сравнению с августом прошлого года на 100%, цены на ГСМ должны вырасти. Однако до августа они не только остались прежними, но даже снизились по сравнению с 2002 г. Объяснить это можно только тем, что нефтяники вынуждены были держать расценки на ГСМ, чтобы, не дай Бог, потребитель не пострадал. Но всякой рентабельности приходит предел, и на сегодняшний день повышение цен на нефтепродукты просто необходимо, иначе заводы остановятся. Что касается льготного импорта солярки, то будем надеяться, что правительство окажется мудрее и не примет это решение, которое остановит все отечественные НПЗ. Вообще непонятно, почему из года в год в парламенте рождается одна и та же глупость — освободить от налогов импортеров? Почему не хотят освободить от налогов отечественных производителей?

Переработка нефти и производство нефтепродуктов украинскими НПЗ в Январе–августе 2003 года, тыс. тонн

Заводы

Нефть

Нефтепродукты

Поставлено

Переработано

бензин

дизтопливо

мазут

ЗАО "Укртатнафта"

4223,5

4362,6

997,2

1295,0

1365,7

ОАО "Херсоннефтепереработка"

2234,7

1329,9

189,1

372,2

699,4

ОАО "ЛУКойл — Одесский НПЗ"

2648,9

1746,4

229,6

471,1

831,0

ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез"

4603,0

3826,3

1099,6

978,9

1207,9

ОАО "Нефтехимик Прикарпатья"

940,5

904,2

177,1

301,1

407,0

ОАО "НПК — Галичина"

1355,5

1358,1

277,4

414,9

565,3

ВСЕГО

16106,1

13257,5

2970,0

3833,2

5076,3

Источник: Минтопэнерго Украины