Осознанный альтруизм

Программы социальной ответственности особенно важны в условиях растущей конкуренции. С одной стороны, социальная направленность позволяет компаниям создать благоприятную среду для работы сотрудников, с другой, повышает лояльность клиентов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Программы социальной ответственности особенно важны в условиях растущей конкуренции. С одной стороны, социальная направленность позволяет компаниям создать благоприятную среду для работы сотрудников, с другой, повышает лояльность клиентов

Три новых направления

Основными направлениями программ социальной ответственности являются общество, персонал, экология. "Любой предприниматель должен, безусловно, выполнять все законные требования государства в своей коммерческой, социальной и производственной деятельности. Это главная и неотъемлемая часть его социальной ответственности, — рассказывает почетный президент компании "АВК", народный депутат Украины Владимир Авраменко. — Непосредственно эта ответственность отображается в дисциплинированной уплате налогов, выплате собственным сотрудникам экономически обоснованной зарплаты, бережливом использовании невосполнимых природных ресурсов и заботе об экологии". Каждая компания выделяет свои ключевые составляющие направлений программ соцответственности.

Например, одним из самых важных факторов в корпорации "АВК" считают систему образования. Уже третий год компания поддерживает конкурс студенческих и научных работ, посвященных развитию пищевой отрасли. Лучшие студенты получают от "АВК" стипендии. Помимо этого, руководство корпорации поддерживает общественные организации. Так, "АВК" первая среди коммерческих компаний провела открытый конкурс грантов среди общественных организаций. Не забывают в корпорации и о социально-незащищенных слоях населения. На благотворительность компания ежегодно тратит сотни тысяч гривен. Например, в 2004 году эти расходы превысили 1,6 млн. грн.: в нескольких регионах на западе, востоке и в центре страны есть подшефные детские дома, школы, дома инвалидов.

Социальные ценности компании "МакДональдз" очень схожие. Это и оказание помощи тем, кто нуждается, в первую очередь больным детям, и стремление быть лучшим работодателем, проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, например, утилизации отходов, озеленения прилегающих к ресторанам территорий. Как рассказали в компании, ежегодно, начиная с 2002 года, компания проводит благотворительную акцию "Всемирный день помощи детям", по результатам которой приобретается медоборудование, необходимое для медучреждений по всей Украине. Только в рамках этой программы компания приобрела оборудования на сумму около $150 тыс. По официальным данным, ежегодно "МакДональдз" направляет на благотворительные акции около $80 тыс.

Учитывая отраслевую специфику деятельности ОАО "ИнтерХим" как фармкомпании, в качестве приоритетов рассматриваются медпомощь нуждающимся и защита окружающей среды. Так, компания оказывала помощь монастырю, который содержит приют для бездомных, а также поддерживала армию в ее худшие времена. При поддержке Минздрава в рамках благотворительной программы "ИнтерХим" передала лекарственные препараты руководителям 10 школ — интернатов для детей-сирот, детей-инвалидов. Сфера природоохраны тесно переплетена с деятельностью компании: предприятия построены с учетом требований стандарта GMP, создана сертифицированная лаборатория, которая занимается мониторингом окружающей среды, анализом питьевых, почвенных и сточных вод.

Укрсоцбанк в своей программе соцответственности выделяет три основных сегмента: внутреннюю среду, рынок и общество. Все аспекты, относящиеся к внутрибанковской среде, отражены в принятом наблюдательным советом банка Корпоративном кодексе. "В этом документе отражены нормы деловой этики, которых банк придерживается по отношению к своим сотрудникам, а также поддерживает у своих сотрудников по отношению к рынку", — объясняет первый заместитель председателя правления АКБ "Укрсоцбанк" Валентина Жуковская. Основой внутренней социальной политики банка является стремление создать необходимые условия для реализации способностей, профессиональных навыков сотрудников, а также обеспечить достойное вознаграждение результатов их труда. В этой связи в банке создан корпоративный пенсионный фонд. Что касается второго сегмента, Укрсоцбанк, по мнению г-жи Жуковской, придерживается принципов добросовестной конкуренции и всегда этично ведет себя по отношению к клиентам и бизнес-партнерам. Помимо этого, банк осуществляет спонсорские программы. Так, в течение нескольких лет Укрсоцбанк оказывает финансовую поддержку Международному конкурсу молодых пианистов им. Владимира Горовица, а также украинским театрам, детским домам.

