Политические трубы. 25 мая сдан в эксплуатацию нефтепровод "Баку — Тбилиси — Джейхан"

У нефтепроводов "Баку — Тбилиси — Джейхан" и "Одесса — Броды" слишком много общего, чтобы считать их конкурирующими коридорами поставки каспийской нефти на Запад. Для этих энерготранспортных проектов не столько важна нефть, как политические выгоды от само

У нефтепроводов "Баку — Тбилиси — Джейхан" и "Одесса — Броды" слишком много общего, чтобы считать их конкурирующими коридорами поставки каспийской нефти на Запад. Для этих энерготранспортных проектов не столько важна нефть, как политические выгоды от самого наличия трубы

За последние 15 лет еще не было такого крупного и дорогостоящего энерготранспортного проекта на просторах бывшего СССР, как торжественно запущенный в эксплуатацию 25 мая нефтепровод "Баку — Тбилиси — Джейхан" (БТД). Финансовые расходы только на прокладку 1767-километровой трубы от столицы Азербайджана до средиземноморского порта в Турции составили $2,95 млрд. Учитывая проценты по привлеченным под строительство кредитам, окончательная стоимость проекта составила $3,6 млрд. Для нефтепровода, которому потребуется еще как минимум четыре года, чтобы вывести его на проектную мощность (1 млн. барр/сутки), деньги потрачены немалые.

Однако экономическая эффективность подобного рода масштабных проектов не столь важна. На церемонии открытия БТД президенты четырех стран — Азербайджана, Грузии, Турции и Казахстана, а также высокие гости из более чем 30 стран, тем или иным образом задействованных в проекте, в своих торжественных речах меньше всего говорили о деньгах. Высокие гости преимущественно связывали целесообразность самого существования БТД с созданием на Кавказе принципиально новой системы региональной безопасности. Такую дорогую трубу и в таком неспокойном регионе необходимо тщательно охранять. Теоретически Грузия, Азербайджан и Турция, страны, по территории которых проходит нефтепровод, берут на себя задачу обеспечения безопасности транзита на своих участках. В то же время организацией инфрастуктуры системы безопасности занимаются Соединенные Штаты, правительство которых настаивало на строительстве БТС без оглядки на затраты. Именно усилиями США 70% расходов нефтепровода покрыли своими кредитами Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.

"Совершенно очевидно, что этот проект рожден на свет по политическим, а не экономическим мотивам, для того чтобы создать альтернативный устойчивый путь поступления на Запад энергоресурсов каспийского региона в обход России, а также некоторых других государств, например, Ирана", — достаточно четко обосновал причины строительства БТС председатель комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев в интервью агентству "Интерфакс". Он добавил, что репутация Кавказа как нестабильного региона позволит США и другим западным странам усилить там свое военное присутствие. "Появление дополнительных иностранных военных контингентов в пределах СНГ Россия всегда будет оценивать негативно, вне зависимости от повода такого появления", — заявил глава комитета по международным делам Совета Федерации РФ Михаил Маргелов.

У России действительно есть много поводов критиковать БТС. Это и первый нефтепровод, через который будет идти каспийская нефть в обход ее территории. Ранее существовавший транспортный коридор для каспийской нефти "Баку-Новороссийск" уже рассматривается, по словам азербайджанского президента Ильхама Алиева, как вариант реверсной прокачки нефти. Не нравится Москве и потенциальное присутствие западного военного контингента в непосредственной близости от Чечни. Также Россия ослабляет свое политическое давление на Грузию, которая впервые получает нероссийский источник энергоресурсов. Грузии как стране транзита причитается бесплатно определенное количество нефти, а, имея хоть маломальскую энергетическую независимость, в Тбилиси будут раздувать проблему российских военных баз на своей территории при каждом удобном случае. "Подвел" Россию и Казахстан, согласившийся давать свою нефть для загрузки БТС. Для этого даже планируется построить нефтепровод по дну Каспийского моря от казахского порта Актау до Баку. На начальном этапе казахскую нефть будут возить в Азербайджан танкерами. Примечательно, что еще до недавнего времени президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утверждал, что в первую очередь Казахстан будет продавать свои энергоресурсы России, Ирану и Китаю.

Россия, которая в своей официальной критике по поводу запуска БТС чаще всего указывает на экономическую неэффективность проекта, сама не понесет экономических потерь от функционирования БТС. Объемы поставок российской нефти на Запад останутся на прежнем уровне.

Не пострадает от БТС и Украина, так, во всяком случае, заявляет министр топлива и энергетики Иван Плачков. Украинский нефтепровод "Одесса — Броды" уже давно не рассматривается как альтернативный путь транспортировки каспийской нефти на западные рынки. "Одесса — Броды", как и БТС — это политический капитал. Просто для "Одесса — Броды" еще не найден способ конвертировать этот капитал в твердую валюту.