От приватизации много не ждут

Согласно проекту бюджета на 2006 год, от приватизации госимущества планируется получить всего 2,7 млрд. грн. Кроме отдельно заявленной продажи Криворожского железорудного комбината окисленных руд, перечень на реализацию не включает ни одного крупного объе

Согласно проекту бюджета на 2006 год, от приватизации госимущества планируется получить всего 2,7 млрд. грн. Кроме отдельно заявленной продажи Криворожского железорудного комбината окисленных руд, перечень на реализацию не включает ни одного крупного объекта — только небольшие или убыточные предприятия

Столь небольшие ожидания от продаж в Фонде госимущества Украины объяснили просто — значительными поступлениями от повторной приватизации "Криворожстали", заметив при этом, что никто не запрещает перевыполнить годовой план. Тем более что окончательное решение о продажах в 2006 году будет приниматься уже новым правительством и парламентом. "После парламентских выборов (два-три года) лучшее время для продаж, им будет способствовать внутриполитическая ситуация в стране, поэтому вряд ли это время упустят", — считает директор Международного института приватизации, управления и инвестиций Александр Рябченко.

Позиция председателя Фонда госимущества Семенюк Валентины сводится к тому, что продавать в 2006 году нужно исключительно мелкие пакеты акций и неликвидные предприятия. "Нам нужно подчистить "лежачие" объекты, их нужно продавать хотя бы для того, чтобы обеспечить людей рабочими местами", — уверена глава Фонда.

В этой связи она полностью поддерживает продажу Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, поскольку уверена, что этот объект незавершенного строительства принадлежит к числу тех, которые государство самостоятельно не "поставит на ноги"

Приход инвестора даст шанс не только завершить долгострой, запустить производство, создать тысячи рабочих мест, столь необходимых в Кировоградской и Днепропетровской областях, но и оживить целый населенный пункт, расположенный вокруг этого объекта, считает глава ФГИУ.

Срок, который определил для организации конкурса по приватизации 56,4% акций КГОКОРа президент Украины Виктор Ющенко — 1 марта, в Фонде госимущества считают вполне реальным. "Если правительство достигнет договоренности с другими участниками этого строительства по вопросам продажи, провести оценку и технологически подготовить конкурс мы успеем", — отметила глава приватизационного ведомства.

По словам министра промышленной политики Владимира Шандры, до сих пор не решен принципиальный вопрос, как же приватизировать ГОК, и рассматривается два варианта. В соответствии с одним из них планируется выставить на продажу только украинскую долю в КГОКОРе, в соответствии с другим — вместе с украинской долей планируется реализовать румынскую и словацкую доли, а после продажи распределить полученные средства в зависимости от размера долей.

Кроме реализации "неликвидов", с нового года ФГИУ готов заняться продажей военного имущества, тем более что Минобороны уже собралось передать его "избыток" для приватизации Фонду, поскольку нуждается в средствах на закупку жилья для военнослужащих и топлива. Также Семенюк уверена, что наполнять бюджет можно не продавая "лакомые кусочки", а исключительно за счет средств, полученных от аренды госимущества и дивидендов.

Под вопросом

Хотя "Укртелеком", Никопольский завод ферросплавов и Одесский припортовый завод официально не запланированы для приватизации в следующем году, специалисты не исключают возможности их продажи. В первую очередь это касается ОАО "Укртелеком". Фонд госимущества уже предложил Верховной Раде отменить прошлогодний закон о приостановке его приватизации. Кроме того, председатель Фонда госимущества направила письмо премьер-министру Юрию Еханурову, в котором просит главу правительства разобраться в ситуации вокруг налоговых претензий к этому оператору связи и не допустить его банкротства.

Валентина Семенюк по-прежнему против приватизации Одесского припортового завода, а в отношении реструктуризации этого предприятия еще не определилась: "Вопрос нужно очень хорошо взвесить, прежде чем принимать какое-либо решение. Пусть сначала выводы сделают ученые. Пусть выскажутся о целесообразности реструктуризации, ее экономическом эффекте, экологической безопасности, затратах". Вместе с тем она считает, что с приватизацией как "Укртелекома", так и Одесского припортового завода должно определиться в первую очередь правительство, "исходя из сложившейся ситуации", она же "как госслужащий всегда готова выполнять поручения власти".

