НБУ курс:

USD

41,27

-0,00

EUR

45,46

-0,00

Наличный курс:

USD

41,57

41,50

EUR

46,13

46,00

Основная конкуренция будет в среднем ценовом сегменте

Основная конкуренция будет в среднем ценовом сегменте, считает председатель правления ЗАО "Kraft Foods Украина" доктор Юрий Логуш. Как руководитель подразделения транснациональной компании г-н Логуш смотрит на рынок глобально, оценивая перспективы украинс

Основная конкуренция будет в среднем ценовом сегменте, считает председатель правления ЗАО "Kraft Foods Украина" доктор Юрий Логуш. Как руководитель подразделения транснациональной компании г-н Логуш смотрит на рынок глобально, оценивая перспективы украинских кондитеров на рынках других стран как очень хорошие. В то же время высококонкурентный украинский рынок уже не сможет "переварить" приход других иностранных производителей

— Какая тенденция рынка по итогам года стала для вас наиболее значимой?

— Возобновление роста рынка, который сильно пострадал от повышения цен на какао-бобы в прошлом году. Уже в нынешнем году рынок, думаю, вернется к своему прежнему темпу роста 5 — 10% в год.

— Считаете ли вы одной из основных тенденций развитие премиум-сегмента?

— Да, этот сегмент появился еще пять лет назад и перед кризисом занимал около 10% общего рынка. Он будет расти. Прежде всего потому, что растут доходы населения. Но фантастического роста не произойдет хотя бы потому, что основная конкуренция все равно будет наблюдаться в среднем ценовом сегменте. И нам, кондитерам, еще нужно завоевывать потребителей с низким уровнем дохода, например, в селе.

— А что может снова помешать вам это сделать?

— Колебания цен на какао и продукты из него. Смотрите, сколько в мире стран, где начинает активно расти экономика? Чего стоит один Китай с 1,5 млрд. населения. Все эти фабрики нуждаются в сырье. Весь мир живет в очень интересный период своего развития. Начинается очень жесткая борьба за сырьевые ресурсы. Мы видим это по нефти, по какао-бобам, по кофе. Это значит, что в тех странах, которые не растут быстро, товары будут становиться дороже. А в быстрорастущих, чье население будет становиться богаче, эти товары будут стоить дешево.

— Ужесточилась ли конкуренция между игроками?

— Конкуренция в течение последних лет довольно стабильная. Лидеры не изменились. Все имеют довольно упорядоченный ассортимент и рекламные бюджеты. Продукция достаточно совершенная, и трудно придумать что-то новое.

— А есть ли будущее у наших кондитеров, заявивших о своих транснациональных амбициях?

— Будущее у украинского экспорта фантастическое. Украина всегда была экспортной платформой. Экономика страны была рассчитана на то, чтобы обеспечивать весь бывший Союз различными товарами. У украинцев осталась экспортная ментальность. И пивовары, и кондитеры имеют гордость: мол, когда-то мы продавали и в этом городе, и в том. И это "осело" в исторической памяти. И есть желание возобновить свои былые позиции. А между прочим, экономический рост Украины обусловлен также увеличением темпов роста экспорта. Поэтому успех отечественных кондитеров на международных рынках будет большим, в том числе вследствие высокого качества продукта.

— В чем принципиальное отличие стратегии иностранных компаний от отечественных?

— Компании, которые имеют опыт работы в рыночных условиях, в самом начале имели лучшие стартовые позиции. Они понимали, как рынок работает. Но проблема в том, что рынок сам не понимал, как он работает, потребители этого не понимали. Должен был пройти период "вышколенности", перемены в ментальности потребителя по отношению, например, к той же рекламе. Но тот потенциал, который имели транснациональные компании, полностью не реализовался, и они его очень быстро потеряли. Украинцы очень быстро учатся. Посмотрите: в середине 90-х гг. к нам "зашли" мировые сети супермаркетов. И сразу же отечественные предприниматели начали их копировать. Как японцы: что видим — то и копируем. И это объясняет, почему в Украине так мало транснациональных компаний, и то, что украинцы очень скоро будут выходить на мировые рынки.

— Интересен ли украинский рынок кому-нибудь из ваших глобальных конкурентов, например, Mars или Cadbury?

— Трудно сказать. Если бы я был мировым производителем, я бы посмотрел на рынок: есть Kraft, есть Nestle, есть местные компании. Все консолидированы, все финансово стоят очень мощно, все развиваются, расширяются, покупают фабрики. Рынок выкристаллизованный. Куда заходить?