- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Отрасль старой закалки
Предприятия энергетического машиностроения — одни из немногих, которые сумели сохранить действенный антиприватизационный иммунитет. Пресловутую энергетическую безопасность страны все еще боятся отдавать в частные руки, несмотря на положительный пример работы на рынках зарубежных вертикально интегрированных холдингов. Вместе с тем украинским заводам, не обремененным современным менеджментом, конкурировать с ними становится все сложнее
Емкость мирового рынка энергомашиностроения, включая услуги по модернизации и замене оборудования, можно оценить в $40-50 млрд. ежегодно. Главный кусок этого солидного пирога достается нескольким транснациональным компаниям. Среди них выделяются четыре структуры: французская компания Alstom с оборотом в $13 млрд., американская General Electric ($11 млрд.), энергетическое подразделение Siemens ($8 млрд.) и швейцарская Vatech ($4 млрд.). На долю российских заводов в торговле энергетическим оборудованием приходится только $400-500 млн., украинских — и того меньше. Учитывая, что экспортная составляющая в поставках отечественных предприятий достигает 90%, подобные показатели можно считать крайне негативными.
В наследство от СССР Украине достался целый комплекс энергетического машиностроения, представленный крупными самодостаточными предприятиями с огромным потенциалом. "Переварить" наукоемкие активы при обострившемся в начале 1990-х кадровом дефиците не представлялось возможным — тесные хозяйственные и сбытовые связи разрушены, а профильные вузы часто оказывались "по ту сторону" границы. Это обстоятельство способствовало фактической "консервации" отрасли.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaГосударственные органы в силу своей некомпетентности предпочитали не вмешиваться в работу заводов, отдав функции оперативного, а затем и общего управления в руки старого менеджмента. В итоге институт "красного директората" в энергетическом машиностроении укрепился как нигде более, а сами руководители зачастую становились одиозными и влиятельными фигурами не только в экономике, но и в политике.
В Украине приватизационные процессы лишь слегка "зацепили" предприятия группы Г, относящиеся к разряду крупных. В то же время на откуп частным структурам были отданы, за некоторыми исключениями, небольшие предприятия, не сравнимые по масштабам с такими гигантами, как харьковские "Турбоатом" и "Электротяжмаш" или сумское НПО им. Фрунзе. Фактически каждый из этих заводов является монополистом в своем секторе. До сих пор это обеспечивало им стабильные заказы, а значит, и немалые прибыли.
Самый желанный
Одним из первых в сферу влияния частных структур попал "Турбоатом". Завод занимает монопольное положение на украинском рынке паровых котлов для АЭС, а также турбин для тепло- и гидроэлектростанций. В СНГ он конкурирует только с корпорацией "Силовые машины", контролируемой холдингом "Интеррос" Михаила Потанина. В начале 2002 года россияне принялись активно лоббировать приватизацию "Турбоатома". Однако этих усилий оказалось недостаточно, и 75%-ный пакет акций завода был закреплен в госсобственности.
Интересно, что Фонд госимущества, который возлагал большие надежды на продажу харьковского гиганта, отстаивал вариант, при котором за государством оставались не 75%, а 50% + 1 акция. Учитывая, что рыночная капитализация "Турбоатома" на сегодня составляет свыше $130 млн., Фонд получил бы немалое вознаграждение за продажу блокирующего пакета акций завода. Плюс к этому приватизация части собственности еще больше подогревала бы интерес иностранных инвесторов к украинскому предприятию.
По мнению аналитиков российской инвестиционной компании "Ренессанс Капитал", одним из главных рисков в работе "Турбоатома" является низкоэффективное операционное управление и управление денежными потоками. Первый аспект проблемы специалисты связывают с низкими стандартами принятия решений на предприятии. На протяжении многих лет бессменным руководителем "Турбоатома" является Анатолий Бугаец — человек, близкий к окружению экс-президента Леонида Кучмы и бывшему руководству Харьковской области.
