Председатель правления Cardinal Resources Plc Роберт БЕНШ: "Если в Украине считают, что месторождения нефти и газа исчерпаны, пусть продадут их иностранцам"

Разработкой недр Украины в последнее время все чаще интересуются иностранные компании. Британская Cardinal Resources Plc активизировала деятельность в Украине, поскольку видит здесь большие перспективы. Руководитель компании Роберт Бенш рассказал "Инвестг

Разработкой недр Украины в последнее время все чаще интересуются иностранные компании. Британская Cardinal Resources Plc активизировала деятельность в Украине, поскольку видит здесь большие перспективы. Руководитель компании Роберт Бенш рассказал "Инвестгазете" о сложностях работы на украинском рынке

- Что на сегодня представляют собой активы компании в Украине?

У Cardinal Resources — три основных проекта в Украине. Компания подписала договор о совместной деятельности в рамках предприятия "УкрКарпатОйл". У нас также несколько лет действует соглашение о СД с "Укрнафтой" на добычу газа на Рудовско-Чернозаводском месторождении. В октябре 2005 года мы приобрели буровую компанию "Рудис" за $14,8 млн. Активы "Рудис" включают три лицензии на разработку месторождений нефти и газа на территории Полтавской области (Северо-Яблуновская, Белоусовско-Чернухинская и Дубровская площади) и 50-процентную долю в договоре о совместной деятельности с компанией "Укргаздобыча".

Сегодня нам принадлежит около 25 скважин. На 15 из них ведется добыча. Есть планы на трех лицензионных площадях проводить бурение от 5 до 10 новых скважин. В перспективе мы предложили "Укрнафте" разработку приблизительно 30-40 новых скважин на Рудовско-Чернозаводском месторождении. По договоренности о СД с "УкрКарпатОйл" по площади Бытков нам утвердили план на бурение еще 12 скважин.

- В Украине бытует мнение, что наши запасы нефти и газа в основном уже сильно истощены, а оставшиеся ресурсы труднодобываемы. Почему иностранные компании считают перспективным вкладывать в нашу добычу?

- Если политики говорят, что запасы Украины исчерпаны, пусть продадут месторождения нам. А Украина говорит о том, что не продает недра иностранцам, потому что это стратегические запасы. И в то же время более 80% нефти и газа Украина импортирует.

Но запасы не являются стратегическими, такой является сама продукция. А для того, чтоб удержать ее на внутреннем рынке, надо обеспечить конкурентные цены. Чтобы поставщики нефти и газа сбывали продукцию в стране, а не экспортировали — вот что важно для Украины.

Что касается запасов на шельфе Черного и Азовского моря — сложно говорить, что их нет. В свое время то же самое говорили о Северном море, Каспийском, о Мексиканском заливе. Нужно дать возможность их изучить. И в случае перспективности дать возможность разрабатывать их. Открыть запасы на шельфе Черного и Азовского морей для инвестиций и сделать всю информацию публичной, как это было сделано с Мексиканским заливом.

Если иностранные инвесторы хотят прийти сюда и заниматься разработкой, вы должны позволить нам это, ведь мы тратим свои деньги. Просто убедитесь, что мы будем сбывать продукцию в пределах страны.

- А готова ли Cardinal Resources продавать добываемые нефть и газ на украинском рынке?

- Да. Цены на нефть здесь сложились привлекательные. Но что касается цен на газ, они пока очень низкие. Правда, мы считаем, что они в ближайшее время вырастут. Конечно, не в 2-3 раза, как хочет "Газпром". Но на 30-50%, мы это закладываем в наши планы.

- Есть ли моменты, осложняющие вашу работу в Украине?

- Должен быть создан четкий, ясный механизм приобретения новых лицензий на аукционе. Нужно, чтобы информация о лицензиях на нефть и газ и уже работающих на скважинах собственниках была доступной. А происходит совсем по-другому — о том, что лицензии были кому-то проданы, становится известно постфактум. Поэтому я думаю, что проблема прозрачности является едва ли не самой важной для Украины в этом процессе.

- Действительно, долгое время в Украине тормозился процесс выдачи лицензий. Но курирующее этот вопрос Министерство охраны окружающей среды уже назначило даты аукционов. Будете ли вы в них участвовать?

- Аукционный процесс до сих пор не публичен. Мы не знаем об этих аукционах и не знаем, где можем получить информацию о выставляемых на них месторождениях. Хотя хотели бы ее изучить. Поэтому пока компания ориентируется на увеличение продуктивности на месторождениях, где у нас уже есть лицензии. За 2-3 года мы планируем увеличить добычу на них в 3-4 раза. Сейчас она на уровне 1 тыс. баррелей в нефтяном эквиваленте. Для этого мы собираемся инвестировать $20-40 млн. в добычу в Украине. Средства пойдут на обустройство новых скважин. Мы видим большой потенциал разработки нефтегазовых месторождений в Украине. Самый лучший способ их извлечь — поставить современное западное оборудование. Это именно то, чего не хватает здесь, в Украине. И лучшим примером для вас является Россия. В 1994 году она производила 6 млн. баррелей в нефтяном эквиваленте в сутки. Сегодня они производят 12 млн. баррелей в нефтяном эквиваленте в сутки. То есть производство увеличилось вдвое за менее чем 10 лет. За это время в России было найдено только одно новое месторождение. Добыча нефти и газа была существенно увеличена из уже существующих скважин — благодаря использованию западных технологий, современного оборудования и западной модели менеджмента.