НБУ курс:

USD

42,17

--0,09

EUR

43,32

--0,21

Наличный курс:

USD

42,60

42,55

EUR

44,05

43,85

Постатейная фальсификация

В прошлый понедельник оппозиционная тройка фракций — БЮТ, СПУ и КПУ — заявила о фальсификации целого ряда бюджетных статей, в окончательной редакции документа несколько отличавшихся от текста законопроекта, который голосовался парламентом в третьем чтении

Несмотря на то, что указанные оппозицией несоответствия быстро объяснились "технической коррекцией" документа в аппарате ВР, из-за несовершенства регламента Верховной Рады почти каждый принимаемый законопроект может таким образом приобрести в какой-то мере иной смысл

3 февраля на совместной пресс-конференции лидеров оппозиции было заявлено, что бюджет-2003 был сфальсифицирован, и на стол Президенту лег уже не тот документ, который был принят парламентом в целом. В частности, замечания оппозиции касались 21-й, 22-й, 23-й, 38-й и некоторых других статей бюджета.
Вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев и глава Бюджетного комитета Петр Порошенко поспешили быстро охладить "сенсацию", объяснив все депутатские замечания спецификой доработки проекта после принятия его в сессионном зале в целом. Так, Петр Порошенко заметил, что его комитет провел анализ тех статей бюджета, о фальсификации которых заявили ряд народных депутатов, и пришел к выводу, что 90% замечаний касались исключительно изменения нумерации статей. В двух случаях были найдены опечатки: при печати были поменяны местами две цифры и возникло несоответствие размером в 30-40 млн. грн. Однако при подсчете общей суммы стало ясно, что арифметически бюджет просто "не сходится", и поэтому эти ошибки не могут быть не исправлены.

Подобные инциденты, которые, по мнению экспертов, на самом деле не так и редки, заставляют лишний раз говорить о необходимости утверждения закона о регламенте Верховной Рады. Этот закон, как и законы о Кабинете Министров или Администрации Президента, относится к одним из самых спорных и проблематичных, а сама процедура регулируется только рядом подзаконных актов.
Сейчас, после того как законопроект проголосован в целом, он направляется в протокольный отдел, где подвергается окончательной текстовой коррекции и юридической проверке, и на этом этапе, когда закон считается принятым, и могут возникнуть "подмены" и "фальсификации". На стол к Президенту, таким образом, законопроект может попасть уже в несколько видоизмененном виде.
Сегодня существуют многочисленные предложения по улучшению процедуры подготовки и рассмотрения законопроектов в стенах парламента. В частности, Валерий Асадчев предлагает, чтобы после последнего чтения любого законопроекта, в том числе и бюджета, документ не голосовался в целом, а передавался на окончательный редакционный и юридический контроль. И только после этого законопроект вновь вносился бы в парламент и голосовался уже без каких-либо изменений в целом, а потом сразу же подписывался главой Верховной Рады в присутствии всего депутатского корпуса.
Однако в этом случае у фракций и отдельных депутатов появится прекрасная возможность саботировать работу парламента. Для этого им будет достаточно проголосовать за принятие закона во всех чтениях, однако не поддержать закон в целом. В этом случае законопроект обречен на прохождение через парламентское "чистилище" вновь с самого начала.

Комментарии

Петр СИМОНЕНКО, народный депутат Украины, глава фракции КПУ:
— Мы утверждаем, что фальсификация была, а на каком этапе — сказать трудно. Мы с тревогой сообщили о фальсификации главного финансового документа страны, поскольку речь идет о подмене некоторых цифр.

Петр ПОРОШЕНКО, народный депутат Украины, глава Бюджетного комитета:
— Я думаю, что этот инцидент уже исчерпан, и все получат необходимые разъяснения. Однако попытки "раскрутить" эту тему мы видим со стороны совсем других фракций.

Леонид КРАВЧУК, народный депутат Украины, глава фракции СДПУ(о):
— Я думаю, что это полное отсутствие парламентской дисциплины, и сейчас уже нет доверия ко всему бюджету, нет доверия ко всем законам, которые мы принимаем, а потом они приобретают иной смысл.