Формально подчиняясь Киеву, руководство "Турбоатома" и приближенные к нему люди фактически монополизировали все рычаги управления заводом. Так, по неофициальной информации, обслуживание счетов машиностроительного предприятия проводилось не столичными госбанками, а местными "Мега-банком" и "Базисом". При этом одним из основных акционеров первого является сам "Турбоатом", а второго — известный харьковский бизнесмен, а ныне губернатор области Арсен Аваков.
Как отмечают в "Ренессансе", смена правительства может способствовать улучшению операционных результатов деятельности и разработке плана стратегического развития. Последний может быть связан именно с приватизацией завода. Одним из наиболее реальных претендентов на "Турбоатом", помимо уже упоминавшегося "Интерроса", может стать группа "Энергетический стандарт", контролируемая российским предпринимателем Константином Григоришиным.
Порядка 24% акций "Турбоатома" сегодня принадлежат частным структурам. Из них свыше 14% акций владеет "Энергостандарт", 9% — компания Palladium Ltd. с пропиской в Белизе, остальные 15% распылены среди 40 юридических и 8 тыс. физических лиц.
Не исключено, что определенную поддержку в получении контроля над "Турбоатомом" Григоришину может оказывать и РАО "ЕЭС России" во главе с Анатолием Чубайсом. Политик и бизнесмен уже выступали единым фронтом при попытке выкупить акции ряда украинских облэнерго. Кроме того, около 3% акций РАО принадлежат самому "Энергетическому стандарту". То, что инвесторы все еще крайне заинтересованы в покупке предприятия, подтверждает начавшееся плавное перетекание акций "Турбоатома" на вторичном рынке. Не так давно 10% ценных бумаг предприятия было продано двумя лотами на ПФТС неизвестному покупателю.
Маленький холдинг
В сентябре прошлого года Минтопэнерго утвердило программу реконструкции ТЭС до 2010 года с финансированием порядка $1,3 млрд. Изношенность оборудования в этом сегменте составляет свыше 90%. В рамках программы предполагалось создание концерна, в который вошли бы украинские предприятия энергетического машиностроения. Хорошая перспектива поучаствовать в госзаказах, по всей вероятности, стимулирует упоминаемый выше григоришинский "Энергетический стандарт" усилить свое присутствие на рынке.
Серьезно пострадав в результате конфликта с влиятельной ФПГ "Суркиса-Медведчука", сегодня Григоришин возвращает утерянное. После предполагаемого возврата контроля над несколькими облэнерго роль машзаводов как составляющего звена цепочки "энергомашиностроение — генерация — распределение" существенно возрастает. Кроме "Турбоатома", бизнес-интересы российского предпринимателя распространяются на ряд других крупных активов в Украине.
Одним из них является сумское НПО им. Фрунзе. Доля собственности "Энергетического стандарта" в предприятии составляет около 12%, однако оказываемое на завод влияние более чем существенное. Достаточно вспомнить, что НПО выступало одним из главных учредителей некогда подконтрольного Григоришину консорциума "Металлургия". Завод имеет прочные позиции на украинском, российском, узбекском и казахстанском рынках оборудования для нефтегазовой промышленности. В 2005 году предприятие на треть увеличило свой портфель заказов, что свидетельствует о его динамичном развитии. Огромная рыночная капитализация НПО им. Фрунзе, оцениваемая в $386 млн., делает его одним из самых лакомых активов энергетического машиностроения Украины.
На данный момент Григоришин полностью контролирует Запорожский трансформаторный завод — крупнейшее профильное предприятие в СНГ. "Запорожтрансформатор" является самодостаточным предприятием с четкой вертикальной интеграцией всех производств. Преимущество подобной структуры заключается в возможности гибко управлять сроками выполнения контрактов.
Емкость украинского рынка трансформаторов, исходя из технического состояния оборудования, на сегодняшний день составляет $60-70 млн. Сам ЗТР, учитывая финансовую несостоятельность контрагентов, реально оценивает его объем в $20-25 млн. К тому же доля завода в этом секторе может составлять до 70%. Позиции запорожского предприятия сильны и на традиционных рынках России и Казахстана, потенциальная платежеспособность которых составляет почти $350 млн.
