- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕШИЛО РУКАМИ НБУ ПОРЫТЬСЯ В КАРМАНАХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В прошлую пятницу истек последний срок подачи банками полной и развернутой информации о наличии иностранной валюты на собственных валютных счетах некоторых предприятий. Напомним, что к таким действиям комбанки обязал НБУ своей телеграммой. Сама телеграмма достоянием гласности не стала, потому-то и не понятно, каким образом эти самые "некоторые предприятия" определялись
Ярослав Ведмидь, Алена АлЛенова
НоваЯ волна обеспокоенности состоянием возвращения кредитов украинскими предприятиями, взятыми под гарантии правительства началась 21 сентября, когда Кабинет Министров принял постановление "Об обеспечении возмещения расходов государственного бюджета, которые возникли вследствие невыполнения обязательств по иностранным кредитам, полученным под государственные гарантии".
Началу новой акции Кабмина по "вышибанию" долгов положило очередное затворничество директоров, на сей раз, в помещении Кабмина. Валерий Павлович заманил в здание на Грушевского 53 директора, как бы на заседание. Заседание плавно переросло в разборки a-la в Дворце "Украина", и в результате составили список предприятий, по которым комбанки предоставили "полную и развернутую информацию".
Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко, комментируя действия Кабмина отметил, что сумма кредитов, полученных отечественными предприятиями под гарантии правительства, составляет $2,5 млрд. На сегодняшний день из этой суммы выплачено в счет погашения долгов $886 млн., в том числе из государственного бюд-жета — $734 млн., или 82%. С начала года на выполнение гарантийных и кредитных обязательств по иностранным экспортным кредитам государством было оплачено $243,5 млн. и только $6 млн. (т.е. 2,5%) удалось выбить из предприятий. Да и то, путем безакцептного взыскания задолженностей со счетов должников или проведения зачета встречных требований. Причем, если в прошлом году на ее погашение ежемесячно поступало порядка $2,5 млн., (менее 5% необходимого), то в нынешнем эта цифра не дотягивает и до 750 тысяч. — А сумма задолженности предприятий перед государством увеличилась на 50%
Более того, как отметил Валерий Пустовойтенко — "до конца текущего года украинские предприятия должны выплатить по кредитам около $150 млн.
В начале года уже была попытка как-то решить вопрос с должниками по кредитам. Тогда правительство постановило начать дела по банкротству большинства предприятий, у остальных предприятий предполагалось отчуждать имущество, другими словами, возвращать их в лоно государства. Но что-то помешало Кабмину довести дело до конца.
Сдай клиента
и свободен. Пока…
Сразу после окончания совещания начались организационные меры. Первым, как всегда, среагировал Нацбанк. Уже 25 сентября он направил телеграмму НБУ №13-209/2260-6813 согласно чему коммерческие банки до прошлой пятницы обязаны представить "полную и развернутую информацию о наличии иностранной валюты на собственных валютных счетах" по состоянию на 1 октября. В список вошли участники исторического совещания — 53 крупнейших должника. Кстати, среди них оказался директор столь близкого нынешнему Президенту ПО "Южмаш", и не менее родная для спикера парламента аграрная ассоциация "Земля и люди",
В почетном ряду оказалось немало и днепропетровских предприятий, причем не только ГОК-ов, но и милая сердцу незабвенного Павла Ивановича агрофирма "Наукова".
Первой реакцией банков был легкий шок. Предстояло выбирать, с кем именно предпочтительнее ссориться — с НБУ или с клиентом. Причем особенно любопытно то, что некоторые опрошенные банки и сами участвовали в разработке схем по использованию валюты предприятий. Сначала банки продемонстрировали сдержанное недоумение. Например, начальник юридического управления банка "Аваль" считает, что в телеграмме отсутствуют основания предоставления таких данных и банки, естественно, будут действовать в интересах своих клиентов. Согласно статье 52 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", банки не обязаны раскрывать такую информацию без санкции правоохранительных органов, и банки, вероятно, не примут без нее эту телеграмму к исполнению. Впрочем, за санкцией дело, похоже, не станет. Премьер сразу,по ходу упомянутого совещания,поручил соответствующим органам направить документы по предприятиям, в Генеральную прокуратуру для возбуждения уголовных дел.
А прокурор
сидел в углу…
Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько уже заявил, что прокуратура возбудит уголовные дела в отношении должностных лиц, "проявивших халатность при исполнении своих должностных обязанностей". Причем он утверждает, что будет принципиально относиться к этому вопросу — "я гарантирую вам, что виновные будут привлекаться к ответственности — и материальной, и уголовной". Кстати, некоторые крупнейшие должники не приехали на совещание и премьер поручал обеспечить встречу с ними с помощью Министерства внутренних дел.
Так что ожидание дополнительных разъяснений из Нацбанка "относительно оснований для предоставления таких данных" вряд ли сильно замедлит дело.
Тем более, и самому НБУ небезинтересно, сколько денег на счетах предприятий. и если окажется, что премьер прав, "деньги на счетах должников есть", то они перекочуют к государству в уплату задолженности. С юридической точки зрения возразить будет очень сложно, долги надо платить..
