Палка о двух концах

О целесообразности и методах интернет-разведки рассказывают Николай Красноступ, генеральный директор ООО "Центр информационной безопасности", и Инесса Коломиец, руководитель аналитической группы корпорации "Квазар-Микро"

О целесообразности и методах интернет-разведки рассказывают Николай Красноступ, генеральный директор ООО "Центр информационной безопасности", и Инесса Коломиец, руководитель аналитической группы корпорации "Квазар-Микро"

Николай Красноступ, генеральный директор ООО "Центр информационной безопасности":

— Востребована ли интернет-разведка сегодня? Как часто к вам обращаются за поиском той или иной информации?

— Конечно, востребована. Как часто обращаются — вопрос коммерческий, и я не хотел бы его освещать в прессе.

— Кто или что обычно становится предметом интернет-разведки?

— Как правило, это информация о компании или же ее конкурентах, которая находится в Интернете.

— Какими методами осуществляется интернет-разведка и какой конечный результат вашей работы?

— Допустим, вы клиент — предприятие, которое решило построить систему безопасности. Для начала вам необходимо получить информацию, которая находится за пределами вашей компании. Вы обращаетесь в специализированную фирму, которая проводит маркетинговое исследование с целью узнать, что вы представляете собой в сети Интернет. Эта компания проверит 460 тыс. конференций по всему миру примерно на 30 языках мира, если это, конечно, профессионалы. Также по вашему желанию будет проверена пресса, скажем, за 10-летний период. Это все соберется в стопочку, и окажется, что ваши сотрудники работают дома и торгуют вашими же продуктами, создав десятки "левых" предприятий. Или же ваши сотрудники прямо с рабочих мест торгуют крадеными фильмами. Это реальные факты. В нашей практике их было немало.

— Насколько целесообразно обращаться за подобными услугами в специализированные компании, если при интернет-разведке используются только открытые источники?

— Какой бы аудит внутри фирмы вы ни проводили, подобную информацию вы ни за что не найдете. В таких случаях всегда нужно обращаться к специалистам. Так делают все солидные компании — перед заключением сделки компания всегда заказывает справку о потенциальном партнере.

— Дорого ли оцениваете услуги интернет-разведки?

— По своей специфике услуги разведки недешевые. Ценовая категория определяется от объема работ. Это может быть и один доллар, и сто миллионов долларов. Цены очень разные и зависят от того, из каких и скольких источников вы желаете получить информацию. В работе мы используем платные и бесплатные ресурсы.

Если говорить о стоимости интернет-разведки, российская компания "Галактика", занимающаяся поиском и анализом информации по ТВ, радио, в Интернете, оценивает сбор данных за один год в $3 тыс., за 10 лет, соответственно, — $30 тыс. В США при поступлении в университет анкета поступающего сначала проходит через детективное агентство на предмет правдивости. Стоимость проверки одной анкеты — $5 тыс. Вот и посчитайте: если тысяча человек подала анкеты, университет выплачивает агентству $5 млн.

Инесса Коломиец, руководитель аналитической группы корпорации "Квазар-Микро":

— Пользуется ли ваша компания интернет-разведкой? С какой целью?

— Да, мы осуществляем мониторинг рынка, его отдельных технологических сегментов, следим за освещением деятельности компании в СМИ (в том числе в Интернете), проводим анализ активности конкурентов, собираем информацию о потенциальных клиентах и пр. Действуем при этом исключительно в рамках закона. Ни о каких хакерских атаках на базы данных конкурентов или о промышленном шпионаже речь не идет.

— Какими методами ведется поиск информации?

— Метод выбирается исходя из поставленной задачи. В любом случае первое, что делаем, это собираем информацию путем поиска в Интернете, то есть используем разнообразные поисковые системы. Важно добыть нужную информацию среди множества не всегда корректных, часто противоречивых данных, представленных в Сети. После чего не менее важно представить ее в удобной для изучения и дальнейшего анализа форме.

— Обращаетесь ли к платным базам данных, которые имеют место в Интернете, или же к услугам компаний, которые специализируются на интернет-разведке?

— Такие базы, несмотря на их платность, также содержат много устаревшей или просто некорректной информации. Поэтому сбор информации мы стараемся проводить самостоятельно, с использованием поисковых систем. Тем не менее, в своей работе мы используем несколько платных баз — это базы данных предприятий, выполненные на компакт-диске и в бумажном варианте. Такие базы продаются в книжных магазинах или, например, на книжном рынке "Петровка". Но они также содержат много ошибок и неточных данных.

Что касается специализированных компаний, к их услугам мы пока не прибегали. Нас интересует исключительно рыночная информация, которой пользуется впоследствии отдел маркетинга. Да и доверия к валидности данных, которые специализированные компании могут предоставить, нет.

— Сколько времени необходимо для составления портрета, к примеру, конкурирующей фирмы?

— Опять же, все зависит от глубины анализа. Бывают разные ситуации — от нескольких часов до нескольких дней. Иногда из открытых источников вообще не удается почерпнуть никакой полезной информации.

— Как поступаете в таком случае?

— Пытаемся искать необходимую информацию по платным базам. Ну, а если и там ничего не находим, то, как говорится, "на нет и суда нет".