Открыть себя

"Концерн Галнафтогаз" одним из первых перешел на консолидированную финансовую отчетность. При этом в холдинге работают не только по международным стандартам, но и по украинским, что среди отечественных компаний встречается довольно редко. О преимуществах
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

"Концерн Галнафтогаз" одним из первых перешел на консолидированную финансовую отчетность. При этом в холдинге работают не только по международным стандартам, но и по украинским, что среди отечественных компаний встречается довольно редко. О преимуществах и трудностях внедрения рассказывает финансовый директор ОАО "Концерн Галнафтогаз" Назар Купыбида

— Как вы пришли к решению о переходе на консолидированную отчетность?

— Начну с того, что консолидированная отчетность делается тогда, когда есть материнская компания и ряд дочерних предприятий, в которых она владеет долями акций. Cогласно новому Хозяйственному кодексу, вполне достаточно, чтобы материнская компания имела более 50% акций дочерней компаний.

Если материнская компания будет иметь консолидированный отчет, в котором будут отображены все ее предприятия, а по ним все обороты, финансовые результаты, поступления, кредиторская и дебиторская задолженности, это даст полное представление о бизнесе группы.

— Какие вы преследовали основные цели и какие преимущества вы при этом получили?

— Два года назад у нас возникла потребность в консолидированной отчетности, поскольку мы поставили перед собой задачу свести все воедино, чтобы показать общий уровень нашей группы и все то, чем мы владеем, более полно. Поскольку в нашу группу входит достаточно большое количество предприятий, очень важно показывать не результаты деятельности каждой компании отдельно, а все в одном отчете. Такая потребность особенно остро ощущается в общении с инвесторами и кредиторами. Без консолидированной отчетности ни одно финансовое учреждение не сможет получить полное представление о нашем бизнесе, о перспективах развития. Поэтому для нас важно, чтобы была единая финансовая отчетность. Кроме того, консолидированная и аудитированная отчетность — это одно из требований международных банков.

Вторым преимуществом консолидированной отчетности можно назвать то, что нашим акционерам предоставляется состояние дел по всей группе сразу. Например, если в структуре объединены 50 предприятий, то просмотрев финансовые результаты каждого, очень трудно было бы понять общую картину, а в одном отчете все отображено очень четко.

— Расскажите, с чего вы начинали и с какими трудностями столкнулись?

— Для того чтобы начать процесс консолидации отчетности, необходимо правильно собрать информацию со всех предприятий группы, которые консолидируются. На этом этапе мы сразу столкнулись с трудностями, поскольку литературы, посвященной консолидации отчетности, действительно очень мало. Сначала создали рабочую группу, в которую вошли все бухгалтеры и финансовая служба головной компании. Потом сформулировали принципы подготовки консолидированной отчетности, руководствуясь Положением (стандартом) бухгалтерского учета 20, которые и легли в основу сбора информации с дочерних и ассоциированных предприятий. Нашими специалистами были разработаны табличные формы, которые были предоставлены дочерним и ассоциированным предприятиям для заполнения.

В них отражались внутригрупповые обороты, внутригрупповая реализация, внутригрупповые остатки и т. д. После того как на местах данные таблицы были заполнены, они поступали к нам. Следующей задачей стала необходимость выработать механизм, который позволит обработать весь массив информации, отбросить внутригрупповые операции и создать консолидированный отчет. Затем главный бухгалтер разделил между своими подчиненными часть задач, и в конечном итоге каждое дочернее предприятие было закреплено за конкретным бухгалтером главного офиса для обработки этой информации и проведения сверки между предприятиями. Конечно, этот процесс прибавил работы всем бухгалтерам системы, поскольку он не освободил их от выполнения основных обязанностей, связанных с составлением обычной финансовой отчетности для финансовых органов и органов статистики.

— Насколько мне известно, в крупных холдингах, таких как ваш, очень сложно отследить все внутригрупповые операции. Как вы решили эту проблему?

— Эта проблема действительно существует. Чтобы ее избежать, мы разработали и внедряем систему унифицированного учета для группы предприятий компании. Предполагается, что на всех наших предприятиях будут действовать единые принципы учетной политики, единый унифицированный план счетов, единые методы отражения тех или иных хозяйственных операций в учете, что даст возможность правильно и в полном объеме выделить внутригрупповые операции. Этот процесс еще не завершен, но уже то, что мы успели сделать в этом направлении, значительно облегчило выполнение задач по консолидации отчетности.

— Пришлось ли обучать сотрудников?

— Мы столкнулись с той ситуацией, что в Украине практически нет методических указаний, дополнительной литературы по формированию консолидированной отчетности согласно украинским национальным стандартам. На тот момент были только книги о финансовой отчетности, в которых лишь несколько разделов посвящались консолидации. Поэтому нам во многих случаях приходилось самим догадываться, каким образом в консолидированной отчетности отображать те или иные операции, и, конечно же, обучать этому бухгалтеров системы.

В некоторых случаях мы обращались к справочникам по международным стандартам, ну и, конечно, консультировались с нашими украинскими консультантами и аудиторами.