В любом случае, положение банков незавидное. С одной стороны — сейчас не то время чтобы можно было всерьез ссориться с НБУ. После обмена облигаций слишком много банков лишились ожидаемой выручки и отчаянно нуждаются в кредитах НБУ. Тем, у кого положение получше, тоже не помешало бы , чтоб именно их заявки на покупку валюты удовлетворялись на УМВБ в первую очередь… С другой стороны, именно в этих условиях перевод своего счета обиженным крупным клиентом особенно неприятен.
Так что банкам остается только держаться до последнего, мило улыбаясь обеим сторонам. В то же время "очистить счета" за эти несколько выигранных дней вряд ли удастся. Валютный рынок под жестким контролем, Национальный банк Украины постоянно декларирует готовность повысить прозрачность банковской системы, сделав ее более открытой. Тем более, что по коридорам Нацбанка уже ходит проект об обязательной продаже остатков на валютных счетах. Пойти сейчас на "серую" схему конвертации валюты для банка слишком уж похоже на самоубийство.
Правда, все эти ужасы произойдут только в том случае, если предприятия наивно держат деньги на своих расчетных счетах. Раньше предприятия подобной глупости, как правило, не допускали, разбрасывая средства по счетам "своих" фирм, держа основной счет девственно чистым. Вопросы оптимизации схем платежей давно и неплохо отработаны, и для того, чтобы их вскрыть, потребуются сложные встречные проверки. Тем более, что речь идет не о последних предприятиях в индустрии. Та же "Криворожсталь" успешно пролоббировала закон о налоговых льготах для себя, любимой. Причем с внушительным большинством голосов народных депутатов. Так что ожесточенное сопротивление гарантировано. Если же учесть, что в настоящий момент она увольняет 10 500 человек, то вытрясти из нее что-либо весьма проблематично. Здесь речь скорее пойдет не о деньгах, а об увеличении доли государства в уставном фонде. Неплохо для правительства, но денег это не даст.
"Кожна доля
єдина, єдина"
Вообще, кредитнаЯ история каждого предприятия из списка телеграммы Нацбанка неповторима и чаще всего несколько трагична.
В романтическую эру независимости Украины была принята программа создания собственного производства ин-сулина и других медикаментов в Украине. Для ее реализации был заключен контракт на покупку немецкого оборудования на сумму DМ 217,8 млн. Реализа-цию проекта производило АО "Биомед". В 1992-1993 годах "Биомед" заключил девять контрактов на DМ 140,3 млн. Поставку оборудования осуществили полностью, но ввиду отсутствия капитальных вложений с украинской стороны на монтаж, что было предусмотрено контрактом, оборудование, за исключением предназначенного для инсулинового производства, установлено не было. Теперь биомедовцы заявляют, что им бы еще несколько миллиончиков (DМ 15млн. на покупку сырья для производства инсулина) подкинуть из госказны, и тогда процесс пойдет, денежки потекут. Но правительство теперь уже научено, и денег не дает, но и свои вернуть шансов, похоже, практически не имеет.
ПодобнаЯ судьба кредитов, выданных под государственные гарантии, на установку линий по производству катанки на Макеевской "Криворожстали", поли-этилена на ОАО "Ориана", томографов на холдинговой компании "Реле и автоматика".
Кстати, об "Ориане". Правительство отдельным постановлением утвердило меры по погашению задолженности АО "Ориана" (DМ46,1 млн.) по кредиту Баварского объединенного банка. Предприятие получило кредит на строительство завода по производству полиэтилена. Калушцы выложились на ценное оборудование и теперь не имеют оборотных средств, так что приходится работать на давальческом сырье. Теперь "Ориана" будет ежемесячно отчислять Баварскому банку $60 с каждой тонны давальческого крекингового сырья, которое намерена поставлять немецкая фирма "Клекнер". "Ориана" одолжила у немцев DM 243,5 млн., и немцам долго придется ожидать свои деньги. Но, как говорится, хорошо уже и то, что хоть что-нибудь удастся возвратить.
Интересна схема, по которой рассчитался по своим кредитам черниговский "Чексил". В 94-м, опять-таки, на закупку технологического оборудования одолжили у тех же немцев DM 19,7 млн. Как отметил заместитель финансового директора АО "Чексил" Роман Огородов, с 1995 года "Чексил" рассчитывается по кредиту. "По состоянию на 1 января 1998 года заплачено DM 7,4 млн., и на 1 июля 1998 года у нас была задолженность перед госбюджетом по кредиту в сумме 2,39 млн. грн.". Менеджерам предприятия удалось договориться с Верховным главнокомандующим Леонидом Кучмой и его правой рукой Валерием Пустовойтенко о погашении очередных платежей по кредиту в счет поставок тканей Главному вещевому управлению тыла ВСУ. Таким образом, к 1-му сентября предприятие рассчиталось по долгам. Но это не помешало Нацбанку включить его в список "должников", чьи счета уже изучаются чиновниками. Очевидно, солдатикам ушанки и шинельки понравились, а Кабмин решил проверить, не завалялось ли у экс-должников валюты.
