Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Портам вернули вольницу

Заменить государственное объединение "Укрморпорт" частными инвесторами, расширить финансовую самостоятельность портов и навести порядок с кадрами — основные направления новой политики власти в управлении портовым хозяйством. Государственное объединение "У

Заменить государственное объединение "Укрморпорт" частными инвесторами, расширить финансовую самостоятельность портов и навести порядок с кадрами — основные направления новой политики власти в управлении портовым хозяйством

Государственное объединение "Укрморпорт" просуществовало менее трех лет и на протяжении всего этого периода неоднократно становилось мишенью для критики. По замыслу инициатора создания объединения — экс-министра транспорта Георгия Кирпы, "Укрморпорт" должен был стать своеобразным корпоративным и финансовым центром отрасли по координации грузопотоков, распределению инвестиционных ресурсов, поддержке малых портов через перекрестное субсидирование. Такая схема работы отнюдь не всегда встречала понимание у руководителей и лоббистов крупных портов — Одесского, Ильичевского, порта "Южный" и др., которые обвиняли "Укрморпорт" и Минтранс в административных методах управления.

Впрочем, дальше разговоров дело не шло: вступать в открытую конфронтацию с Кирпой портовики тогда не рискнули. Дискуссии о расформировании "Укрморпорта" активизировались после прихода в министерство Евгения Червоненко, хотя профсоюзы и руководители крупных портов добивались такого решения, начиная с 2003 года. Официально о ликвидации объединения заявил уже новый министр Виктор Бондарь в октябре этого года.

Еще около месяца ушло на подготовку соответствующего приказа, в котором Минтранс поручил департаменту морского и речного транспорта ("Укрморречфлот") разработать программу развития системы управления морским транспортом, которая и должна определить основные принципы развития и управления отрасли. По своей сути эта программа должна была стать антикризисной: при росте суммарного дохода 19 морских торговых портов в январе-октябре 2005 года на 3,2% — до $64 млн. — их чистая прибыль уменьшилась на 10,36% — до $49 млн. О негативных тенденциях в портовом хозяйстве свидетельствует то, что 11 из 19 портов в 2005 году или были убыточными, или ухудшили свои финансовые результаты.

В течение этого года 8 из 19 портов Украины сократили объемы переработки грузов, 10 утратили свои позиции в объемах переработки транзитных грузов, национальные инвестиции в портовое хозяйство за 10 последних месяцев сократились с 406 до 325 млн. грн. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в шести портах.

Однако своего слова "Укморречфлот" так и не сказал. Случайно или закономерно, последняя дата, отведенная на подготовку программы, совпала с увольнением руководителя департамента Игоря Горобца. В департаменте сообщили, что исполняющим обязанности "Укрморречфлота" назначен Егор Иванов.

Как сообщил "Инвестгазете" экс-директор "Укрморречфлота" Игорь Горобец, сама программа была разработана, но она нуждается в коренном пересмотре, так что можно считать, что ее нет. Необходимость пересмотра программы связана с провозглашением принципов новой политики развития портового хозяйства, которые были озвучены во время встречи президента Украины с руководителями портов в Одессе. Виктор Ющенко пообещал несколько новшеств: во-первых, это создание морской администрации Украины, во-вторых, упрощение порядка закрепления земельных акваторий за конкретными морскими портами. И в-третьих — кадровые чистки. "Если вы не способны найти инвестора, вы не нужны порту", — сказал Виктор Ющенко, обращаясь к начальникам МТП, предложив рассмотреть итоги финансовой и хозяйственной деятельности всех портов за год на коллегии Министерства транспорта и связи.

Именно закрепление за государственными пока портами земли, постепенное выделение из их структуры частных операторов, отвечающих за погрузку и перегрузку грузов, являются сегодня наиболее вероятным путем реформирования портов. Первый опыт уже наработан: так, Одесский морской торговый порт до 2008 года намерен привлечь инвестиций на общую сумму около 1,5 млрд. Сейчас изучается восемь инвестиционных проектов, один из которых — строительство новой площадки для перевалки сыпучих грузов. Один из инвесторов этого проекта — немецкая компания "Топфер", которая сейчас является собственником "Укрэлеваторпрома", расположенного на одном из причалов Одесского порта.

