Панамериканская революция

В пятницу в Квебеке главы 34 государств Северной, Центральной и Южной Америки начали третий в истории "Саммит Америк". Американские лидеры собрались, чтобы произвести революцию в глобальной экономике, а именно, создать самую крупную на Земле зону свободно
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В пятницу в Квебеке главы 34 государств Северной, Центральной и Южной Америки начали третий в истории "Саммит Америк". Американские лидеры собрались, чтобы произвести революцию в глобальной экономике, а именно, создать самую крупную на Земле зону свободной экономической торговли

САММИТ длился три дня. Главная тема обсуждения — экономическая интеграция стран Западно­го полушария и возможность созда­ния к 2005 году крупнейшей в мире зо­ны свободной торговли протяженнос­тью от Арктического архипелага до Ог­ненной Земли.

Официальное открытие пришлось задержать на час из-за ожесточенных столкновений между демонстрантами — противниками глобализации миро­вой торговли — и полицией, охраняю­щей зал заседаний.

Столкновения начались с того, что демонстранты попытались прорвать проволочное заграждение. Демонст­ранты забросали полицию пакетами с краской, пустили входи бутылки с за­жигательной смесью. Силы правопо­рядка ответили слезоточивым газом.

В результате — ранения получили, как минимум, один полицейский и не­сколько демонстрантов.

Для активистов так называемого антикапиталистического движения, все, что касается экономической инте­грации, означает ненавистную им гло­бализацию. А это, в свою очередь, оз­начает, что потасовок с полицией и прочих беспорядков с битьем стекол и переворачиванием и поджогом авто­машин вряд ли избежать.

Все последние экономические саммиты — в Сиэтле, Праге и т.д. — происходили именно так: участники встречи с трудом проникали к месту за­седаний, окруженному полицейскими кордонами, а вокруг бушевали "про­тивники капитализма".

Полиция Квебека подготовилась к саммиту основательно: в крупнейшей для Канады подобной операции задей­ствовано более 6000 полицейских. Произведено несколько профилакти­ческих арестов.

Кольцо из стальных барьеров про­тяженностью в 7 километров и четы­рехметровой высоты, беспрецедент­ный уровень безопасности и тысячи разгневанных демонстрантов — нео­бычные приметы для живописной и обычно идиллически спокойной сто­лицы франкоязычной канадской про­винции.

Полиция хочет надежно защитить лидеров 34 государств, которые будут обсуждать, как превратить все Запад­ное полушарие в единую торговую зону — самую крупную в мире. Кстати, един­ственный из американских лидеров, не приглашенный в Квебек — кубинец Фидель Кастро выразил солидарность с действиями демонстрантов.

Первые попытки

В СВОЕ ВРЕМЯ Североамерикан­ское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement — NAFTA) было задумано, разработано и практически доведено до подписания администрацией Джорджа Буша-стар­шего, однако подписать его довелось уже следующему президенту США, Бил­лу Клинтону. Вскоре после этого Клин­тон, стремясь увеличить свой политиче­ский вес, настоял на расширении пол­номочий своей администрации в вопро­сах NAFTA, дав ей право регулировать пункты, связанные с охраной окружаю­щей среды и трудовыми нормами. Кон­гресс США отказался дать ему подоб­ные полномочия, и создание зоны сво­бодной торговли было приостановлено.

Так, после многообещающего старта в начале 1990-х годов, либера­лизация внешнеэкономических связей в Южной Америке была заброшена. Похоже на то, что новый президент США Джордж Буш-младший понимает причины, вызвавшие эту ситуацию, а также роль США в ее возможном раз­решении. Между тем, для того, чтобы региональная зона свободной торгов­ли превратилась бы из мечты в реаль­ность, или хотя бы для того, чтобы к NAFTA могло бы присоединиться Чи­ли, нынешнему президенту США необ­ходимо расширить полномочия своей администрации в области ведения со­ответствующих переговоров. Тем не менее, очевидно, что демократическое лобби в Конгрессе США согласится пойти на это только в том случае, если вновь заключенные соглашения о сво­бодной торговле будут обязывать лати­ноамериканские страны соблюдать же­сткие трудовые, и экологические стан­дарты, что значительно снизит их кон­курентоспособность.

Еще в начале апреля министры тор­говли 34 государств Северной и Южной Америк континента, собравшиеся в Бу­энос-Айресе, призвали ускорить реали­зацию идеи плана создания панамериканской зоны свободной торговли и подписать соответствующее соглашение к 1 января 2005 года. При этом, по словам министра фи­нансов Канады Пьера Петтигрю, чи­новники договорились о том, что па­намериканская зона свободной тор­говли (FTAA) начнет действовать уже в конце нынешнего года.

Как передает южноамерикан­ский корреспондент Би-Би-Си, это соглашение представляет собой не­вероятно амбициозный пакт о сво­бодной торговле, задуманный с тем, чтобы охватить все Западное полу­шарие за исключением одной лишь Кубы. Однако до сих пор это было не больше, чем декларация о намерениях, и до ее реализации еще далеко.

США добиваются того, чтобы в окончательном виде пакт был подпи­сан к концу 2003 года. Однако этому препятствует Бразилия при поддержке Аргентины и других стран — членов южноамериканского торгового блока Mercosur.

Несогласные

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Бразилии гово­рят, что FTAA должна оставаться лишь возможностью, а не обязательством. По их мнению, нужно вести параллель­ные переговоры с Европейским сою­зом: объем торговли Бразилии со стра­нами ЕС превышает ее торговый ба­ланс с Соединенными Штатами.

Идея создания панамериканской зо­ны не по душе профсоюзам, экологичес­ким группам и организациям прав потре­бителей. И сейчас министры пошли им на уступки: они заявили о готовности опубликовать черновой вариант догово­ра, который будет затем обсуждаться.

По словам министра торговли Чи­ли, участники переговоров согласились включить в текст ссылку на стандарты труда и охраны окружающей среды, од­нако не станут напрямую связывать их нарушения с возможностью введения торговых санкций.

Так или иначе, но любое соглашение должно будет еще пройти утверж­дение национальными парламентами всех стран, его подписавших. При этом страны Латинской Америки в качестве условия выставляют требование о рез­ком сокращении правительственных субсидий американским фермерам, а это предложение вряд ли встретит по­нимание в стенах конгресса США.

Бразилия и другие латиноамерикан­ские страны не принимают выдвинутого Вашингтоном предложения о том, что страны, которые войдут в свободную зо­ну, пообещают не смягчать своего тру­дового и экологического законодатель­ства, поскольку такое смягчение способ­но вызвать приток инвестиций. По сло­вам представителей многих бразиль­ских организаций, вопрос о вступлении страны в FTAA должен быть вынесен на общенациональный референдум.

Включения в пакт пунктов о соблю­дении трудового и экологического за­конодательства будут наверняка доби­ваться и американские демократы, од­нако многие развивающиеся страны опасаются, что эти положения станут своеобразными торговыми барьерами внутри зоны свободной торговли.

Сейчас предпринимаются попытки выработать хотя бы общие положения для FTAA, которая, в случае ее созда­ния, объединит на своем торговом про­странстве более 783 миллионов чело­век, которые произвели в 1999 году то­варов на сумму в $11,4 трлн.