Отрасль старой закалки

Предприятия энергетического машиностроения — одни из немногих, которые сумели сохранить действенный антиприватизационный иммунитет. Пресловутую энергетическую безопасность страны все еще боятся отдавать в частные руки, несмотря на положительный пример раб
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Предприятия энергетического машиностроения — одни из немногих, которые сумели сохранить действенный антиприватизационный иммунитет. Пресловутую энергетическую безопасность страны все еще боятся отдавать в частные руки, несмотря на положительный пример работы на рынках зарубежных вертикально интегрированных холдингов. Вместе с тем украинским заводам, не обремененным современным менеджментом, конкурировать с ними становится все сложнее

Емкость мирового рынка энергомашиностроения, включая услуги по модернизации и замене оборудования, можно оценить в $40-50 млрд. ежегодно. Главный кусок этого солидного пирога достается нескольким транснациональным компаниям. Среди них выделяются четыре структуры: французская компания Alstom с оборотом в $13 млрд., американская General Electric ($11 млрд.), энергетическое подразделение Siemens ($8 млрд.) и швейцарская Vatech ($4 млрд.). На долю российских заводов в торговле энергетическим оборудованием приходится только $400-500 млн., украинских — и того меньше. Учитывая, что экспортная составляющая в поставках отечественных предприятий достигает 90%, подобные показатели можно считать крайне негативными.

В наследство от СССР Украине достался целый комплекс энергетического машиностроения, представленный крупными самодостаточными предприятиями с огромным потенциалом. "Переварить" наукоемкие активы при обострившемся в начале 1990-х кадровом дефиците не представлялось возможным — тесные хозяйственные и сбытовые связи разрушены, а профильные вузы часто оказывались "по ту сторону" границы. Это обстоятельство способствовало фактической "консервации" отрасли.

Государственные органы в силу своей некомпетентности предпочитали не вмешиваться в работу заводов, отдав функции оперативного, а затем и общего управления в руки старого менеджмента. В итоге институт "красного директората" в энергетическом машиностроении укрепился как нигде более, а сами руководители зачастую становились одиозными и влиятельными фигурами не только в экономике, но и в политике.

В Украине приватизационные процессы лишь слегка "зацепили" предприятия группы Г, относящиеся к разряду крупных. В то же время на откуп частным структурам были отданы, за некоторыми исключениями, небольшие предприятия, не сравнимые по масштабам с такими гигантами, как харьковские "Турбоатом" и "Электротяжмаш" или сумское НПО им. Фрунзе. Фактически каждый из этих заводов является монополистом в своем секторе. До сих пор это обеспечивало им стабильные заказы, а значит, и немалые прибыли.

Самый желанный

Одним из первых в сферу влияния частных структур попал "Турбоатом". Завод занимает монопольное положение на украинском рынке паровых котлов для АЭС, а также турбин для тепло- и гидроэлектростанций. В СНГ он конкурирует только с корпорацией "Силовые машины", контролируемой холдингом "Интеррос" Михаила Потанина. В начале 2002 года россияне принялись активно лоббировать приватизацию "Турбоатома". Однако этих усилий оказалось недостаточно, и 75%-ный пакет акций завода был закреплен в госсобственности.

Интересно, что Фонд госимущества, который возлагал большие надежды на продажу харьковского гиганта, отстаивал вариант, при котором за государством оставались не 75%, а 50% + 1 акция. Учитывая, что рыночная капитализация "Турбоатома" на сегодня составляет свыше $130 млн., Фонд получил бы немалое вознаграждение за продажу блокирующего пакета акций завода. Плюс к этому приватизация части собственности еще больше подогревала бы интерес иностранных инвесторов к украинскому предприятию.

По мнению аналитиков российской инвестиционной компании "Ренессанс Капитал", одним из главных рисков в работе "Турбоатома" является низкоэффективное операционное управление и управление денежными потоками. Первый аспект проблемы специалисты связывают с низкими стандартами принятия решений на предприятии. На протяжении многих лет бессменным руководителем "Турбоатома" является Анатолий Бугаец — человек, близкий к окружению экс-президента Леонида Кучмы и бывшему руководству Харьковской области.

