Последнее китайское предупреждение

Если через шесть месяцев Китай не откажется от фиксированного курса своей национальной валюты, США введет жесткие санкции на весь китайский импорт. В Пекине считают такую постановку вопроса абсурдной

Если через шесть месяцев Китай не откажется от фиксированного курса своей национальной валюты, США введет жесткие санкции на весь китайский импорт. В Пекине считают такую постановку вопроса абсурдной

Государственное казначейство США в своем полугодовом отчете Конгрессу относительно обменных курсов и торговли резко осудило Китай за манипуляции с реальным отношением юаня к доллару. Кроме того, президент США Джордж Буш заявил, что Китай не выполняет обязательства по открытию рынка и устранению существующих барьеров для американских товаров и услуг, данные Пекином при подаче в конце 2001 года официальной заявки на вступление во Всемирную торговую организацию.

Китай с конца 1990-х годов держит фиксированный курс 8,28 юаня за доллар. Американские экономисты утверждают, что Китай недооценивает свою валюту на целых 40%. Такое положение вещей привело к необычайно низкой стоимости китайской продукции и сокращению 2,7 млн. рабочих мест на американских предприятиях. Согласно существующему с 1988 года закону, Министерство финансов США обязано анализировать обменные курсы валют стран мира и возможные манипуляции во избежание получения незаконных торговых преимуществ. Данное положение предполагает санкции, которые могут быть применены к странам, уличенным в нарушениях. В связи с этим Конгресс США предупредил КНР, что если в течение полугода правительство Поднебесной не сделает решительных шагов в сторону урегулирования валютного курса, то Пекину грозят серьезные санкции в виде 27,5%-ной наценки на весь китайский импорт в США.

Китай не отвергает возможности проведения валютной реформы, однако лишь после того, как будут завершены реформы финансовой и банковский систем страны. Кроме того, глава китайского центробанка подчеркнул, что движение в сторону более гибкого курса юаня будет постепенным, то есть о единовременной ревальвации речь не идет. Представители казначейства США приводят собственные аргументы в пользу гибкого рыночного курса юаня. Они считают, что свободная торговля и распоряжение капиталом лучше подходят для китайской экономики. Многие китайские экономисты и официальные лица также поддерживают введение более гибкого валютного курса юаня, главным образом из-за того, что, по их мнению, привязка юаня к доллару лишает правительство возможности проведения независимой монетарной политики.

Валютный шантаж

Суть сложившейся проблемной ситуации заключается в том, что юань — не конвертируемая валюта. Стоимость большинства валют мира определяется производительностью труда, приростом ВВП, торговым балансом, учетными ставками и инфляцией. Стоимость юаня устанавливается искусственно китайскими властями, которые усиленно пользуются неконвертируемостью юаня.

Подобное поведение китайских властей негативно сказывается на экономике Соединенных Штатов. Китай в настоящее время является третьим по значимости торговым партнером США и пятым по величине экспортным рынком для американцев. В течение 2004 года американские фирмы инвестировали в Китай более $48 млрд. Несмотря на это, в 2004 финансовом году дефицит торгового баланса США достиг максимального за всю историю значения — $617,7 млрд., при этом наиболее значительно рос дефицит торговли с Китаем — $162 млрд., или 25% от общего внешнеторгового дефицита США.

Кроме увеличения торгового дефицита, в Америке начала расти безработица. Китайская рабочая сила стоит очень дешево — средняя зарплата в стране составляет около $80 в месяц при шестидневной рабочей неделе, при этом о пенсионных выплатах или выплатах по болезни нет и речи. Все это очень привлекательно для размещения предприятий, в том числе и американских, на территории КНР. То есть фактически, размещая производство на территории Китая, американские предприятия тем самым отбирают рабочие места у живущих в Америке граждан. Но в то же время решение Китая о ревальвации ударит в первую очередь по иностранным инвесторам, которые лишатся своих доходов, что приведет к оттоку капитала из страны.

Некоторые экономисты полагают, что ревальвация юаня приведет к уменьшению темпов роста экономики Китая. В сущности, вся китайская экономика держится на заниженной стоимости национальной валюты. Проведение ревальвации является сильным дестабилизирующим фактором для стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, снижая экспорт в первую очередь из Японии и Южной Кореи. Поэтому Китай находится в очень неплохом положении — у него есть возможность "давить" как на своих азиатских соседей, угрожая ревальвацией, так и на мировое сообщество, выторговывая для себя те или иные привилегии в обмен на переоценку юаня.

Китай, скорее всего, попросит от мирового сообщества что-нибудь взамен, например, участие в "большой семерке" или пакт о военном сотрудничестве. Тем не менее, китайцы могут пойти на компромисс. Не обязательно давать юаню вырасти сразу на предполагаемые 50%, что неминуемо приведет к дефолту. Ведь можно установить для него коридор (по разным оценкам, от 3 до 10%) и позволить паре юань/доллар "плавать" в его пределах. Тем более что это технически самый простой способ решения проблемы. Таким образом, если китайцы уступят США и мировому сообществу и пойдут на переоценку юаня в большую сторону, от этого выиграют все, кроме китайцев.