Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Потери при перевозе

Крупным легальным автоперевозчикам предстоит перераспределить между собой $470 млн. — таковы оценки трети этого рынка, которая сейчас находится в тени. С началом действия обновленного закона об автотранспорте, подписанного президентом Украины, мелкие неле

Крупным легальным автоперевозчикам предстоит перераспределить между собой $470 млн. — таковы оценки трети этого рынка, которая сейчас находится в тени. С началом действия обновленного закона об автотранспорте, подписанного президентом Украины, мелкие нелегальные перевозчики скорее всего не выживут, кроме разве что отдельных, самых сильных, которые, чтоб не потерять свой бизнес, уже начинают работать "по-белому"

В конце марта президент подписал закон о внесении изменений к Закону "Об автомобильном транспорте". Теперь все желающие заниматься перевозками должны пройти жесткое лицензирование и обеспечить достойное техническое состояние своих парков. Автоперевозчиков ждет сильная конкуренция.

Рынок автоперевозок покинут часть участников, действующих нелегально — они не смогут пройти обязательные нормы лицензирования. В то же время крупнейшие игроки закрепят свои позиции и увеличат доли рынка — они смогут перераспределить между собой освободившуюся от нелегалов долю в 30% рынка — $470 млн. в год.

Жесткий отсев

Новый закон фактически отстаивает интересы легальных операторов. Они, к слову, ранее уже инициировали и другие способы борьбы с менее щепетильными в отношении соблюдения закона коллегами. По словам Виталия Ревы, президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, "ассоциация инициировала создание Глававтотрансинспекции (ГАТИ), как это происходит во всех цивилизованных странах Европы и СНГ". Но эффективностью работы органа она недовольна. "За год своего существования ГАТИ оштрафовала нелегальных перевозчиков на сумму около

3 млн. грн.", — рассказал Рева. То есть пока содержание этого органа обходится государству дороже, чем доходы от его работы (в госбюджете на работу этой службы выделено около 20 млн. грн.).

Теперь легальные транспортные операторы уповают на помощь изменений к закону в борьбе с нелегалами. По информации г-на Ревы, нелегальные такси в Киеве занимают около 50% рынка, автобусы — 8-10%, потому что здесь ситуацию государство контролирует в большей степени. "Из-за нелегальных таксистов в целом по Украине бюджет страны ежегодно не досчитывается около 2 млрд. грн.", — сообщает Рева. Потери госбюджета от нелегальных автобусных перевозок подсчитать труднее, статистика объема пассажироперевозок не ведется.

По самостоятельным подсчетам ВААП, которая исходила из количества перевезенных пассажиров (3,8 млрд.), объема пассажирокилометров с учетом тарифов (52,784 млрд.), рынок автоперевозок оценивается в $1,2 млрд.

Некоторых крупных нелегалов закон подтолкнет к выходу из тени. "На маршруте "Ривне — Киев" несколько лет работала нелегальная компания "Шалена черепаха". У них было около 30 машин, работали они на заказ и заработали много денег, исчисляемых миллионами гривен. Сейчас они, зная, что формы перевозки "на заказ" не будет, официально заявились, прошли тендер и получили право официально работать на этом маршруте. Аналогичная ситуация произошла на маршруте "Киев — Черкассы": два из трех нелегальных перевозчиков прошли тендер. Многие будут пробиваться на тендер — уже сегодня предложения превышают спрос. Но требования строгие: автобусы вместимостью до 18 мест тендерный комитет на расстояния более 200 км не пускает", — рассказывает Рева.

Выход — укрупняться

Принятие изменений к Закону "Об автомобильном транспорте" может привести к исчезновению с рынка мелких компаний, которые не выдержат конкуренции, а их место займут более крупные. Кстати, это распространенная во всем мире практика. К примеру, на всю Швецию имеется три транспортных оператора, в польском городе Лодзь — один. Эти операторы объединяют в себе всех транспортных перевозчиков. В развивающихся странах — Южной Корее, Бразилии, Перу, Колумбии — сейчас происходит бум перевозок. Там на крупный город приходится 1-3 транспортные компании. Евразийский комитет Международного содружества общественного транспорта (в него входят 82 государства), вице-президентом которого является г-н Рева, приветствует укрупнение операторов. Поскольку крупному оператору легче обеспечить полноценное развитие, замену подвижного состава, безопасность автоперевозок.

Если в 1990 году в Украине было около 900 транспортных операторов, то сегодня, по подсчетам ВААП, — около 70 тыс., из них легальных — около 48-50 тыс. Исходя из объемов легального рынка в $1,2 млрд., нелегальный рынок оценивается в $470 млн. в год.

Крупнейшими лицензированными компаниями по пассажирским автоперевозкам, работающими на регулярных маршрутах, являются "Автолюкс" (Киев), "Гюнсел" (Киев), ВАТ "Мариуполь-авто", АТ "Герц" (Харьков) "Частный предприниматель Гаджиев" (Николаев), "Фундамент" (Крым), ВАТ "Черниговавтосервис", ВАТ АТП 11205 (Днепропетровск). При этом в Украине сегодня функционируют 4-5 компаний с иностранным капиталом. Например, компания "Автолюкс" работает на сирийском капитале, "Гюнсел" — на турецком. У них совершенно иной подвижной состав.

Борьба за контроль

Обновленный закон об автотранспорте дает возможность побороться за еще одну нишу, куда рыночные принципы до этого не проникали, — проведение техосмотра автомобилей.

В законе предусмотрена возможность передачи права проведения гостехосмотра субъектам хозяйствования. Вероятнее всего, на это будут претендовать частные СТО. Объем данного рынка эксперты оценивают в $300 млн. ежегодно, хотя министр внутренних дел Луценко публично заявлял, что ежегодно ГАИ вносит на содержание милиции за счет техосмотра порядка $600 млн. Однако еще не известно, кто будет определять, кто из желающих достоин проводить техосмотры.

Анатолий Редзюк, директор госпредприятия "ГосавтотрансНИИпроект", считает, что единого органа, выдающего разрешения СТО на техосмотр, не будет, его намерена выдавать совместная комиссия МВД и Минтранс. "Это будет объективно и поможет избежать коррупции", — считает он.