— Ваше сотрудничество с консалтинговыми компаниями коснулось только обучения или внедрением они также занимались?

— Наше сотрудничество с ними не свелось к тому, чтобы консультанты пришли и сделали за нас всю работу. Мы воспользовались их услугами там, где без сторонней помощи не обойтись. Например, в нашей компании консолидированную отчетность мы делаем по двум стандартам — украинским и международным.

Что касается национальных стандартов, то на тот момент, когда мы пришли к решению их внедрять, практически не было независимых консультантов, у которых был бы хороший опыт в этой отрасли. Поэтому мы работали в режиме консультирования с нашими аудиторами. Но в ходе формирования консолидированной отчетности мы столкнулись с такими ситуациями, когда ни они, ни мы сами не знали, что и как делать. Тогда мы общими усилиями находили правильное решение. Но фактически всю работу по обработке учетных данных и формированию отчетности мы делали собственными силами.

По международным стандартам ситуация абсолютно иная. Специалистов в данной области более чем достаточно. После принятия решения о составлении консолидированной отчетности по международным стандартам мы провели тендер по выбору аудитора из "большой четверки".

— Вы говорите, что у вас есть две формы консолидированной отчетности — по украинским и международным стандартам. Какая и для чего предназначена?

— Украинская отчетность нужна для собственников, государственных институций, для финансовых учреждений, причем не только национальных, но и международных. Международную консолидированную отчетность мы делаем только раз в год, а банки требуют ее гораздо чаще. Поэтому каждый квартал мы им предоставляем необходимую отчетность по национальным стандартам. Международная отчетность предназначена в первую очередь для иностранных инвесторов и кредиторов.

— Если по украинским стандартам вы работаете самостоятельно, то почему в случае с международными вы прибегаете к услугам аудиторов?

— Прежде всего это делается для того, чтобы получить их заключение — подтверждение. Кроме того, для того, чтобы делать консолидированную отчетность по международным стандартам, следует весь учет перевести на международные стандарты. Для этого необходимо сформировать группу специалистов, которые будут за это отвечать. На сегодняшний день в наши задачи входит только предоставить все данные, а в их — свести все в единый отчет. Для себя мы запланировали, что следующим нашим шагом будет переход на учет согласно международным стандартам.

— Где возникает больше трудностей — в международных или национальных стандартах?

— Что касается работы с международными стандартами, то тут сложностей практически нет. Иногда возникают ситуации, когда мы подали данные не в соответствующей форме. Приходится сводить их к необходимому виду. Сейчас мы занимаемся переформатированием, чтобы всегда все показатели предоставлялись в соответствующем виде.

Но вот по работе с украинскими стандартами возникает ряд проблем. Начну с того, что до недавнего времени каждое дочернее предприятие ставило свой бухгалтерский учет самостоятельно, исходя из сложившихся традиций или знаний бухгалтера. Проблема была в том, что у головного офиса с ними были разные проводки, планы счетов и т. д. При первой же консолидации мы столкнулись с тем, что когда мы подали им формы, которые они обязаны заполнить, у них уходило огромное количество времени на то, чтобы переформатировать и предоставить все данные в нужном виде. Эта проблема породила еще один параллельный процесс по оптимизации и унификации бухгалтерского учета по всему холдингу.

— Как вы прошли процесс унификации и в чем его суть?

— На этом этапе мы начали сразу работать с консалтингом. На первых порах они помогли прописать правила бухучета, на основании которых наши IT-специалисты разработали свою базу бухгалтерии. Это было сделано для того, чтобы все работали по единому плану счетов, заполняли единые формы, делали одинаковые проводки. Если говорить более подробно, то в полном смысле этого слова все правила ведения учета мы описывали на бумаге, а именно — общий план счетов, разработку типовых операций и т. д. Затем было поставлено техническое задание, и постепенно наши программисты на базе 1С бухгалтерии создали свою надстройку, в которой были реализованы все наши правила и требования.

В конечном итоге мы получили возможность не только сэкономить время бухгалтеров на приведение к общей форме отчетности, но и получили возможность обновлять информацию в он-лайн режиме, чтобы видеть текущее состояние дел.

— Внедрение общих стандартов прошло сразу на всех предприятиях, и кто за это отвечал?

— Мы делали все поэтапно. Первым делом внедрили стандарты в материнской компании, затем на каждом из предприятий. Например, последнее внедрение планируется на начало октября на одном из наших крупнейших дочерних предприятий "Львовнафтопродукт". На тех предприятиях, где система уже работает, мы только поддерживаем ее и усовершенствуем там, где это необходимо.

— Какие рекомендации вы можете дать предприятиям, которые решили перейти на консолидированную отчетность?

— Во-первых, перейти на унифицированные бухгалтерские программы, которые помогают консолидировать отчетность без лишних трудностей. Например, мы многое сейчас еще делаем вручную. А планируется, что после полной автоматизации ручного труда по составлению отчетности не будет проблем вообще. После того как все предприятия заполнят свои формы, отчет будет формироваться сам. Это освободит человеческие ресурсы и поможет избежать ошибок. Во-вторых, необходимо назначить ответственных людей.