Побег от энергетического кризиса

С 1 июня по всей Бразилии введена жесткая государственная программам расхода электроэнергии. Все бразильцы, начиная от рядовых потребителей, заканчивая промышленными гигантами должны сократить потребление электричества как минимум на 20%. В противном случ

С 1 июня по всей Бразилии введена жесткая государственная программам расхода электроэнергии. Все бразильцы, начиная от рядовых потребителей, заканчивая промышленными гигантами должны сократить потребление электричества как минимум на 20%. В противном случае их ждут большие неприятности

Тотальная экономия, введеная правительством страны является, по его мнению, единственным пра­вильным шагом, который поз­волит избежать крупнейшего энергетического кризиса, каких еще не бывало в Бразилии. Ог­раничив потребление, страна постарается избежать веерных отключений электроэнергии, свидетелем которых сегодня является Калифорния, и сохра­нить энергоснабжение на ста­бильном, хотя и низком уровне. Кризиса еще нет, но он, судя по всему, очень близок.

С определенной долей объ­ективности стоит сказать, что замедление производства эле­ктроэнергии на протяжении по­следних шести месяцев было вызвано весьма неконтролиру­емым фактором — погодой. Бразилия пережила самую жаркую засуху за последние 70 лет. Из-за высокой температуры уровень воды в Амазонке и ее многочисленных притоках по­низился на столько, что работа гидроэлектростанций была практически парализована. А 95% всей вырабатываемой в стране электроэнергии произ­водится именно за счет гидро­электростанций. В стране нача­ла ощущаться нехватка элект­роэнергии, и в начале мая пра­вительство практически объя­вило о введении чрезвычайного положения с первого июня те­кущего года. Впрочем, как гово­рят многие обозреватели в са­мой Бразилии, винить только погоду в случившимся будет не совсем корректно. Сегодняш­нее правительство во главе с президентом Энрике Кардозо не делало ничего, чтобы пре­дотвратить надвигающуюся угрозу Государство неудовлетворительно вело инвестирование проектов по сооружению новых электростанций, альтернатив­ных гидростанциям. Помимо прочего, не было создано транспортной инфраструктуры, позволявшей импортировать электроэнергию от своих сосе­дей, Аргентины, Венесуэлы, Чи­ли, переживающих сегодня пе­риод перепроизводства энергии.

Усугубляющий фактор

ПРАВИТЕЛЬСТВО сейчас в действительно непростой ситу­ации, из которой ему будет вы­браться весьма проблематич­но. Надвигающийся кризис в энергетике осложнен еще од­ним существенным обстоятель­ством — девальвацией реала. С начала 2001 года реал упал в цене по отношению к американ­скому доллару на 16,5%. Изна­чально его падение было вы­звано финансовыми проблемами в соседней Аргентине, одно­го из основных торговых парт­неров Бразилии. Девальвация реала повлияла на то, что у ме­стных компаний возникли труд­ности с погашением своих дол­говых обязательств, абсолют­ное большинство из которых выдавались иностранными ин­весторами в американских долларах. В этой связи Центробанк страны трижды с начала этого года поднимал процентную ставку, которая составляет се­годня уже 16,75%. Уменьшение доходов компаний могло бы по­влечь за собой отток иностран­ного капитала из страны что уже за последние пять лет дважды случалось с Бразилией и дваж­ды приводило к масштабным финансовым кризисам. А сооб­щения об ухудшении финансо­вого состояния компаний нача­ли поступать после публикации их квартальных отчетов. В нача­ле мая одних из крупнейших сталепроизводителей в стране — Companhia Siderurgica Nicional — объявила об убытках за первый квартал в $84 млн., в то время, как за аналогичный период прошлого года ее доход составлял $39 млн. У другого крупного сталелетейщика, ком­пании Usiminas, был зафикси­рован 86%-ное сокращение объемом прибыли. Именно предприятиям этой отрасли, а также металлургическим ком­бинатам и компаниям алюми­ниевой отрасли предписано больше других сократить по­требление электроэнергии — на 25%. Объемы производства в этом случае неизбежно будут сокращены, что будет иметь крайне негативное последствие для всей экономики страны. Руководство Alcal Aluminio do Brazil Ltda., отделения второго крупнейшего в мире произво­дителя алюминия, успело под­считать, что до конца года про­изводство алюминия сокра­титься на 22% (на 11 500 тон до уровня 41 500 тон). Ранее эта компания обеспечивала 3% от мирового производства алю­миния.