Формально подчиняясь Киеву, руководство "Турбоатома" и приближенные к нему люди фактически монополизировали все рычаги управления заводом. Так, по неофициальной информации, обслуживание счетов машиностроительного предприятия проводилось не столичными госбанками, а местными "Мега-банком" и "Базисом". При этом одним из основных акционеров первого является сам "Турбоатом", а второго — известный харьковский бизнесмен, а ныне губернатор области Арсен Аваков.

Как отмечают в "Ренессансе", смена правительства может способствовать улучшению операционных результатов деятельности и разработке плана стратегического развития. Последний может быть связан именно с приватизацией завода. Одним из наиболее реальных претендентов на "Турбоатом", помимо уже упоминавшегося "Интерроса", может стать группа "Энергетический стандарт", контролируемая российским предпринимателем Константином Григоришиным.

Порядка 24% акций "Турбоатома" сегодня принадлежат частным структурам. Из них свыше 14% акций владеет "Энергостандарт", 9% — компания Palladium Ltd. с пропиской в Белизе, остальные 15% распылены среди 40 юридических и 8 тыс. физических лиц.

Не исключено, что определенную поддержку в получении контроля над "Турбоатомом" Григоришину может оказывать и РАО "ЕЭС России" во главе с Анатолием Чубайсом. Политик и бизнесмен уже выступали единым фронтом при попытке выкупить акции ряда украинских облэнерго. Кроме того, около 3% акций РАО принадлежат самому "Энергетическому стандарту". То, что инвесторы все еще крайне заинтересованы в покупке предприятия, подтверждает начавшееся плавное перетекание акций "Турбоатома" на вторичном рынке. Не так давно 10% ценных бумаг предприятия было продано двумя лотами на ПФТС неизвестному покупателю.

Маленький холдинг

В сентябре прошлого года Минтопэнерго утвердило программу реконструкции ТЭС до 2010 года с финансированием порядка $1,3 млрд. Изношенность оборудования в этом сегменте составляет свыше 90%. В рамках программы предполагалось создание концерна, в который вошли бы украинские предприятия энергетического машиностроения. Хорошая перспектива поучаствовать в госзаказах, по всей вероятности, стимулирует упоминаемый выше григоришинский "Энергетический стандарт" усилить свое присутствие на рынке.

Серьезно пострадав в результате конфликта с влиятельной ФПГ "Суркиса-Медведчука", сегодня Григоришин возвращает утерянное. После предполагаемого возврата контроля над несколькими облэнерго роль машзаводов как составляющего звена цепочки "энергомашиностроение — генерация — распределение" существенно возрастает. Кроме "Турбоатома", бизнес-интересы российского предпринимателя распространяются на ряд других крупных активов в Украине.

Одним из них является сумское НПО им. Фрунзе. Доля собственности "Энергетического стандарта" в предприятии составляет около 12%, однако оказываемое на завод влияние более чем существенное. Достаточно вспомнить, что НПО выступало одним из главных учредителей некогда подконтрольного Григоришину консорциума "Металлургия". Завод имеет прочные позиции на украинском, российском, узбекском и казахстанском рынках оборудования для нефтегазовой промышленности. В 2005 году предприятие на треть увеличило свой портфель заказов, что свидетельствует о его динамичном развитии. Огромная рыночная капитализация НПО им. Фрунзе, оцениваемая в $386 млн., делает его одним из самых лакомых активов энергетического машиностроения Украины.

На данный момент Григоришин полностью контролирует Запорожский трансформаторный завод — крупнейшее профильное предприятие в СНГ. "Запорожтрансформатор" является самодостаточным предприятием с четкой вертикальной интеграцией всех производств. Преимущество подобной структуры заключается в возможности гибко управлять сроками выполнения контрактов.

