"От меня зависело, кто станет председателем областного совета"

"От меня зависело, кто станет председателем областного совета", — заявляет бывший харьковский губернатор Евгений Кушнарев. После второго тура выборов многие из бывших глав облгосадминистраций, в том числе и Кушнарев, попытались пересесть в кресла председа
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"От меня зависело, кто станет председателем областного совета", — заявляет бывший харьковский губернатор Евгений Кушнарев. После второго тура выборов многие из бывших глав облгосадминистраций, в том числе и Кушнарев, попытались пересесть в кресла председателей областных советов. Если до победы Ющенко депутаты местных советов дружно голосовали "за", то после — те же депутаты голосовали "против". Кроме существующей проблемы зависимости местной представительской власти от исполнительной, выборы оголили и другие проблемы, существующие на региональном уровне управления

— Как вы считаете, в чем суть знакомых Украине конфликтов губернатора и мэра областного центра?

— В основе всех противоречий между областной и городской властью лежит собственность — земля и имущество. Я бы не сказал, что конфликт заложен где-то на законодательном уровне. Наоборот, закон четко определяет, что, например, на территории Харькова горсовет является собственником земли и недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности. Вроде бы все просто, но на практике наблюдается некоторая нестыковка. Поскольку в то же время облсовет имеет право, делегированное ему советами нижнего уровня, управлять и распоряжаться коммунальной собственностью и имуществом областной общины. Так вот, на Харьковщине больше 500 советов эти права облсовету делегировали, то есть все, кроме горсовета областного центра. Таким образом, если облсовет хочет осуществить действия с каким-то имуществом, принадлежащим городу, то он должен спрашивать разрешения у харьковских городских депутатов. Это, согласитесь, не совсем удобно. И сколько мы ни разговаривали на эту тему, изменить ситуацию не удалось. Хотя проблем это, честно, не прибавляло, но процедура была очень громоздкой. Каждый раз все вопросы рассматривались на сессии горсовета, и если его председатель не хотел идти на встречу обладминистрации, то он мог заблокировать любое решение, что соответственно провоцировало бы затяжной и глубокий конфликт. На Харьковщине, к счастью, этого удалось избежать. Хотя для многих регионов это является камнем преткновения.

— Существуют ли противоречия между полномочиями губернатора и областным советом?

— Знаете, тут многое зависит от субъективных факторов. Если во главе облгосадминистрации и облсовета стоят государственные люди без лишних амбиций, они никогда не начнут выяснять, кто тут первый, кто второй, и кто к кому должен ходить. Но, безусловно, у губернатора рычагов влияния на общую ситуацию намного больше, чем у председателя облсовета.

Пример. Я уже два года был главой обладминистрации, когда проходили выборы в облсовет, и поэтому от моего решения зависело, кто будет избран его председателем. Все это понимали, и я этого не скрывал. Я предложил на этот пост человека, которого хорошо знал. И когда мы с ним говорили, поставил ему единственное условие: если он признает, что я в области высшее должностное лицо, то у нас никаких проблем не возникнет. И этого было достаточно, чтобы проработать мирно и дружно без проблем весь период.

Но не везде так. Есть примеры жестких конфликтов в областях. Доходило до того, что один к другому не ходили, только вели официальную переписку.

В данной ситуации основания для противостояния заложены в ограниченных правах местных представительских органов. Согласно закону, облсовет — орган с весьма ограниченными полномочиями. Практически все права по управлению имуществом передаются местными советами госадминистрации. Фактически у местных депутатов остается одна серьезная функция — утверждение бюджета и контроль за его исполнением. Остальное — это программы, которые нормативной силы, по сути, не имеют.

— А как оптимизировать взаимоотношения разных ветвей региональной власти на этом уровне?

— Если мы хотим избежать конфликтов, то должны перейти к модели, которая заложена в проекте изменений Конституции, находящемся сейчас на экспертизе в Конституционном Суде. Необходимо возрождение полноценного местного самоуправления на областном и районном уровнях. В изменениях заложен механизм избрания советами своего председателя, который будет главой его исполкома. Другое дело, что эти изменения предусматривают существование и госадминистраций, и там пока не выписаны их функции. А это также не гарантирует полного размежевания полномочий и может скрывать потенциальный конфликт. А те конституционные изменения, которые вступят в силу с сентября текущего года, к сожалению, не предусматривают необходимых реформ местного самоуправления.

— Как вы считаете, депутаты местных советов зависят от местных администраций? И не является ли результатом такой зависимости тот факт, что вам сначала удалось занять пост председателя облсовета, но потом вы покинули его?

— Безусловно, такое явление есть. Непосредственно в моей ситуации сработала двойная зависимость депутатов. Часть из них являются представителями бизнеса, и они никогда не пойдут на конфликт с властью, ведь это сразу же принесет им много хлопот. Вторая категория — это люди, которые сами работают во власти, они также не пойдут на конфликт, поскольку прямо зависимы от высшего руководства. Именно поэтому, когда с депутатами провели собеседования, то все они, кто искренне, кто с перепугу, отказались от своего решения поддерживать меня. И тут нет ничего удивительного. Больше того, я собирался сам снять с себя полномочия председателя облсовета, чтобы не ставить депутатов в неудобное положение.

— Кому должны подчиняться местные прокуратура, милиция и т. д.?

— Прокуратура не должна никому подчиняться, на нее возложена функция контроля работы органов власти. Поэтому прокурор никогда не входит в состав коллегии облгосадминистрации. А вот остальные органы должны быть инструментами управления регионом и для них подходит система двойственного подчинения.

Ведь сегодня налоговая служба, таможня, милиция выведены из подчинения облгосадминистрации, и это большая ошибка. Поэтому и возникали ситуации, когда, например, комитет по борьбе с коррупцией при Президенте предъявлял серьезные претензии к губернаторам по поводу проблем в сфере борьбы с преступностью. Я спрашиваю, какой спрос с губернатора, если без его согласия назначали руководителя милиции? И, конечно же, понятно, что если этот назначенец будет знать, что его судьба зависит только от киевского начальника, то он будет исполнять все только под углом зрения центральной власти. А двойное подчинение — это право министра назначать регионального начальника, но при согласии областных совета и администрации.

— Что должна учесть новая власть в бюджетной сфере, какие вопросы для регионов являются самыми актуальными?

— Основная проблема тут — отсутствие постоянных нормативов отчислений налогов и сборов в местные бюджеты. В цивилизованных странах городская и региональная власть четко знает, по какой схеме она будет строить бюджет через год, или пять, а то и десять лет. Это позволяет заниматься перспективным планированием, поскольку есть возможность рассчитывать свои возможности. Каждый год база налогообложения меняется. В таких условиях нельзя посмотреть даже на год вперед. Поэтому приходится жить-выживать в пределах одного бюджетного года, а так работать нельзя.