Покупатель в растерянности

Спустя месяц после начала действия нового порядка государственных закупок парламент будет рассматривать новые изменения в соответствующий закон. Эффективность уже принятых шагов в сфере государственных закупок участники процесса оценивают диаметрально про

Спустя месяц после начала действия нового порядка государственных закупок парламент будет рассматривать новые изменения в соответствующий закон. Эффективность уже принятых шагов в сфере государственных закупок участники процесса оценивают диаметрально противоположно

21 марта 2006 года, преодолев вето президента, вступил в силу новый закон о государственных закупках. Революция в законодательстве началась с неудовлетворительных оценок предыдущей схемы госзакупок и, в первую очередь, результатов деятельности Министерства экономики. "Торги проходят непрозрачно, средства расходуются неэффективно, процветает коррупция", — говорили оппоненты. Новый закон должен был побороть коррупцию, усилить добросовестную конкуренцию, ускорить сам процесс закупок.

Среди главных изменений — смена координатора закупок: вместо Министерства экономики процессом проведения торгов теперь руководит Антимонопольный комитет. С целью придания закупкам гласности и прозрачности контролирующая функция предоставлена сразу нескольким госорганам: Счетной палате, Госказначейству, Минагрополитики, ГлавКРУ, Тендерной палате, парламенту, Госкомстату и правоохранительным органам. Ранее все ограничивалось контролем со стороны ГлавКРУ, СБУ и внутренним контролем. Изменился и сам процесс проведения госзакупок: более сложная и фактически платная процедура подачи объявлений о начале, процессе и завершении торгов, обязательность тендерного обеспечения, другие официальные платные СМИ, больше возможностей обжалования результатов торгов. Кроме того, были отменены упрощенные процедуры закупок для ряда предприятий.

В принципе о том, как происходит процесс закупок после принятия закона и как будут развиваться события дальше, говорить еще рано: основные предприятия-закупщики пока не комментируют газете ситуацию с госзакупками по новому законодательству. В то же время, по сообщению информагентств, против новой редакции закона о Госзакупках выступили руководители Чернобыльской АЭС и АНТК им. Антонова. Основные претензии госпредприятий относятся к тому, что сейчас их приравняли к бюджетным организациям, и то, что до сих пор отсутствует регламентированный порядок.

Сейчас же основные дискуссии об эффективности новых изменений ведутся между госорганами. Антимонопольный комитет фактически обвиняет Министерство экономики в саботаже нового закона. По информации комитета, он уже рассматривает предложения по предоставлению товаров и услуг на закупку. Так, для согласования процедуры госзакупок у одного участника в комитете создана постоянно действующая административная коллегия, которая принимает соответствующие решения. На своем первом заседании коллегия на прошлой неделе дала разрешение Черкасскому областному производственному управлению мелиорации и водного хозяйства за государственные средства закупить у ЗАО "Мелиоратор" работы по улучшению экологического состояния и очищению реки Гнилой Тикич на участке сел области Чаплинка и Боярка. Также на данный период создана спецкомиссия при Счетной палате для рассмотрения жалоб и согласования отдельных проблемных случаев торгов.

Тем не менее, согласно заявлениям Министерства экономики, при попытке обращения к новым контролирующим и координирующим органам с вопросом, как выполнять закон, когда официально не разработано еще ни одного подзаконного нормативного акта, ответа получить так и не удалось. Кроме того, трудности создает как сама длинная, запутанная и дорогостоящая процедура объявления торгов, так и множество оснований для принятия судом решения о его недействительности. То есть госзакупки находятся на грани срыва, и единственный выход — снова менять законодательство.

26 апреля парламент готовит к рассмотрению в Верховной Раде новый законопроект, поданный раньше правительством Ю. В. Тимошенко (№ 3519-2 от 06.04.2005), согласно которому объявления будут публиковаться только в "Віснику державних закупівель", а публикация объявлений в Интернете станет необязательной, за исключением центральных органов исполнительной власти и областных государственных администраций, которые будут публиковать информацию о госзакупках на собственных веб-сайтах. Кроме того, тендерное и договорное обеспечение тоже потеряет свой обязательный характер. Изменения коснутся и процесса обжалования — в случае принятия законопроекта обжаловать процедуру торгов смогут только участники, которые могли бы пострадать или пострадали от нарушения тендерных процедур.

Комментарии

Алексей КОСТУСЕВ, председатель Антимонопольного комитета Украины:

— Для выполнения новых функций мы из собственных ресурсов оперативно создали специальную рабочую группу, которая приступила к работе. В свою очередь коллегия, которая согласовывает процедуру госзакупок, обеспечит прозрачность в принятии решений, так как они будут приниматься коллегиально по результатам тщательного анализа. На сегодняшний день совместно

со Специальной контрольной комиссией по вопросам государственных закупок при Счетной палате нами отработан порядок согласования иной, нежели открытые торги, процедуры закупки. Также разработаны проекты регуляторных актов об утверждении форм объявлений и отчетов о торгах. Однако полноценно осуществлять функции контроля за госзакупками комитет не сможет до тех пор, пока не будет согласовано и принято соответствующее постановление Кабинета Министров. Но Минэкономики отказывается его согласовать. В частности положение, которое предусматривает увеличение выделяемых Антимонопольному комитету бюджетных средств за счет снижения финансирования министерства. Несмотря на то что мы своевременно подготовили проект постановления, министерство всячески препятствует, игнорируя согласовательные совещания.

Дмитрий ЖЕМЧУЖНЫЙ, главный специалист отдела контроля в сфере госзакупок департамента координации госзакупок Министерства экономики:

— Департамент координации госзакупок уже полностью ликвидирован в соответствии с внутренним приказом Минэкономики. В большинстве своем сотрудники ликвидированного департамента перейдут в состав нового подразделения — Департамента государственных резервов и товарных бирж, функции которого находятся на этапе окончательного согласования. Состояние системы госзакупок переходит от хаотического в кризисное, при общении с представителям государственных заказчиков все чаще приходится слышать вопрос "что делать". Особенно это касается сотрудников государственных и казенных предприятий, попавших под действие закона, для которых "наука о тендерах" является абсолютной новизной. Наибольшее недовольство и нарекание заказчиков вызывает процедура публикации объявлений о торгах и консалтинговом сопровождением процедур закупок заказчика, далеко не всегда достаточно квалифицированным. Второй момент связан с требованиями платы за получение документации, что сокращает количество желающих принять участие в тендере. Третий момент — фиксированный размер тендерного обеспечения, сумма которого указывается в объявлении, тендерной документации, дает участникам конкретное представление о той сумме, которой располагает госзаказчик, что по сути дает очередной повод для откатов и других злоупотреблений.