Полмиллиарда на самолеты

Полмиллиарда на самолеты предстоит найти властям для эффективной конкуренции корпорации "Антонов" с российскими авиастроителями. Авиастроители консолидируют активы: вслед за украинскими предприятиями объединиться в единую компанию решили и российские авиа
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Полмиллиарда на самолеты предстоит найти властям для эффективной конкуренции корпорации "Антонов" с российскими авиастроителями. Авиастроители консолидируют активы: вслед за украинскими предприятиями объединиться в единую компанию решили и российские авиационные заводы. Ставки в игре весьма амбициозные — оба холдинга рассчитывают занять позиции маркетмейкера на одном рынке региональных гражданских самолетов емкостью $180 млрд. Преимущество украинцев — время: создать объединенную авиастроительную корпорацию россияне рассчитывают минимум за год. Однако в их активе — партнерство с мировыми лидерами. Пока украинцы только определяются с формами привлечения в проект иностранных инвесторов, россияне уже создали на своих предприятиях СП с европейским Airbus и американским Boeing

Самолетостроительная отрасль бывшего СССР снова объединяется. В октябре прошлого года правительство приняло решение создать единую авиастроительную корпорацию "Антонов", куда вошли четыре украинских предприятия. Несколько месяцев спустя, 20 февраля 2006 года, российский президент Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (OAK), в которую вошли предприятия, занимающиеся как разработкой, так и производством гражданских и военных самолетов и вертолетов.

Состав участников российского холдинга получился более внушительным — во многом благодаря предприятиям, ориентированным на производство военных самолетов, которые все еще сохраняют конкурентоспособность на мировых рынках. Впрочем, гораздо более острая конкуренция ожидается на "мирном" рынке производства региональных самолетов. Украинцы возлагают надежды на Ан-140 и Ан-148, а россияне планируют производить региональный реактивный самолет RRJ.

Сражаться есть за что. Бразильский производитель Embraer, главный конкурент "Антонова" и ОАК, оценивает, что спрос в сегменте региональных самолетов в следующие 20 лет составит около 8 тыс. авиалайнеров. В денежном эквиваленте объемы будущих продаж могут составить $180 млрд.

Снова вместе

Между тем украинский "Антонов" и российский ОАК могут претендовать на еще один динамичный сегмент рынка — рынок грузовых самолетов. По прогнозу Boeing, до 2024 года потребность в них может достичь около 2900 единиц, из которых более 80% составят широкофюзеляжные летательные аппараты. Спрос здесь не уступает рынку региональных самолетов — по оценкам американского авиапроизводителя, объем заказов достигнет $155 млрд. Украинские и российские компании уже вели предварительные переговоры о возобновлении производства Ан-124 "Руслан" в прошлом году. Возобновление серийного производства этого авиалайнера оценивается в $400 млн. Данный рынок важен для обеих стран — украинские "Авиалинии Антонова" и российская компания "Волга-Днепр" контролируют более половины международного рынка перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов, используя в основном "Русланы", произведенные во времена СССР.

Планы украинских авиастроителей довольно реалистичны — "Антонов" традиционно доминировал на рынке производства транспортных и региональных самолетов. Представители отрасли неоднократно заявляли, что отечественные авиастроители не будут конкурировать с Airbus и Boeing в наиболее денежных сегментах средне- и дальнемагистральных лайнеров. По словам руководителя корпорации Анатолия Мялицы, в планах корпорации "Национальное объединения Антонов" — войти в пятерку мировых производителей региональных самолетов. "Нам необходимо принимать кардинальные меры, или мы не будем делать самолеты, а будем производить болты или лонжероны", — говорит директор Украинского научно-исследовательского института авиационной технологии Георгий Кривов.

По словам украинских экспертов, лидирующие позиции по объемам производства занимают американская корпорация Boeing с годовым объемом около $50-60 млрд. и Европейский оборонный аэрокосмический концерн ЕАДС — до $50 млрд. "Если взять всю украинскую авиастроительную отрасль, то мы находимся районе 90-х мест — в зоне неустойчивого развития с тенденцией к исчезновению", — прокомментировал Георгий Кривов.

Украинские авиастроители пока продвинулись в создании единого авиаконцерна дальше россиян. Если масштабное объединение российских мощностей по производству самолетов планируют окончательно оформить к середине 2007 года, то украинский авиаконцерн работает уже сейчас — в немалой степени этому способствует тот факт, что заводы и конструкторское бюро "Антонова" объединены технологически, и все предприятия на 100% государственные, в отличие от российских.

И хотя руководство отечественного концерна пока воздерживается от прогноза финансовых результатов на 2006 год, первые оценочные финансовые потребности украинского авиастроения уже обнародованы. Георгий Кривов считает, что финансирование авиакорпорации "Антонов" в последующие 2-3 года должно составить $500-600 млн. Благодаря этим инвестициям объем продаж предприятий, входящих в корпорацию, может увеличиться к 2010-2011 годам более чем в пять раз — с нынешних $170-180 млн. до $1 млрд. В качестве источников финансирования г-н Кривов назвал кредиты украинских банков с компенсацией ставок по ним за счет государственного бюджета, международные кредиты и инвестиции.

Около $125-150 млн. инвестиционных средств планируют направить в инновационные проекты и внедрение новых технологий, в частности переоборудование предприятий. Остальные средства пойдут на продвижение двух основных самолетов — Ан-140 и Ан-148, на которые возлагаются особые надежды. Часть денег может быть использована для создания нового регионального обслуживающего центра и комплексной лизинговой компании, которая может увеличить объемы продаж. Кстати, украинцам пока удается обходить россиян не только в создании единой авиакомпании, но и создании самолетов. Ан-148, главный конкурент российского самолета RRJ, уже проходит испытания, тогда как его конкурент находится на стадии проектирования. В настоящее время объем заказов на этот самолет оценивается в 89 машин, суммарная стоимость которых составляет $1,5 млрд.

Иностранный фактор

Пока неизвестно, планируют ли украинские авиастроители привлекать иностранных инвесторов в новосозданную корпорацию. Более активную позицию в этом отношении занимают россияне. Во-первых, Boeing и Airbus основали в России свои конструкторские бюро, которые разрабатывают некоторые детали. Во-вторых, европейский EADS (материнская компания Airbus) в декабре прошлого года за $65,3 млн. купил 10% акций корпорации "Иркут", которая, кроме военных Су-27 и Су-30, производит самолет-амфибию Бе-200. Последний и заинтересовал европейцев. Сейчас объемы заказов "Иркуту" на производство компонентов для Airbus оценивают в сумму в несколько десятков миллионов долларов. Американский Boeing не отстает от конкурента — правда, здесь больше ориентированы на производство авиакомпонентов.

Перспективы авиастроительных холдингов Украины и России

Корпорация "Антонов"

Объединенная авиастроительная корпорация

Предприятия-участники

АНТК "Антонов", Киевский авиационный завод "Авиант", Завод 410 гражданской авиации, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие

ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова", "МиГ", "Сухой", Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", Новосибирское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова, ОАО "Туполев"

Запланированные доходы

$1 млрд. к 2010 году

$8,2-8,5 млрд. к 2015 году

Прогноз рынка транспортных самолетов

В следующие 20 лет количество самолетов увеличится с нынешних 1760 до 3530 шт. Объем закупок — $155 млрд.

Прогноз рынка региональных самолетов

В следующие 20 лет спрос составит 7950 самолетов стоимостью $180 млрд.