Покупку Трансбанка отменили

На прошедшей неделе была поставлена точка в планах увеличения доли казахского банка "Туран Алем" в Трансбанке. Украинский банк решено не покупать, ограничившись статусом миноритарного акционера. Одной из причин резкой смены курса могла стать позиция акцио

На прошедшей неделе была поставлена точка в планах увеличения доли казахского банка "Туран Алем" в Трансбанке. Украинский банк решено не покупать, ограничившись статусом миноритарного акционера. Одной из причин резкой смены курса могла стать позиция акционеров Трансбанка, близких к российской "Альфа Групп"

18 мая состоялось внеочередное собрание акционеров украинского банка, которое приняло решение об отмене осуществленного во второй половине прошлого года увеличения уставного капитала на 94,809 млн. грн. — до 134,851 млн. грн. Ранее планировалось, что благодаря этой допэмиссии акций казахстанский банк "ТуранАлем" станет основным акционером Трансбанка, а сама покупка оценивалась в $19 млн. В ноябре прошлого года "ТуранАлем" стал владельцем 9,99% акций Трансбанка и купил опцион, по которому получил право на приобретение еще 66%, что предусматривалось суммой увеличения уставного капитала.

Решение об отмене увеличения УФ фактически приостанавливает сделку по покупке Трансбанка. Как сообщает пресс-служба "Туран Алема" со ссылкой на финансового директора банка Ерика Султанкулова, решение не является свидетельством сворачивания деятельности "ТуранАлема" в Украине: "На сегодняшний день наш банк владеет 8,75% акций Трансбанка. По результатам дополнительной эмиссии мы бы стали владельцами пакета в 9,99%. Реализация прав по опциону рассматривалась нами как среднесрочная перспектива. Мы проработали несколько различных видов сотрудничества с украинским банком-партнером. Сначала было принято решение увеличить уставный капитал Трансбанка. Полугодовой опыт совместной работы показал, что существуют другие, более эффективные формы сотрудничества, на которых мы сейчас и остановились". По словам казахского банкира, Трансбанк остается их стратегическим партнером в Украине.

Реальная причина отказа "ТуранАлема" от сделки до сих пор неясна. Версий относительно того, почему казахи не желают увеличивать свою долю в капитале Трансбанка, несколько. Самая правдоподобная из них — "ТуранАлем" "присмотрел" себе в Украине другой коммерческий банк или даже несколько банков, и работать с ним (с ними) для него гораздо выгоднее. В подтверждение этого предположения говорит тот факт, что собрание акционеров было проведено именно по инициативе казахстанского банка (по крайней мере, об этом сообщили в представительстве "ТуранАлема" в Украине), да и в нем самом не отрицают возможности расширения банковского бизнеса в нашей стране. "Может, один, два или три банка будет здесь (в Украине — ред.) приобретаться. Мы над этим работаем", — недавно заявила глава представительства "ТуранАлема" в Украине Светлана Бердалиева.

По информации, циркулирующей в банковской среде, перед тем как купить акции Трансбанка, казахстанский банк тщательно изучал украинский рынок и даже интересовался такими крупными банковскими учреждениями, как "Надра" и Укрсоцбанк.

Как стало известно корреспонденту "Инвестгазеты", причина срыва сделки по покупке Трансбанка — вынужденная мера, и в основе ее лежит столкновение интересов казахстанского банка и другого акционера Трансбанка, которым будто бы является российская "Альфа Групп". В "Альфа Банке" (Украина)" и московской "Альфа Групп" комментировать "эти слухи" отказались.

Глава представительства "ТуранАлема" в Украине Светлана Бердалиева также не стала отвечать на наши вопросы, посоветовав обратиться к председателю правления Трансбанка Олегу Цуркану, который на прошлой неделе был недоступен для комментариев.

В центральном офисе казахстанского банка вероятность вмешательства третьей стороны отвергли и объяснили, что причиной приостановки покупки Трансбанка стали "сугубо технические факторы. Ранее в качестве причины возможного называлось то, что Национальный банк Казахстана ввел жесткие нормы резервирования, с середины апреля запретив казахским банкам инвестировать за рубеж суммы, превышающие 25% уставного капитала.