Мизерные заказы, поступающие от правительства сегодня, не дают возможности говорить о переориентации завода на внутренний рынок. "К сожалению, мы не видим предпосылок и источников финансирования модернизации по всем объектам и оцениваем емкость национального рынка трансформаторного оборудования в $10 млн. в ближайшие несколько лет. Если бы реконструкция осуществлялась исходя не из аварийного или предаварийного состояния, а планово, эта цифра была бы значительно выше", — отмечает генеральный директор ЗТР Виктор Чобан.
Отдельной строкой...
В структуре энергомашиностроительного комплекса Украины числятся предприятия "Мотор Сич" и "Зоря"-"Машпроект". Последнее можно считать самым успешным заводом в отрасли, который при этом полностью контролируется государством. НПКГ "Зоря"-"Машпроект" было создано в январе 2001 года путем реорганизации ПО "Зоря" и НПО "Машпроект". В прошлом году предприятие не только сохранило традиционные рынки сбыта (Россия, Индия, Греция, Китай), но и завоевало новые в лице газовых компаний Ирана и Болгарии.
И все-таки главные перспективы "Зори" связаны с Россией. Сегодня северный сосед активно осваивает современную парогазовую технологию. Высокий КПД станций, оснащенных соответствующим оборудованием, позволяет экономить огромное количество дорогого голубого топлива (до 40 млрд. куб. м в РФ). До сих пор оснащение парогазовыми турбинами российских ТЭС проводили иностранные компании, в частности Siemens. Однако совсем недавно на этот рынок удалось выйти и украинцам. Оборудование заложенной в Ивановской области новой парогазовой электростанции практически полностью разработала компания "Зоря"-"Машпроект". Первый блок станции построят в 2007 году, и обойдется он РАО "ЕЭС России" в $220 млн. Если такие вложения оправдают себя в будущем, практика привлечения к проектам украинских заводов может стать постоянной. А это означает обеспеченность многомиллионными заказами в течение многих лет.
Запорожское объединение "Мотор Сич" считается одним из самых закрытых и непрозрачных предприятий. Завод уже давно не контролируется государством и в то же время не имеет выраженного частного собственника. Приватизация трудовым коллективом, по мнению экспертов, в случае с компанией "Мотор Сич" означала не что иное, как установление тотального менеджерского контроля. Предприятие занимает монопольное положение на рынке двигателей для самолетов и вертолетов. При этом его производственные мощности в настоящее время загружены лишь на 25-30%, что оставляет большие возможности для роста.
Вместе с тем неограниченные полномочия руководства, а также собственные акции на балансе компании существенно снижают его конкурентоспособность на мировом рынке. А что касается рынка внутреннего, то неопределенность перспектив консолидации украинской авиапромышленности также может сыграть злую шутку с одной из жемчужин отечественного энергомашиностроения.
Динамика дохода крупнейших предприятий энергетического машиностроения
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (прогноз) |
|
Турбоатом, млн. USD |
39 |
34 |
48 |
56 |
НПО им. Фрунзе, млн. USD |
117 |
196 |
231 |
281 |
Мотор Сич, млн. USD |
187 |
217 |
224 |
246 |
Зоря-Машпроект, млн. USD |
143 |
146 |
н.д. |
н.д. |
Запорожтрансформатор, млн. USD |
37 |
46 |
61 |
н.д. |
Данные открытых источников, "Ренессанс Капитал"
Паспорт рынка
Энергетическое машиностроение представляют около десятка крупных предприятий. Большая их часть находится в государственной собственности. Порядка 70% продукции поставляется на экспорт. При этом потребность внутреннего рынка в энергетическом оборудовании по самым скромным оценкам составляет 6 млрд. грн. Основные конкуренты — российские объединения "Силовые машины", "Объединенные машиностроительные заводы", а также иностранные Siemens, General Electric, Alstom, Vatech.
