Первые преграды

Программная пресс-конференция нового министра финансов Виктора Пинзеника началась со слов, что он "ожидал увидеть бардак, но не такой". Борьбу готов начать со своего министерства, в котором резко уменьшится количество целевых программ и существенно расшир

Программная пресс-конференция нового министра финансов Виктора Пинзеника началась со слов, что он "ожидал увидеть бардак, но не такой". Борьбу готов начать со своего министерства, в котором резко уменьшится количество целевых программ и существенно расширятся его полномочия. Министр также не против взять под крыло Минфина Госкомиссию по ценным бумагам и Госфинуслуг, но, как признался Пинзеник, пока планы по объединению этих двух структур в мегарегулятора финансовых рынков отложены

О саботаже

Основные претензии главного финансиста страны сводились по сути к двум ведомствам — государственной таможенной службе и налоговой администрации. Как известно, правительство планирует включить эти ведомства в состав Министерства финансов. До последнего времени ГНАУ и таможня являлись автономными институтами в составе Кабмина с фактическим статусом министерств. Несмотря на многочисленные обещания, план поглощения Минфином двух служб находится только в проекте. Сам Пинзеник сказал, что общественность увидит соответствующие указы Президента уже "в ближайшее время". К компании ГНАУ и таможенников добавят также и Госказначейство, которое войдет в состав министерства.

А пока что общение в финансовом треугольнике ведомств можно назвать холодной войной. Как признался в сердцах Виктор Пинзеник, он не может получить от налоговиков и таможенников даже внятной статистики. "Я попросил предоставить всю статистику по НДС (сколько уплачено, предъявлено к возмещению с бюджета и какие суммы были выплачены экспортерам) начиная с 1997 года. Мне из ГНАУ предоставили разрозненные данные, которые не позволяют свести баланс", — рассказал министр. По статистике налоговиков, в Украине не существует задолженности по возмещению налога на добавленную стоимость, что также вызвало у министра удивление. Более того, на вопрос, сколько было уплачено налогов в прошлом году авансом в счет 2005 года и как это отобразится на выполнении бюджета, министр также ответил кратко и емко: "Не знаю. У налоговой нет такой статистики".

Основные нарушения во внешнеторговой области, по утверждению г-на Пинзеника, касаются махинаций с декларируемой ценой товаров и услуг: "У нас при импорте цена пары обуви составляет несколько центов. Вы где-то в Киеве видели обувь по 2 гривны? В то же время страна экспортирует шариковые ручки по $10 тыс.". Подобные схемы позволяют уменьшать налоги при импорте и добиваться оплаты 20% НДС от декларируемой цены на товар, себестоимость которого копейки. Широкомасштабность этих нарушений позволяет сомневаться в достоверности украинской статистики по внешнеэкономическим операциям, особенно в области феноменального роста экспорта и существовании большого позитивного сальдо торгового баланса.

Выход из ситуации глава минфина видит в сверке статистики экспорта/импорта украинской таможней и аналогичными ведомствами стран-основных торговых партнеров Украины.

"Я добьюсь предоставления статистики по каждому из этих ведомств (ГНАУ и Гостаможслужбы — кор.). Мы знаем, по каким механизмам происходит возмещение по НДС, и сотрудники Минфина знают, на каких именно таможнях проходит контрабандный товар и в каких объемах", — утверждает министр, заметив, впрочем, что эта информация не является официальной и что Минфину впору создавать свои спецслужбы.

О бюджете

Выполнение бюджета станет главной головной болью нового руководства Минфина. Очевидно, что ближайшие недели будут потрачены на написание поправок к закону о госбюджете на 2005 год, а фактически новому документу. Пока что Виктор Пинзеник настроен решительно — по его словам, в Украине будет действовать жесткая политика ограничения бюджетного дефицита, который составит 2% от уровня ВВП (в параметрах бюджета это 5% от уровня доходов). Ранее министр финансов на встрече с иностранными инвесторами заявил, что правительство собирается проводить политику жесткой бюджетной экономии и стабильного обменного курса. На бюджетную дисциплину обратил внимание и МВФ, который указал на угрозу роста инфляции в этом году, главной причиной которого является дефицит бюджета. Но документ с предлагаемыми поправками не появился в парламенте, поэтому неизвестно, насколько изменится позиция Минфина после согласований в Раде, где аграрии уже предлагают увеличить финансирование отрасли до 10 млрд. грн. (или более 10% от всех доходов).

Первые нововведения не обрадуют руководителей госкомпаний — Министерство финансов выступает за увеличение дивидендов НАКов и ГАКов. Также планируется, что дивиденды госкомпании будут перечислять в бюджет ежемесячно, а не по результатам года.

По словам нового министра, государство немного сбавит обороты на рынке внешних заимствований, хотя четкая долговая стратегия государства на 2005 год еще не разработана: "Мы собираемся уменьшать внешний долг в перспективе, а сейчас действия Минфина на рынках капитала будут направлены на улучшение структуры долга". Учитывая, что сейчас, по словам представителей Минфина, еврооблигации Украины можно разместить под 6% годовых (доходность прежних выпусков составляла 9-10% годовых), действия правительства будут заключаться в плавной замене долгов в своем портфеле на менее "затратные".

О лоббистах

Еще одним источником повышения налогов, кроме доходов от государственных активов, должна стать отмена всяческих налоговых льгот. Новый министр пообещал, что поддержка отраслей будет только в виде субсидий из госбюджета, а действующие налоговые льготы отменят. В первую очередь это касается свободных экономических зон и территорий приоритетного развития и отраслевых льгот. На вопрос, означает ли это, что будут отменены префренции для судостроительной отрасли и автомобилестроителей, особенно компаниям "АвтоЗАЗ-Дэу" и "ЛуАЗ", министр дипломатично ответил: "Налоги должны платить все". Несмотря на оптимистическое настроение правительства, с отменой налоговых льгот дело обстоит не так просто. Большинство льгот были введены законами, которые принимал парламент, потому их отмена требует проведения соответствующих поправок через Раду с ее мощными лоббистскими группировками.