Между тем, большинство экспертов уверены, что отделять от ОПЗ аммиакопровод нецелесообразно. "ОПЗ без порта и аммиакопровода потеряет свою ценность и не принесет государству ожидаемых доходов. Поэтому для начала государству нужно решить, стоит ли вообще продавать этот завод, что сейчас приоритетней: деньги или контроль над перевалкой аммиака", — считает Александр Рябченко.

Поэтому выводы специалистов сводятся к тому, что сейчас никто не рискнет вывести Одесский припортовый завод на продажу. Они также теоретически допускают, что в следующем году может быть продан Никопольский завод ферросплавов. Практически же его в течение полугода не могут вернуть в государственное лоно. Хотя, по данным Фонда госимущества, в начале прошлой недели государственная исполнительная служба и приступила к принудительному отчуждению в госсобственность пакета 50%+1 акция НЗФ, шансы, что ей это удастся, практически равны нулю.

По мнению Валентины Семенюк, пока решение суда не обяжет соответствующее лицо (в данном случае хранителя акций НЗФ Укрсоцбанк) произвести возврат акций, любые попытки госсорганов ускорить этот процесс не принесут ожидаемых результатов. Так что прежде чем говорить о возможности реализации НЗФ, предстоит еще разорвать замкнутый круг судебной казуистики.

Вне закона

К 2006 году останутся открытыми и вопросы законодательного урегулирования процесса приватизации. До сих пор продажи проводятся согласно программе приватизации на 2000-2002 годы, а сегодняшние реалии, тем более после знаковой продажи "Криворожстали", требуют принципиально новых подходов к процессу разгосударствления в стране.

"При Кучме у приватизаторов были "связаны руки". Крупные объекты не могли идти на открытый, свободный конкурс. Если ликвидные предприятия и продавались, то исключительно "под заказ": благодаря умело составленным "дополнительным условиям" они попадали в конкретные руки. Политика приватизации отсутствовала как таковая, существовали только технологии продаж. Никто не анализировал, не аргументировал, почему продается тот или иной стратегически важный объект", — считает директор Международного института приватизации, управления и инвестиций Александр Рябченко. По его мнению, политики приватизации как таковой нет и сейчас. Объекты продаются не исходя из экономической целесообразности или потребностей самого предприятия, а исключительно для выполнения плана поступления средств в бюджет.

Изменить ситуацию может последовательная позиция власти в вопросах приватизации и, конечно, принятие главного закона, регламентирующего этот процесс — программы приватизации. Нынешний проект программы, рассчитанный на 2005-2007 годы, попал в правительство до прихода Тимошенко, поэтому ничего радикального от него ждать не приходится, считает заместитель председателя Фонда госимущества Александр Бондарь. Новшества заключаются лишь в возможности продажи неликвидных объектов на аукционах с понижением цены, отмене понятия "промышленный инвестор" и передаче ФГИУ функций по продаже земли, но этот вопрос еще дискутируется.

"Программу уже раз десять переписывали. Сейчас мы опять собрали замечания министерств, учли их и направили документ в Кабмин. До конца месяца ее могут утвердить и передать в парламент. Вот там, думаю, она и застрянет. Такие документы перед выборами обычно не принимаются", — заметил Александр Бондарь. Не примут ее и после выборов, считают некоторые эксперты, аргументируя это тем, что сама сущность приватизации заканчивается в первом абзаце этого документа, а сам он посвящен исключительно сбережению и управлению государственным имуществом. Исходя из этого продажи предусмотрены лишь в двух случаях: если предприятие убыточно и для наполнения бюджета в сумме, определенной годовым планом.

В очередной раз на подписи у президента страны находится и закон о Фонде госимущества. Стараясь преодолеть его вето, депутаты учли часть предыдущих замечаний, в частности, в отношении подчиненности Фонда. Президент счел, что ФГИУ необходимо быть в полном подчинении правительства. Теперь эта норма звучит так: "подчинен (Кабмину. — ред.) в вопросах управления госимуществом и других вопросах, определенных законодательством". Неизвестно еще, удовлетворит ли президента столь обтекаемая формулировка. Кроме того, ветировав закон о Фонде первый раз, Виктор Ющенко отметил, что принимать его нужно вместе с законом о Кабинете Министров. Выполнить это требование главы государства в ближайшее время нереально, поэтому и судьба закона о Фонде по-прежнему под вопросом.