Плюс бесплатные обеды

Масштабный опрос, проведенный "Инвестгазетой", показал, что даже тогда, когда государство после развала Союза бросило народ на произвол судьбы, многие работодатели как могли заботились о своих работниках

Масштабный опрос, проведенный "Инвестгазетой", показал, что даже тогда, когда государство после развала Союза бросило народ на произвол судьбы, многие работодатели как могли заботились о своих работниках

Социальные программы на предприятиях (вроде путевок на курорт, предоставления жилья и даже бесплатных обедов) свидетельствуют о том, что крупный бизнес на пути к капитализму еще не забыл светлое советское прошлое. Но западная олигархия, равно как и мелкий бизнес, пекутся о своих работниках с куда большим рвением, поэтому Украине еще есть к чему стремиться.

Надо сказать, что во многих компаниях, получив анкету "Инвестгазеты", наотрез отказывались участвовать в опросе. Мотивировали это тем, что информация такого рода является конфиденциальной, хотя от них вовсе не требовалось раскрывать финансовые показатели: нужно было всего лишь прокомментировать реализуемую предприятием социальную политику. Хочется упомянуть и о том, что зачастую работники секретариата той или иной компании, получив анкету, были "не в состоянии" дойти до кадрового отдела и передать ее менеджеру по персоналу, поэтому переговоры с "девушкой на телефоне" затягивались на долгое время. По этим причинам некоторые крупные игроки рынка оказались исключенными из опроса то ли по причине "конфиденциальности информации", то ли просто из-за безалаберности персонала или нечетко организованной структуры предприятия.

Пассивность малого бизнеса

Однако в небольших фирмах, где работают по 10-20 человек, заполнить анкету соглашались практически сразу. В маленьких конторах достучаться до руководства всегда легче, чем в крупных корпорациях, поэтому иногда анкету можно было заполнить по телефону со слов директора фирмы, ведь кто как не он в курсе социальной политики предприятия. Общение с руководителями малого бизнеса показало: чем менее значимую нишу компания занимает на рынке, тем меньше внимания она уделяет социальной сфере — в основном из-за отсутствия средств и низкой конкурентоспособности.

Директор по маркетингу небольшой типографии "Априм" Екатерина Лев рассказала, что на постоянной основе в фирме работают семь человек, а рост зарплаты сдерживают высокие ставки налогов на фонд оплаты труда и невысокая рентабельность. При средней зарплате $300 руководство компании не предоставляет своим сотрудникам никаких льгот и социальных гарантий, кроме тех, которые определены законодатель-

ством. На вопрос, что будет делать компания, если минимальная зарплата повысится до $500-1000, Лев ответила, что компания будет вынуждена уволить всех сотрудников и попросту закрыться.

Оказалось также, что бизнесмены и не пытаются сотрудничать с государством в сфере социального обеспечения. Столь пассивная позиция объясняется тем, что, во-первых, налоговые отчисления малых предприятий (а тем более частных предпринимателей и единоналожников) в бюджет крайне малы по сравнению с крупным бизнесом (в 2004 году налоговые отчисления "упрощенцев" составили 1,5% от общей суммы налогов). А во-вторых, малый бизнес просто не желает лишний раз контактировать с госорганами, от которых ему и без того, в случае чего, защититься довольно проблематично. Принципы "маленького человека" и "моя хата с краю" превалируют.

Директор совместного малого предприятия "Аверс" Владимир Каунов возглавляет семейный бизнес. Фирма занимается разработкой IT-продуктов, постоянно в компании заняты 14 человек. Руководство фирмы не интересует, на что расходуются перечисляемые в бюджет налоги. На вопрос о контроле над эффективностью расходования средств из местных бюджетов и возможном влиянии на власти в этом вопросе г-н Каунов ответил коротко: "ничего не знаю и ни на что не влияю". Пояснил он это тем, что "в нашей стране вообще ни на что влиять не приходится".

Если увеличится зарплата

Примечателен тот факт, что если малый бизнес, в случае повышения минимальной зарплаты до европейского уровня — $1000, предполагает увольнять всех сотрудников, то крупные компании более сдержанны в комментариях. Средний и крупный бизнес считает, что в таком случае рост зарплаты будет свидетельствовать об улучшении общей макроэкономической ситуации в стране, а следовательно — платежеспособности населения. Таким образом, возрастет цена на товары. Это положительно отразится на росте зарплат и даже увеличении состава персонала.

Вице-президент по HR корпорации Fozzy Group Олег Сотников говорит, что ему хотелось бы, чтобы "это произошло побыстрее". "При такой зарплате улучшится благосостояние страны, — говорит он. — В этом случае не будет никакой необходимости увольнять работников. Изменится покупательная способность населения, соответственно — оборот компании и ее доход, что автоматически приведет к росту заработной платы. В экономике, как и в природе, все взаимосвязано и гармонично, изменение одного фактора приводит к изменению остальных". А генеральный директор компании транспортных перевозок "ОРЛАН-ТРАНС-ГРУП" Андрей Епишов считает, что если к тому времени снизят ставки по налогам — увольнять вообще никого не придется.

Тем не менее, в некоторых компаниях даже подсчитали, на сколько может сократиться численность их сотрудников. По подсчетам ООО "Фармацевтическая компания "Здоровье", администрация предприятия будет вынуждена уволить 62% работников, а если зарплата возрастет до $1000, то процент уволенных составит 81%. Несколько схожие показатели представила "Полтавакондитер": соответственно 40 и 60% сотрудников. Это означает, что, несмотря на существенные изменения, которые могут произойти к тому времени в экономике страны, местные производители не уверены в том, что они смогут выжить в новых условиях.

Оказалось, что средний и крупный бизнес наравне с малым бизнесом не располагает информацией о том, на что расходуются перечисленные государству налоги. Около 20% респондентов ответили, что не знают, на что идут перечисленные компанией деньги, и примерно столько же воздержались от ответа. Директор по развитию бизнеса корпорации "ПАРУС" Артур Федоренко так прокомментировал ситуацию: "Налоги идут в "черный ящик" под названием бюджет. …И помимо выплат пенсий и пособий чиновниками делаются покупки неоправданно дорогих автомобилей и прочих материальных и социальных благ для ограниченного числа персон в государстве".

А генеральный директор корпорации "Информационные технологии" Олег Щербатенко считает, что если люди ощущают положительные изменения в своей жизни и жизни соседей, то правительство правильно распоряжается налогами. Если же не ощущают — надо добиваться отставки правительства. О том, стоит ли сейчас добиваться отставки правительства, бизнесмен распространяться не стал.