Больших не трогать, а то обидятся
Новой нетрадиционной мерой Кабмин добивается сразу нескольких целей — во-первых, заставляет предприятия платить. И очевидно кто-нибудь да заплатит.
Вторая задача, достигаемая при помощи этого мероприятия — снижение спроса на гривну. Начало квартала — это время уплаты налогов. С учетом того, что многие из этих предприятий активно формируют спрос на валюту, им вряд ли удастся избежать неприятных вопросов, например, за счет каких именно средств эта самая валюта приобретается. Кстати, если вспомнить, что еще летом Нацбанк подписал соглашение с налоговой инспекцией о взаимном обмене информацией, то положение "раскрытых" клиентов может стать крайне неуютным.
Третьим достижением Кабмина, конечно же, можно считать продолжение волны реприватизации. Правильнее даже будет сказать псевдореприватизации. На прошлой неделе мы писали о том, как ФГИУ текущее решение о разрыве договоров с инвестиционными компаниями, которые не выполнили условия договоров купли-продажи пакетов акций (в том числе инвестиционные обязательства), обернул в бумагу с броским названием "национализация", и поднес этот продукт Кабмину. Генпрокуратура обещает, что подаст иски в арбитражные суды на неплатежеспособные предприятия о признании их банкротами. На практике это вполне увязывается в намеченную волну реприватизации. Или что будет точнее — нового перераздела собственности. Вот только вряд ли кто купит предприятия сейчас. А простой перевод их в госсобственность проблему не решает. Правда, незадолго до выборов ценность приобретает и то, что этой собственностью уже не смогут воспользоваться другие. С этой точки зрения предприятия выбраны не плохо.
И, наконец, четвертое, пожалуй, основное. Предприятиям намекают, что эра "дармовых" гарантий постепенно подходит к концу. Государство выдоили до дна и больше удовлетворять бездонные интересы нашего директората и приближенных фирм к ним оно не в состоянии.
Впрочем, и без этого легко спрогнозировать, что предприятия пострадают не одинаково. Вряд ли, к примеру, банкротство ожидает ОАО "Авто ЗАЗ или ГАК "Хлеб Украины". Но все же показательная порка должна состояться. Хотя бы несколько предприятий из списка должны понести наказание. Тем более, в отличие от совершенно безразмерных первых "посиделок" во Дворце "Украина" теперь дело придется иметь с вполне контролируемым числом должников. Кстати, к некоторым из них еще согласно постановлению КМ от 26 января 1998 "О мерах относительно возмещения затрат государственного бюджета на выполнение гарантийных обязательств КМУ" должны были применить процедуру банкротства. К той же киевской ХК "Реле и автоматика", к примеру. Впрочем, тот факт, что то грозное постановление ни к чему конкретному не привело, может служить наглядной иллюстрацией эффективности подобных мер. Новое постановление внешне менее кровожадно. Той же ассоциации "Земля и люди" так и вовсе просто пальчиком пригрозили и посоветовали сократить сроки расчетов. А вот судьба Северного и Южного ГОКа не столь оптимистична. Их патрон уже не в таком фаворе.
Кстати, мы стали на путь, по которому уже пошла Россия. Там уже создали орган с совершенно ностальгическим названием —ВЧК. Где, как и положено нормальной "чрезвычайке", рассматривают дела "врагов государевых" — крупнейших должников. В отличие от "старой" ЧК, после бесед, их все же не расстреливают, а составляют графики погашения. Т.е. в принципе тем же, чем и занимается в настоящее время Кабмин. И если практика "посиделок под охраной" не окончится, то скоро в здание Кабмина приглашенные директора начнут приходить с раскладушками. Народ у нас терпеливый и с деньгами расстается неохотно.
Сами выбиваемые оценивают результативность подобных мероприятий весьма скептически, тем более, брать по существу особо нечего, "обращение имущества заемщика перед госбюджетом никаких живых денег не принесет. Единственно, кто сразу пострадает — это одесское "Стальканат"— с него собираются стянуть деньги, которые он получит за уголь, поставленный им Минэнерго, полученный от шахтеров за поставленные им канаты. Вот это как раз и характеризует то, как работают наши предприятия. Впрочем, может предложить нашим кредиторам эти самые канаты. Может быть что-то и вытащат, если не деньги, то реформы, например.
Список предприятий, валютные счета которых предполагается выставить на публичное обсуждение в правительстве, состоит из 53 предприятий. Из них нам удалось узнать только 15 — АО "Чексил", ХК "Реле и автоматика". ОАО "АвтоЗАЗ", комбинат "Криворожсталь", Южный ГОК, ПО "Южмаш", концерн "Украгротехсервис", агрофирма "Заря", корпорация "Украгропромбиржа", Украинская аграрная биржа, ассоциация "Земля и люди" , "Укрнефтепродукт", ГАК "Хлеб Украины", объединение "Укрфармация", АО "Укримпекс" и др. Конечно, выборка не позволяет с полной уверенностью говорить обо всем списке, но... Все 15 предприятий из списка являются должниками по кредитам, полученным в разное время под гарантии правительства