Профсоюзы против ликвидации

Кроме изменения стратегии работы портового хозяйства, властям необходимо завершить и демонтаж старой системы — ликвидировать объединение "Укрморпорт". По словам экс-директора "Укрморречфлота" Игоря Горобца, департаменту необходимо определить государственное предприятие для передачи ему на баланс собственности "Укрморпорта". Он также отметил, что сейчас работает ликвидационная комиссия, и пока еще не определены все объекты собственности, которые принадлежат объединению. После проведения инвентаризации будет принято решение, какому предприятию или группе предприятий могут быть переданы эти объекты. Какая-то часть собственности "Укрморпорта" наверняка перейдет к "Укрморречфлоту".

Еще один спорный вопрос — социальная сфера. Трудовой коллектив ГО "Укрморпорт" не согласен с решением Мин- транссвязи о ликвидации объединения, и на прошлой неделе рабочие отправили открытое письмо первым лицам страны и руководителям транспортной отрасли. Смысл обращения сводится к тому, что ликвидация "Укрморпорта" во многом обусловлена политической и личной заинтересованностью некоторых руководителей портов, но никак не способствует развитию отрасли. Как сообщил "Инвестгазете" председатель профсоюза объединения Сергей Щетинин, трудовой коллектив считает, что ГО "Укрморпорт" нужно сохранить, возможно, реформировав его структуру и функции.

Согласно приказу Минтранссвязи о ликвидации объединения, работники "Укрморпорта" должны быть уволены в соответствии с действующим законодательством. В своем письме трудовой коллектив утверждает, что новые рабочие места им не предлагаются, поэтому отрасль может потерять ценные кадры.

Финансовые результаты работы морских портов, тыс.грн.

Название

Капитальные инвестиции

Доход

Платежи в госбюджет

Чистая прибыль (убытки)

2004 р.

9 міс.
2005 р.

9 міс. 2004 р.

9 міс. 2005 р.

9 міс. 2004 р.

9 міс. 2005 р.

9 міс. 2004 р.

9 міс. 2005 р.

1

Бердянский МТП

10945,2

2526,3

80197,5

72710,4

2342,0

2970,9

2233,8

-2153,1

2

Белгород-Днестровский МТП

3439,6

3348,8

52032,1

55504,7

1633,4

2137,1

2789,7

380,9

3

Днепро-Бугский МТП

376,0

1882,6

25963,0

27672,9

3353,0

6264,1

4275,0

6709,2

4

Евпаторийский МТП

1465,0

585,0

8004,5

13194,4

646,7

1623,6

87,6

568,5

5

Измаильский МТП

7654,0

8488,0

125172,0

154136,1

3109,1

6054,2

1840,5

2234,8

6

Илльичевский МТП

52386,0

36454,0

555978,0

628980,9

40066,5

53232,0

42523,2

36397,7

7

Керченский МТП

23611,0

7721,0

161492,8

128253,8

6061,9

4042,0

2152,6

682,9

8

Мариупольский МТП

76795,0

81659,0

468896,0

519212,8

37492,1

43236,1

35922,2

44620,9

9

Николаевский МТП

35584,0

38059,0

186656,8

221134,9

9562,2

9662,8

7785,9

978,2

10

МТП Южный

87720,0

35800,0

556855,9

594849,5

43321,2

58178,7

55922,4

76952,5

11

Одесский МТП

71612,0

79667,0

543155,0

489713,3

64961,7

76950,1

101010,2

82948,0

12

Ренийский МТП

3498,6

3068,9

43335,1

55110,6

591,8

1229,2

-4062,5

32,2

13

Севастопольский МТП

980,0

2608,0

22216,4

30352,1

1052,9

2280,9

1164,3

1257,4

14

Скадовский МТП

2,7

86,0

2631,5

3526,7

284,6

288,2

-491,7

-193,2

15

СМП Октябрьск

2012,8

1869,6

51102,0

70262,9

1795,5

5448,8

2402,5

3702,4

16

Усть-Дунайський МТП

1995,0

973,0

6925,0

6843,0

122,1

32,3

460,0

-974,0

17

Феодосийский МТП

20566,0

18269,0

160769,0

59429,8

26076,6

1385,3

23118,0

-332,9

18

Херсонский МТП

5648,0

904,0

97797,0

107422,0

5283,8

2213,7

-1860,0

-4736,0

19

Ялтинский МТП

0,0

1763,0

24852,4

31640,7

644,4

1323,9

762,7

160,5

Всего:

406290,9

325732,2

3174032,0

3269951,5

248401,5

278553,9

278036,4

249236,9