Емкость украинского рынка трансформаторов, исходя из технического состояния оборудования, на сегодняшний день составляет $60-70 млн. Сам ЗТР, учитывая финансовую несостоятельность контрагентов, реально оценивает его объем в $20-25 млн. К тому же доля завода в этом секторе может составлять до 70%. Позиции запорожского предприятия сильны и на традиционных рынках России и Казахстана, потенциальная платежеспособность которых составляет почти $350 млн.

Мизерные заказы, поступающие от правительства сегодня, не дают возможности говорить о переориентации завода на внутренний рынок. "К сожалению, мы не видим предпосылок и источников финансирования модернизации по всем объектам и оцениваем емкость национального рынка трансформаторного оборудования в $10 млн. в ближайшие несколько лет. Если бы реконструкция осуществлялась исходя не из аварийного или предаварийного состояния, а планово, эта цифра была бы значительно выше", — отмечает генеральный директор ЗТР Виктор Чобан.

Отдельной строкой...

В структуре энергомашиностроительного комплекса Украины числятся предприятия "Мотор Сич" и "Зоря"-"Машпроект". Последнее можно считать самым успешным заводом в отрасли, который при этом полностью контролируется государством. НПКГ "Зоря"-"Машпроект" было создано в январе 2001 года путем реорганизации ПО "Зоря" и НПО "Машпроект". В прошлом году предприятие не только сохранило традиционные рынки сбыта (Россия, Индия, Греция, Китай), но и завоевало новые в лице газовых компаний Ирана и Болгарии.

И все-таки главные перспективы "Зори" связаны с Россией. Сегодня северный сосед активно осваивает современную парогазовую технологию. Высокий КПД станций, оснащенных соответствующим оборудованием, позволяет экономить огромное количество дорогого голубого топлива (до 40 млрд. куб. м в РФ). До сих пор оснащение парогазовыми турбинами российских ТЭС проводили иностранные компании, в частности Siemens. Однако совсем недавно на этот рынок удалось выйти и украинцам. Оборудование заложенной в Ивановской области новой парогазовой электростанции практически полностью разработала компания "Зоря"-"Машпроект". Первый блок станции построят в 2007 году, и обойдется он РАО "ЕЭС России" в $220 млн. Если такие вложения оправдают себя в будущем, практика привлечения к проектам украинских заводов может стать постоянной. А это означает обеспеченность многомиллионными заказами в течение многих лет.

Запорожское объединение "Мотор Сич" считается одним из самых закрытых и непрозрачных предприятий. Завод уже давно не контролируется государством и в то же время не имеет выраженного частного собственника. Приватизация трудовым коллективом, по мнению экспертов, в случае с компанией "Мотор Сич" означала не что иное, как установление тотального менеджерского контроля. Предприятие занимает монопольное положение на рынке двигателей для самолетов и вертолетов. При этом его производственные мощности в настоящее время загружены лишь на 25-30%, что оставляет большие возможности для роста.

Вместе с тем неограниченные полномочия руководства, а также собственные акции на балансе компании существенно снижают его конкурентоспособность на мировом рынке. А что касается рынка внутреннего, то неопределенность перспектив консолидации украинской авиапромышленности также может сыграть злую шутку с одной из жемчужин отечественного энергомашиностроения.

Динамика дохода крупнейших предприятий энергетического машиностроения

2002

2003

2004

2005 (прогноз)

Турбоатом, млн. USD

39

34

48

56

НПО им. Фрунзе, млн. USD

117

196

231

281

Мотор Сич, млн. USD

187

217

224

246

Зоря-Машпроект, млн. USD

143

146

н.д.

н.д.

Запорожтрансформатор, млн. USD

37

46

61

н.д.

Данные открытых источников, "Ренессанс Капитал"

Паспорт рынка

Энергетическое машиностроение представляют около десятка крупных предприятий. Большая их часть находится в государственной собственности. Порядка 70% продукции поставляется на экспорт. При этом потребность внутреннего рынка в энергетическом оборудовании по самым скромным оценкам составляет 6 млрд. грн. Основные конкуренты — российские объединения "Силовые машины", "Объединенные машиностроительные заводы", а также иностранные Siemens, General Electric, Alstom, Vatech.

