Правдами и неправдами

Если для Нацбанка капитализация банковской системы является стратегическим приоритетом, то для отдельных банков это — не более чем очередная головная боль. Поскольку выполнение нормативов по капиталу наиболее затратно по сравнению с другими, реализуется о

Если для Нацбанка капитализация банковской системы является стратегическим приоритетом, то для отдельных банков это — не более чем очередная головная боль. Поскольку выполнение нормативов по капиталу наиболее затратно по сравнению с другими, реализуется оно иногда не самыми благовидными способами. Хотя и приличных путей капитализации сейчас предостаточно

Вдохновляемые усилиями НБУ по капитализации банков, новостные ленты пестрят сообщениями о намерениях банков наращивать свои капиталы. Каждую неделю обнародуется как минимум 3—4 таких плана. За январь — май суммарный регулятивный капитал банковской системы вырос на 700 млн. грн. (11,6%) и достиг примерно 8,8 млрд. грн. Относительный рекорд в банковской системе принадлежит "Перкомбанку", который увеличил свой уставник более чем в шесть раз (с 15 до 100 млн. грн.). По прогнозам Ассоциации украинских банков (АУБ), в этом году капитал банковской системы вполне может вырасти раза в полтора (как того хочет Нацбанк), что позволит увеличить кредитование предприятий и населения на 50 млрд. грн. Каким образом произойдет эта капитализация — уже другой вопрос.
Поскольку платить налоги в Украине не очень принято (по статистике, половина предприятий убыточны, что является экономическим нонсенсом), найти "чистую" сумму проблематично — что видно и по составу акционеров большинства банков. Пакет, скажем, на 90% требует чистого капитала на эту сумму, что практически собрать сложно, отмечает глава наблюдательного совета банка "НРБ-Украина" Вячеслав Юткин. Сумма должна быть получена в виде прибыли, очищена от налогов, пройти все проверки. Нелегко найти компанию, у которой может образоваться такая прибыль. В том числе и по этой причине акции многих банков распылены по нескольким компаниям, полагает Юткин. Обычно привлекаются 3—4 акционера, между которыми уже потом можно осуществлять переброски. Это может вылезть боком: на дальнейшую капитализацию также нужны деньги. По словам главы правления банка "Финансы и кредит" Владимира Хлывнюка, не у всех собственников они есть в нужный момент, а идти на уменьшение доли в банке готовы не все. К примеру, если акционер имеет задолженность перед бюджетом, проводить капитализацию он не может. Именно по этой причине в свое время задерживалось наращивание капитала "Финансы и кредит" и других банков, частью акций которых владел "Нафтогаз Украины".
Однако иногда ситуация складывается так, что сроки выполнения нормативов поджимают. Тогда все же приходится идти на изменение долей (вплоть до привлечения новых собственников), хотя иногда это осуществляется и умышленно (что можно трактовать как своего рода продажу). Например, "Брокбизнесбанк" и "Надра", обнародовав планы удвоить капитал, огласили, что подписка будет идти в два этапа, причем во втором могут принять участие не только нынешние акционеры. Президент ВАБанка Сергей Максимов, объявляя о намерении банка капитализироваться, допускал увеличение доли иностранных инвесторов максимум до 50% (сейчас им принадлежит около 40% акций). Формально проблемы перераспределения лишены только банки в виде ЗАО (таких в Украине — 43). В этом случае акции допэмиссии распределяются только между действующими акционерами пропорционально их долям. Правда, если не у всех акционеров есть деньги, капитализация становится в принципе невозможной. Впрочем, сейчас НБУ рассматривает возможность "насильной" реорганизации "закрытых" банков в ОАО.
Одним из дополнительных инструментов привлечения капитала являются привилегированные акции. Пока что они использовались только один раз, причем совсем недавно, в ходе увеличения капитала банка "Аваль". "Банк создал прецедент выпуска нового инструмента — привилегированных акций — исключительно для поддержания действующих (в первую очередь мелких) акционеров путем выплаты гарантированной прибыли в виде фиксированных дивидендов в размере 14%", — отметил первый заместитель председателя правления банка Иван Волошко. Возможно, вскоре выпуск таких акций станет более распространенным — если Рада примет разработанный в АУБ законопроект. Он предусматривает, что при расчете существенного участия (более 10%) не учитываются приобретенные участником привилегированные акции, которые не дают ему права на управление банком.
А недавно Нацбанк упростил использование еще одного механизма капитализации. Речь о субординированном долге: все же лучше дать инвесторам возможность вложить средства в банковскую систему хотя бы временно, если в долгосрочных перспективах рынка они пока не уверены. Что характерно: на данный момент этим долгом пользовались преимущественно иностранные банки, у которых вполне достаточно ресурсов и для "настоящей" капитализации. Сейчас же, когда Нацбанк установил приемлемые максимальные ставки по субординированному долгу (10% в долларах и 12% в гривнях), популярность этого механизма должна повыситься. Кроме того, НБУ разрешил выпускать для этих целей облигации с ограниченным кругом обращения. По прогнозам президента АУБ Александра Сугоняко, в этом году посредством субдолга банки могут привлечь 1,5—2 млрд. грн. Правда, реальных прецедентов привлечения субординированного долга по новым правилам пока не последовало.
Есть, правда, и другие пути капитализации. В частности, это переоценка и внесение в уставный капитал различных активов (имущества, зданий), не являющихся деньгами. Сейчас это допускается в качестве исключения, хотя на стадии формирования используется весьма активно. Правда, в последнее время НБУ ужесточал порядок оценки и намерен продолжать в том же духе. Так, предполагается, что банки смогут учитывать переоценку основных средств в регулятивном капитале банка лишь по итогам аудита. Второй, и наиболее распространенный (90%) путь — это внесение акционерами денег с последующим их извлечением любыми методами. "Акционеры дают менеджменту оболочку, а те уже занимаются поиском ресурсов, но и темпы развития такого банка будут соответствующими, — говорит Юткин. — Минимум половина банков прошли через это". Иными словами, пока отсутствует уверенность в необходимости долгосрочных вложений — деньги не пойдут. Ужесточение порядка Нацбанком — как то запрет вводить в капитал средства, полученные в кредит или под залог — "прикрывает" лишь отдельные схемы.

Минимальный размер регулятивного капитала банков, млн. грн.

Для действующих

Для новых (возраст, лет)

с 1.05.2004

с 31.12.2004

<1

1-2

2-3

3-4

>4

Кооперативный

7,662

8,661

6,662

7,328

7,955

8,944

9,993

Региональный

23,318

26,649

19,987

23,318

26,649

29,980

33,311

Универсальный

36,642

39,973

33,311

36,642

39,973

46,636

53,298