Портфели с государственным участием

Фонды коллективных инвестиций получили возможность покупать вдвое больше государственных ценных бумаг и больше денег держать в банках. Верховная Рада приняла поправки к Закону "Об институтах совместного инвестирования (ИСИ)", которые существенно либерализ

Фонды коллективных инвестиций получили возможность покупать вдвое больше государственных ценных бумаг и больше денег держать в банках. Верховная Рада приняла поправки к Закону "Об институтах совместного инвестирования (ИСИ)", которые существенно либерализировали требования к структуре портфелей диверсифицированных инвестфондов

Для публичных инвестиционных фондов принятые поправки в два раза увеличивают допустимую долю в портфеле для госбумаг — с 25 до 50%. При этом инвестфондам разрешили до 40% активов держать на депозитах или в облигациях коммерческих банков. Раньше эта норма не превышала 30%.

Закон по-прежнему жестко ограничивает долю акций украинских эмитентов в портфелях коллективных инвесторов. Их должно быть не более 40%. Правда, эту долю можно увеличить до 50%, но только в том случае, если 40% активов публичного фонда вложено в акции, котирующиеся на торговых площадках.

Участники рынка утверждают, что изменения в закон назрели давно. "В прежних рамках публичным фондам работать было очень сложно", — отмечает директор по развитию бизнеса инвестиционной компании "Он-Лайн Капитал" Михаил Ройко.

С ним согласен аналитик фондовой компании "Инициатива" Олег Логвиненко. Он считает, что принятые поправки в целом должны облегчить работу публичных фондов. Вместе с тем, Логвиненко утверждает, что наибольшую выгоду от этого документа получит Министерство финансов и Национальный банк. "Минфин готовит выпуск облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), а Нацбанк ждет прихода в коммерческие банки "длинных" украинских денег. Не исключено, что именно эти госорганы пролоббировали данный законопроект", — говорит аналитик.

Хотя, по мнению Ройко, от такого лобби пользы будет мало. "Безусловно, Минфин будет рад, если инвестфонды будут покупать ОВГЗ. Однако фонды не будут покупать эти бумаги, если им это не будет выгодно", — утверждает он. Государственные облигации не пользуются особым спросом среди отечественных институциональных инвесторов. Причина — низкая доходность этих бумаг на вторичном рынке — около 7,3-7,8% годовых.

Другие участники рынка считают, что ослабление требований к структуре активов публичных фондов вряд ли существенно повлияет на их доходность. "Настоящая доходность присутствует только на фондовом рынке, но никак не на банковских депозитах", — говорит генеральный директор компании по управлению активами "Инэко-Инвест" Олег Морква. По его словам, банковский депозит при нынешних процентных ставках позволяет в лучшем случае зарабатывать около 15-16% в год на гривневом депозите и до 11% — на валютном. Средняя доходность по долговым бумагам украинских эмитентов находится примерно в таком же диапазоне.

Единственное, что может положительно сказаться на доходности публичных фондов, по мнению участников рынка, это незначительное ослабление требований ко вложению в акции. "Если фондовый рынок будет развиваться динамично, увеличение на 10% доли украинских эмитентов в портфелях публичных ИСИ обязательно приведет к увеличению доходности этих портфелей", — полагает Олег Морква.

Действительно, на рынке акций доходность на порядок выше, но, естественно, выше и риски. Тем более что фондовый рынок пока что не является достаточно ликвидным для таких инвесторов как публичные фонды. Поэтому, как утверждают эксперты, более широкий диапазон внутри структуры активов будет давать компаниям по управлению активами больше возможностей для оптимизации структуры активов инвестфондов в случае неблагоприятных условий на фондовом рынке.

Сегодня публичные фонды в Украине находятся в самом зачаточном состоянии. По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, из 221 зарегистрированных ИСИ действуют четыре открытых и 19 интервальных, а также несколько закрытых диверсифицированных фондов. Общая рыночная стоимость активов открытых и интервальных диверсифицированных фондов при самых оптимистических оценках не превышает $150 млн. Для сравнения, в публичных фондах России сосредоточенно около $1 млрд., что составляет лишь 0,13% от ВВП. В Германии — стране, ориентированной на банковские вклады, со слабо развитыми паевыми фондами — стоимость чистых активов составляет 6% от ВВП. В Италии — 9%, во Франции — 48%, в США — более 50%.

Однако, несмотря на незначительную капитализацию украинского рынка, перспективы совместного инвестирования уже через 2-3 года при стабильной экономической и политической ситуации в стране, просто огромные, утверждают эксперты. "Даже в такой непростой 2005 год компании по управлению активами публичных ИСИ заработали для участников своих фондов на фондовом рынке Украины от 30 до 100%, что на порядки выше, чем максимальные годовые ставки украинских банковских депозитов", — говорит Олег Морква. По его мнению, новые требования для публичных фондов могут значительно повысить популярность этих ИСИ среди инвесторов.

Впрочем, несмотря на смягчения условий для работы инвестфондов, украинское законодательство по-прежнему крепко связывает руки отечественным компаниям по управлению активами. В той же России для публичных инвестфондов фактически отсутствуют ограничения по наполнению своих портфелей теми или иными ценными бумагами. Доля акций или облигаций российских компаний может достигать 100% всех активов публичного инвестиционного фонда. Таким образом, управляющая компания сама определяет наиболее доходный инструмент для конкретного инвестиционного фонда, а уже непосредственно инвесторы определяют, какой именно инвестиционной фонд выбрать — ориентированный на акции, на облигации или сбалансированный.