Постатейная фальсификация

В прошлый понедельник оппозиционная тройка фракций — БЮТ, СПУ и КПУ — заявила о фальсификации целого ряда бюджетных статей, в окончательной редакции документа несколько отличавшихся от текста законопроекта, который голосовался парламентом в третьем чтении
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Несмотря на то, что указанные оппозицией несоответствия быстро объяснились "технической коррекцией" документа в аппарате ВР, из-за несовершенства регламента Верховной Рады почти каждый принимаемый законопроект может таким образом приобрести в какой-то мере иной смысл

3 февраля на совместной пресс-конференции лидеров оппозиции было заявлено, что бюджет-2003 был сфальсифицирован, и на стол Президенту лег уже не тот документ, который был принят парламентом в целом. В частности, замечания оппозиции касались 21-й, 22-й, 23-й, 38-й и некоторых других статей бюджета.
Вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев и глава Бюджетного комитета Петр Порошенко поспешили быстро охладить "сенсацию", объяснив все депутатские замечания спецификой доработки проекта после принятия его в сессионном зале в целом. Так, Петр Порошенко заметил, что его комитет провел анализ тех статей бюджета, о фальсификации которых заявили ряд народных депутатов, и пришел к выводу, что 90% замечаний касались исключительно изменения нумерации статей. В двух случаях были найдены опечатки: при печати были поменяны местами две цифры и возникло несоответствие размером в 30-40 млн. грн. Однако при подсчете общей суммы стало ясно, что арифметически бюджет просто "не сходится", и поэтому эти ошибки не могут быть не исправлены.

Подобные инциденты, которые, по мнению экспертов, на самом деле не так и редки, заставляют лишний раз говорить о необходимости утверждения закона о регламенте Верховной Рады. Этот закон, как и законы о Кабинете Министров или Администрации Президента, относится к одним из самых спорных и проблематичных, а сама процедура регулируется только рядом подзаконных актов.
Сейчас, после того как законопроект проголосован в целом, он направляется в протокольный отдел, где подвергается окончательной текстовой коррекции и юридической проверке, и на этом этапе, когда закон считается принятым, и могут возникнуть "подмены" и "фальсификации". На стол к Президенту, таким образом, законопроект может попасть уже в несколько видоизмененном виде.
Сегодня существуют многочисленные предложения по улучшению процедуры подготовки и рассмотрения законопроектов в стенах парламента. В частности, Валерий Асадчев предлагает, чтобы после последнего чтения любого законопроекта, в том числе и бюджета, документ не голосовался в целом, а передавался на окончательный редакционный и юридический контроль. И только после этого законопроект вновь вносился бы в парламент и голосовался уже без каких-либо изменений в целом, а потом сразу же подписывался главой Верховной Рады в присутствии всего депутатского корпуса.
Однако в этом случае у фракций и отдельных депутатов появится прекрасная возможность саботировать работу парламента. Для этого им будет достаточно проголосовать за принятие закона во всех чтениях, однако не поддержать закон в целом. В этом случае законопроект обречен на прохождение через парламентское "чистилище" вновь с самого начала.

Комментарии

Петр СИМОНЕНКО, народный депутат Украины, глава фракции КПУ:
— Мы утверждаем, что фальсификация была, а на каком этапе — сказать трудно. Мы с тревогой сообщили о фальсификации главного финансового документа страны, поскольку речь идет о подмене некоторых цифр.

Петр ПОРОШЕНКО, народный депутат Украины, глава Бюджетного комитета:
— Я думаю, что этот инцидент уже исчерпан, и все получат необходимые разъяснения. Однако попытки "раскрутить" эту тему мы видим со стороны совсем других фракций.

Леонид КРАВЧУК, народный депутат Украины, глава фракции СДПУ(о):
— Я думаю, что это полное отсутствие парламентской дисциплины, и сейчас уже нет доверия ко всему бюджету, нет доверия ко всем законам, которые мы принимаем, а потом они приобретают иной смысл.