Паспорт предприятий отрасли
"Турбоатом"
Крупнейшее предприятие энергетического машиностроения. "Турбоатом" (Харьков) специализируется на производстве турбин для тепловых и атомных электростанций, гидравлических турбин для гидроэлектростанций и гидроаккумуляторных электростанций, газовых турбин для тепловых электростанций, парогазового и другого энергетического оборудования. Свыше 75% акций предприятия принадлежат государству (владелец — Фонд госимущества). Порядка 14% акций завода владеет компания Energy Standard Group S.A. (Швейцария). Фактически предприятие контролируется менеджментом в лице директора Анатолия Бугайца.
Доход в 2004 г. — 253 млн. грн. (на 5,5% больше, чем в 2003 г.)
НПО "Электротяжмаш"
Один из крупнейших в Украине производителей энергетического оборудования, выпускающий турбогенераторы, электродвигатели мощностью от 160 Вт до 12,5 тыс. кВт,
а также уникальные электрические машины для прокатных станов. "Электротяжмаш" (Харьков) на 100% принадлежит государству.
"Насосэнергомаш"
ОАО "Сумской завод "Насосэнергомаш" полностью принадлежит государству. Это одно из немногих в СНГ предприятий, которые имеют лицензию на изготовление оборудования для атомных электростанций, тепловой энергетики, нефтехимии, электронной, электротехнической, легкой и пищевой промышленности. Кроме того, продукция предприятия применяется для интенсификации добычи нефти и транспортирования ее по трубопроводам, для орошения земель, получения чистых и сверхчистых материалов и т.п. "Насосэнергомаш" активно работает на российском рынке.
НПО им. Фрунзе
Завод им. Фрунзе (Сумы) специализируется на производстве газоперекачивающих станций, насосов и бурильных труб. 25%-ный пакет акций предприятия принадлежит TecLine Invest AG (Лихтенштейн), 23,3% — Torberg Beteiligungen AG (Цюрих, Швейцария), 12,7% — Energy Standard Group S.A./АТ (Швейцария). Часть акций предприятия опосредствованно контролирует директор НПО Владимир Лукьяненко.
Плановый доход в 2004 г. — 1,3 млрд. грн. (на 30% больше, нежели в 2003 г.)
"Зоря"-"Машпроект"
"Зоря"-"Машпроект" (Николаев) является крупным разработчиком и производителем газоперекачивающих и силовых судовых установок, газотурбинных двигателей, автономных газотурбинных электростанций. Экспортирует свою продукцию в Россию, Китай, Чехию, ЮАР и Австрию. 100% акций находятся в государственной собственности.
"Мотор Сич"
"Мотор Сич" (Запорожье) — крупнейший в СНГ производитель авиационных двигателей
и газотурбинных установок. 95% акций компании "Мотор Сич" находятся в собственности работников компании. Фактически завод контролирует генеральный директор
Вячеслав Богуслаев.
"Запорожтрансформатор"
Завод (Запорожье) специализируется на производстве силовых, специальных и распределительных трансформаторов, а также электрических реакторов. В структуре собственности по 24,99% акций "Запорожтрансформатора" принадлежит трем компаниям: Technolux Ltd., Metroimpex Ltd. (Британские Виргинские острова) и Energy Standard Group S.A. (Швейцария), 14,55% акций — в собственности компании Craftex Ltd. (Британские Виргинские острова).
Доход в 2004 г. — 323 млн. грн. (на 50% больше, чем в 2003 г.)
"Хартрон"
"Хартрон" (Харьков) специализируется на разработке систем управления для ракетно-космической техники, энергоблоков для электростанций, систем контроля для диагностики магистральных трубопроводов. Контрольным пакетом акций (50%) владеет Фонд государственного имущества, 20% акций принадлежат компании "Асконд" (Москва, Россия). Государственными акциями "Хартрона" формально управляет Национальное космическое агентство Украины.