Паспорт предприятий отрасли

"Турбоатом"

Крупнейшее предприятие энергетического машиностроения. "Турбоатом" (Харьков) специализируется на производстве турбин для тепловых и атомных электростанций, гидравлических турбин для гидроэлектростанций и гидроаккумуляторных электростанций, газовых турбин для тепловых электростанций, парогазового и другого энергетического оборудования. Свыше 75% акций предприятия принадлежат государству (владелец — Фонд госимущества). Порядка 14% акций завода владеет компания Energy Standard Group S.A. (Швейцария). Фактически предприятие контролируется менеджментом в лице директора Анатолия Бугайца.

Доход в 2004 г. — 253 млн. грн. (на 5,5% больше, чем в 2003 г.)

НПО "Электротяжмаш"

Один из крупнейших в Украине производителей энергетического оборудования, выпускающий турбогенераторы, электродвигатели мощностью от 160 Вт до 12,5 тыс. кВт,

а также уникальные электрические машины для прокатных станов. "Электротяжмаш" (Харьков) на 100% принадлежит государству.

"Насосэнергомаш"

ОАО "Сумской завод "Насосэнергомаш" полностью принадлежит государству. Это одно из немногих в СНГ предприятий, которые имеют лицензию на изготовление оборудования для атомных электростанций, тепловой энергетики, нефтехимии, электронной, электротехнической, легкой и пищевой промышленности. Кроме того, продукция предприятия применяется для интенсификации добычи нефти и транспортирования ее по трубопроводам, для орошения земель, получения чистых и сверхчистых материалов и т.п. "Насосэнергомаш" активно работает на российском рынке.

НПО им. Фрунзе

Завод им. Фрунзе (Сумы) специализируется на производстве газоперекачивающих станций, насосов и бурильных труб. 25%-ный пакет акций предприятия принадлежит TecLine Invest AG (Лихтенштейн), 23,3% — Torberg Beteiligungen AG (Цюрих, Швейцария), 12,7% — Energy Standard Group S.A./АТ (Швейцария). Часть акций предприятия опосредствованно контролирует директор НПО Владимир Лукьяненко.

Плановый доход в 2004 г. — 1,3 млрд. грн. (на 30% больше, нежели в 2003 г.)

"Зоря"-"Машпроект"

"Зоря"-"Машпроект" (Николаев) является крупным разработчиком и производителем газоперекачивающих и силовых судовых установок, газотурбинных двигателей, автономных газотурбинных электростанций. Экспортирует свою продукцию в Россию, Китай, Чехию, ЮАР и Австрию. 100% акций находятся в государственной собственности.

"Мотор Сич"

"Мотор Сич" (Запорожье) — крупнейший в СНГ производитель авиационных двигателей

и газотурбинных установок. 95% акций компании "Мотор Сич" находятся в собственности работников компании. Фактически завод контролирует генеральный директор

Вячеслав Богуслаев.

"Запорожтрансформатор"

Завод (Запорожье) специализируется на производстве силовых, специальных и распределительных трансформаторов, а также электрических реакторов. В структуре собственности по 24,99% акций "Запорожтрансформатора" принадлежит трем компаниям: Technolux Ltd., Metroimpex Ltd. (Британские Виргинские острова) и Energy Standard Group S.A. (Швейцария), 14,55% акций — в собственности компании Craftex Ltd. (Британские Виргинские острова).

Доход в 2004 г. — 323 млн. грн. (на 50% больше, чем в 2003 г.)

"Хартрон"

"Хартрон" (Харьков) специализируется на разработке систем управления для ракетно-космической техники, энергоблоков для электростанций, систем контроля для диагностики магистральных трубопроводов. Контрольным пакетом акций (50%) владеет Фонд государственного имущества, 20% акций принадлежат компании "Асконд" (Москва, Россия). Государственными акциями "Хартрона" формально управляет Национальное космическое агентство Украины.