Программа социальной ответственности АКБ "ТАС — Комерцбанк" органично вписана в стратегию развития банка на период до 2009 года, в том числе как элемент бюджетного планирования. Банк инвестирует в систему обучения персонала, создавая планы персонального развития сотрудников. Также АКБ "ТАС — Комерцбанк" занимается благотворительной деятельностью: особое внимание уделяется Киевской городской организации инвалидов войны и Вооруженных Сил, Международному благотворительному фонду "Лучи надежды".

Компания Softline занимается спонсорством и меценатством, хотя, как отметили в компании, такой подход к социальной ответственности не является системным. Если в Softline приходят люди и просят помощи в проведении форума, концерта и т. д., компания вкладывает деньги. Softline также помогает детским домам, нуждающимся в помощи. На помощь детям направлена социальная и благотворительная деятельность Nestle. Как объяснили в компании, такая направленность походит от того, что ее основатель Генри Нестле изобрел детскую смесь для кормления младенцев, которые по разным причинам не могли получать материнское молоко, тем самым решив проблему детской смертности. В списке организаций, которым помогает Nestle, крупные благотворительные фундации и около 50 детских домов по всей Украине.

Эффективность

Компании, адаптирующие у себя социальные программы, получают определенные выгоды. Выражаются они в первую очередь в повышении лояльности клиентов, а порой и в оптимизации производственных расходов в долгосрочном периоде. Например, внедрение передовых экологических стандартов и технологий нередко приводит к существенному сокращению издержек предприятия.

Наиболее эффективным инструментом оценки результатов социальной деятельности компании являются всевозможные исследования. Так, "MакДональдз" проводит опрос мнений ежеквартально и оценивает уровень доверия к компании, отношение к ней как к работодателю и как к социально активному члену местного сообщества.

Впрочем, многие компании отмечают субъективность таких оценок. Как считают в "АВК", влияние социальных программ на результативность и эффективность бизнеса трудноизмеримо, а сами программы имеют низкую практическую ценность для формирования репутации компании.

Способы реализации

Обычно программы социальной ответственности являются частью общей стратегии компании и вписаны в общие бюджетные потоки на долгосрочную перспективу. Именно поэтому компании чаще собственными силами разрабатывают и реализуют такие программы. По словам генерального директора и управляющего партнера Apple Consulting Юлии Плиевой, подобные профессиональные услуги пока мало востребованы на украинском рынке. "Такие программы существуют в формализованном или в латентном виде в компаниях, разработкой которых занимаются внутренние службы", — утверждает она.

В то же время специалисты склонны говорить о слабой эффективности разрабатываемых своими силами социальных программ. Специалисты консалтинговых компаний объясняют это тем, что зачастую при разработке социальных программ компании не до конца осознают цели их реализации, а также отсутствием прямого влияния на отношение потребителей к компании и показатели общей эффективности. Именно поэтому ожидания в отношении результатов социальной активности часто неадекватны или завышены.

"За" и "против" внедрения программ социальной ответственности

+

-

Более эффективное управление репутацией компании, рост лояльности со стороны клиентов и партнеров

Требуется отвлечение значительных средств для осуществления программы

Снижение затратности производства ввиду внедрения передовых технологий

Не следует ждать быстрого и очевидного экономического результата от внедрения программы

Возможность развития и сохранения кадрового резерва

Требуется выделение в структуре компании подразделения, реализующего программу