Конец процветающей экономики?

ТЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, кото­рые сделали попытку оценить последствия программы сокра­щения потребления электро­энергии для всей экономики страны, пришли к достаточно неутешительным выводам. По предварительным подсчетам Фернандо Гарсиа, профессора бизнес школы Getulio Vargas Foundation, последствиями 20%-ного сокращения поставок электроэнергии будет замедле­ние темпов роста ВВП на 1,5%. 856 тыс. бразильцев останутся без работы, что приведет к уве­личению торгового дефицита и сокращению налоговых поступ­лений в размере $3 млрд.

Официальные лица Центро­банка, пытаясь предотвратить панику, оспаривают заключение Гарсии и утверждают, что любые прогнозы в настоящий момент преждевременны. Тем не менее, к тревожным голосам присоединяются аналитические силы ми­рового значения. Так, Merill Lynch понизил свой прогноз по росту бразильского ВВП до 3.4% с 4% на 2001 год и до 3% с 4.2% на 2002 год, ориентируясь на по­тенциальную нехватку электро­энергии в стране. Рост экономи­ки Бразилии в 2000 году соста­вил 4.2%, и экономисты никак не рассчитывали на его замедле­ние.

План по сокращению по­требления электроэнергии офи­циально действует до первого декабря текущего года. Именно в декабре начнется сезон дож­дей, который должен будет вос­становить нормальную работу гидроэлектростанций. Иными словами, руководство Бразилии все свои надежды возлагает на милость природы. Впрочем, со­гласно более трезвым оценкам независимых экспертов, даже слишком обильные осадки не смогут наполнить до требуемого уровня все резервуары станций. Возможно, только в 2003 году их какой был до начала засухи. Ес­ли это действительно так, то се­годняшняя программа экономии будет продлена до апреля 2002 года, что фактически будет оз­начать начало широкомасштаб­ного энергетического и эконо­мического кризиса.

Спасение утопающих

НЕЛЬЗЯ сказать, что прави­тельство бездействует с сло­жившейся ситуации. Уже разра­ботана инвестиционная про­грамма по наращиванию энер­гомощностей. К примеру, Наци­ональный банк развития выде­лил кредитную линию в $110 млн. на строительство электро­станций, работающих на отхо­дах сахарноперерабатывающей промышленности. Достигнута договоренность с крупнейшей испанской нефтегазовой груп­пой Rapsol YPF на строительство газовой электростанции, мощ­ностью в 1 000 МВт (стоимость проекта $300 млн.). Упоминае­мая уже Alcal Aluminio do Brazil Ltda.. объявила о строительстве трех дополнительных гидроуз­лов. Подсчитано, что Бразилии сегодня необходимо дополни­тельно 15 000 МВт энергомощ­ностей. Однако все проекты по строительству дополнительных мощностей будет завершены не ранее 2003 года.

Единственный выход — это массовая экономия, а ее-то пра­вительство сможет контролиро­вать. Уже действует жесткая си­стема штрафов по отношению к тем, кто превысит лимит по­требления. Размер штрафов ко­леблется от 50% до 200% стои­мости 1 кВч электроэнергии. На­селению установлен лимит по­требления в 200 кВч в месяц, в случае перерасхода они встанут перед угрозой полного отключе­ния от энергоснабжения на трое и более суток. Более того, пра­вительство запретило своей су­дебной власти рассматривать жалобы относительно неудовле­творительной подачи электро­энергии. Повышение тарифов на электроэнергию будет счи­таться антиконституционным действием, во всяком случае уже есть такое постановление федерального суда Сан-Паоло. Это решение не только сохранит некоторые права потребителей (которым, впрочем, запрещено обращаться по вопросам энер­госнабжения в комитет защиты прав потребителей), но и убере­жет страну от увеличения уровня инфляции, неизбежного в дан­ном случае при повышении та­рифов.

А рядовые потребители про­должают закупать свечи. Бра­зильские города в ночное время суток практически не освещают­ся. И это только начало. Уже есть распоряжение правительства запретить проводить футболь­ные матчи при ночном освеще­нии, что вызвало массовое не­довольство большинства насе­ления. Существуют даже опасе­ния, что в этом году придется от­менить знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро.