Первый заместитель председателя НБУ Анатолий Шаповалов: "До конвертируемости гривни еще далеко"

Нацбанк активизировал дискуссию об изменениях в валютной политики. Два главных предложения — запрет на выдачу валютных кредитов и возможности полной конвертации гривни. Судя по заявлениям представителей центрального банка, ожидать каких-либо радикальных р

Нацбанк активизировал дискуссию об изменениях в валютной политики. Два главных предложения — запрет на выдачу валютных кредитов и возможности полной конвертации гривни. Судя по заявлениям представителей центрального банка, ожидать каких-либо радикальных решений до прояснения ситуации с платежным балансом не стоит

— Анатолий Васильевич, недавно зампредседателя правления НБУ Александр Савченко заявил, что гривня через три года будет полностью конвертируемой валютой. Каково ваше отношение к этому заявлению?

— Я могу сказать, что на правлении Нацбанка эти вопросы не рассматривались. Это частная точка зрения Савченко.

Вообще, это является стратегической целью. А сроки реализации называть пока рано. К этому нужно идти поэтапно. Надо знать прогноз стратегического развития всей страны на пять лет, тогда можно что-то говорить. А так мы не знаем показателей ближайшей перспективы.

Давайте подождем, будет правительство, будем рассматривать эти вопросы.

— Что может влиять на приближение или отдаление срока конвертируемости гривни?

— Даже вопрос цены на газ тоже влияет. Например, будет цена 130 или 230. Если будет 230, то у нас отрицательный торговый баланс будет в будущем, и химическая отрасль погибнет. Давайте наберемся терпения, посмотрим — заработает коалиция, будут все ветви власти работать в одном направлении. Вот тогда, конечно, придут инвестиции, тогда будут хорошие показатели по торговому балансу.

— Что уже сделано Нацбанком для того, чтобы гривня стала конвертируемой?

— Например, мы провели определенную либерализацию валютного рынка. В будущем, думаю, нам удастся отменить пенсионный сбор при продаже валюты. Кроме того, для того чтобы гривня была конвертируемой, недостаточно просто действий Нацбанка. Нужно и финансовый сектор подтянуть, и фондовый рынок, и государственное пенсионное страхование — тут комплекс вопросов нужно рассматривать.

— А если гривня все-таки будет конвертируемой, то станут ли гривневые кредиты дешевле?

— Безусловно, при таких условиях это будет свободный приток капитала, то явно, что они будут снижаться, — и ставки по депозитам, и по кредитам.

— Когда Путин сделал заявление, что он хочет рубль сделать конвертируемым, он сказал, что у него есть простой путь — продавать российский газ за рубли. Что мы будем продавать за гривню?

— Путин мог это заявить. Хотя там центральный банк по сути никаких конкретных шагов не сделал в этом направлении. Путину проще, он знает, что цена на газ, на нефть будет расти, и, соответственно, поступления в казну будут идти. Что нам говорить о России, нужно о себе подумать. Поэтому я и говорю, что заявления о сроках конвертируемости гривни пока делать преждевременно.