НБУ курс:

USD

41,36

+0,04

EUR

46,01

+0,21

Наличный курс:

USD

41,60

41,50

EUR

46,15

46,00

Последний преторианец

Для Олега Дубины работа в должности президента НАК "Энергетическая компания Украины" станет главным испытанием в его политической и менеджерской карьере. Впервые в своей жизни он получил возможность стать "человеком №1" в одной из базовых отраслей экономи
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Для Олега Дубины работа в должности президента НАК "Энергетическая компания Украины" станет главным испытанием в его политической и менеджерской карьере. Впервые в своей жизни он получил возможность стать "человеком №1" в одной из базовых отраслей экономики в масштабах всей страны. Побывать "по отдельности" в каждой из этих ипостасей Дубина уже успел — он был "человеком №1" на "Криворожстали" и Алчевском меткомбинате и работал на общегосударственном уровне в должностях вице-премьера и заместителя секретаря СНБОУ

Каким должен быть руководитель НАК "Энергетическая компания Украины" (ЭКУ), чтобы компания реально заработала, а не стала очередным неудачным прецедентом "реформирования энергосектора", которых в истории отечественного ТЭКа и так более чем достаточно? Жестким и волевым, как Игорь Бакай, сумевший в 1998-м практически с "нуля" собрать в единую компанию разрозненные предприятия нефтегазового сектора, преодолевая сопротивление недовольных чиновников и бизнесменов. Последовательным и целеустремленным, как Юрий Бойко, который в самые сжатые сроки (2002 — 2003 гг.) наладил порядок в финансах "Нефтегаза" и отсек от "газового пирога" множество посредников. Наконец, лично преданным Леониду Кучме, как… Олег Дубина, чья причастность к ближайшему президентскому окружению никогда и никем не оспаривалась. Последний фактор является, пожалуй, определяющим, поскольку попадание "не в те руки" около 20 млрд. грн. (прогнозируемый оборот ЭКУ) чревато самыми непредсказуемыми политическими последствиями. Особенно на фоне грядущих в стране выборов Президента, хотя объяснять все только этим фактором будет явно необъективно. "Прямая связь" Президента и руководителя мегамонополиста в данном случае является основой для выстраивания взаимоотношений между властью и крупным бизнесом, которая сложилась в стране в последнее время. "Укрзализныця", НАК "Нефтегаз Украины", НАЭК "Энергоатом", а в ближайшем будущем и "Энергокомпания Украины" — оборот каждой из этих компаний составляет миллиарды долларов, однако даже не это главное. Руководители упомянутых холдингов, в первую очередь, являются "людьми Леонида Кучмы" и дают ему очень мощные "рычаги влияния" на деятельность крупнейших бизнес-групп. Взамен топ-менеджеры компаний-монополистов получают защиту Президента и возможность проводить самостоятельную политику, мало зависящую от профильных министерств. Престиж и влияние министерского портфеля на этом фоне существенно не меркнет. Наверное, по этой причине последние кадровые рокировки в Кабмине в бизнес-среде практически напрямую связывали с интересами отдельных бизнес-групп. Например, министра промышленной политики Александра Неустроева считают креатурой Виктора Пинчука, а должность вице-премьера отдали "донецкому" Андрею Клюеву. Леонид Кучма в "дележе портфелей" занимал излюбленную позицию — арбитра, что вполне объяснимо. При наличии верных "преторианцев" "у руля" крупных госхолдингов-монополистов, потребность в самостоятельных министрах существенно нивелируется по мере того, как нивелируются и их возможности влиять на финансовые потоки и бизнес в стране в целом. Насколько успешной будет деятельность Олега Дубины "у руля" вновь созданной компании — пока судить рано. Личного опыта управленческой деятельности ему не занимать, как и связей в коридорах власти. Даже если не принимать во внимание протекцию Президента, уже этих факторов вполне достаточно для того, чтобы создание ЭКУ не было "спущено на тормозах" в Кабмине, Минтопэнерго, Фонде госимущества и других органах власти, задействованных в этом процессе. Однако создать мегахолдинг — это только полдела. Главное — найти возможности влиять на энергокомпании, которые войдут в его состав. Минтопэнерго, в управлении которого находились госпакеты акций облэнерго и генерации, решить эту проблему было явно не под силу. Ключевые роли в управлении энергокомпаниями играли менедж-мент, частные акционеры и кредиторы. С высокой степенью вероятности можно предположить, что от появления нового "центра управления" они вряд ли будут в восторге. Заставить их "поделиться" частью полномочий и денежных потоков — главная задача президента ЭКУ на начальном этапе работы компании.