Председатель правления ЗАО "Агробанк" Павел Николаев: "С приходом сильных западных игроков мы свою стратегию менять не будем"

С появлением в Украине мощного иностранного капитала многие крупные банки будут вынуждены корректировать свои программы развития на следующий год. Как в таких условиях будут действовать небольшие финансовые институты, мы беседуем с председателем правления

С появлением в Украине мощного иностранного капитала многие крупные банки будут вынуждены корректировать свои программы развития на следующий год. Как в таких условиях будут действовать небольшие финансовые институты, мы беседуем с председателем правления ЗАО "Агробанк" Павлом НИКОЛАЕВЫМ

— Павел Васильевич, благодаря чему, по-вашему, региональные банки могут достойно конкурировать в ритейле с системными?

— Конкурентоспособным как в ритейле, так и в корпоративном бизнесе региональный банк делают его гибкость и оперативность. Да, системные и иностранные банки обладают более дешевыми ресурсами и могут предложить клиенту более низкие цены. Но в том, что касается готовности обслужить клиента так, как это удобно последнему, больше преуспели именно небольшие банки.

— Розница считается дорогим бизнесом для любого банка. За счет каких ресурсов небольшие банки развивают ее?

— Если под розницей мы подразумеваем сеть, то дороговизна возникает при ее формировании без учета экономической целесообразности. Мы развиваем сеть исходя из экономического потенциала региона, поэтому все расходы на создание инфраструктуры окупаются.

Если мы говорим о выходе на западный ресурсный рынок, то он влияет на стоимость инфраструктуры опосредованно. Привлекая более дешевые ресурсы, мы и разместим их дешевле, отсюда — рост темпов продаж и как следствие более высокая окупаемость сети.

— Насколько дороже небольшим банкам придется платить по внешним заимствованиям в случае выхода на западный ресурсный рынок?

— Каждая организация, планирующая разместить свои обязательства или получить прямые займы на внешних рынках, проходит индивидуальную оценку. Учитываются страновой риск и надбавки за индивидуальные риски организации. Выход на западный ресурсный рынок в каждом конкретном случае зависит от факторов, включающих качество управления банком, структуру активов, диверсифицированность ресурсной базы и еще ряд параметров, по которым проводят оценку аудиторы и лизинговые компании.

— Как бы вы оценили текущее состояние розницы?

— Розница является сегодня одним из самых динамично развивающихся секторов банковского рынка. Мы наблюдаем бурный рост на рынке ипотеки, автокредитования, товаров народного потребления, в пластиковом бизнесе. Интерес западных финансовых структур к банкам с развитой розницей под тверждает перспективность этого направления. По прогнозам экспертов, в следующем году розница сохранит эту динамику.

— Как изменится стратегия небольших банков после прихода в Украину западных финансовых институтов?

— Думаю, не изменится. Если при изменении внешней конъюнктуры приходится менять стратегию, значит, она плоха. Разрабатывая стратегию, необходимо учитывать глобальные изменения, ожидаемые в ближайшие 2-3 года.

— Как банк намерен решать проблему капитализации?

— Только в 2005 году Агробанк увеличил капитал в 2 раза. В ближайшее время планируется собрание акционеров для очередного увеличения капитала. Инвесторы рассматривают банк как независимый бизнес, и требования к капитализации решаются засчет пополнения основных средств.

— Сегодня на банковском рынке можно наблюдать разнообразные альянсы: от кооперации под временные проекты до слияния в единые структуры. Судя по всему, в ближайший год объединения и поглощения на украинском финансовом рынке станут нормальной практикой. Ведь у небольших банков нет иного способа выжить в условиях укрупнения банковской системы. Какую стратегию развития определил для себя Агробанк?

— У нас есть ресурсы для дальнейшей капитализации банка, самостоятельного расширения сети и развития своего бизнеса. Поэтому 2-3 года Агробанк сможет развиваться без поддержки со стороны.

— Агробанк один из немногих региональных финучреждений решил развивать розничную сеть в столице. Насколько оправданным оказался такой шаг по прошествии года?

— Вполне оправданным. Более того, принято решение в 2006 году продолжать расширение сети в столице. Потенциал Киева и области составляет 40% потенциала страны. Учитывая формат наших отделений, оптимальной является сеть из 5-6 полноформатных отделений.

ЗАО "Агробанк"

Cоздано в 2002 году. Предоставляет полный спектр банковских услуг частным и юридическим лицам. Согласно социсследованиям, входит в тройку лидеров в рейтинге популярности банков, работающих в днепропетровском регионе. По статистике АУБ от 01.11.2005 г., Агробанк занимает 20-ю ступень в рейтинге украинских банков по показателю кредитного портфеля частных лиц, по объему активов банк занимает в рейтинге АУБ 56-ю позицию, и 51-ю — по объему депозитного портфеля частных лиц. По результатам комплексной оценки банков по системе CAMELS, проведенной НБУ, Агробанку присвоен коэффициент "2", что свидетельствует о стабильном финансовом состоянии банка. Оценка по этой системе — лучшая характеристика надежности банка и степени риска работы с ним.