Председатель совета директоров КБ "Дельта" Николай Лагун: "Нишевые банки — очередной этап развития"

Планы по созданию нового банка, ориентированного исключительно на рынок потребительского кредитования, можно назвать амбициозными — учитывая насыщенность рынка и качественный состав его участников, войти в рынок без помощи крупного зарубежного инвестора д

Планы по созданию нового банка, ориентированного исключительно на рынок потребительского кредитования, можно назвать амбициозными — учитывая насыщенность рынка и качественный состав его участников, войти в рынок без помощи крупного зарубежного инвестора довольно сложно. Реализацию подобного проекта намерен осуществить экс-глава казначейства Укрсоцбанка, а ныне председатель совета директоров КБ "Дельта" Николай ЛАГУН

— Почему вы ушли из Укрсоцбанка?

— Почувствовал перспективу в создании и развитии самостоятельного бизнеса.

— Что побудило вас создать свой банк?

— Есть несколько основных причин, которые предопределяли принятие решения о создании банка потребительского кредитования. С одной стороны, опыт стран Восточной Европы и Российской Федерации, путь которых с опозданием в несколько лет повторяет и Украина, наглядно демонстрирует перспективность данной ниши. С другой — рынку требовалось набрать определенный уровень кредитной культуры, чтобы он был готов принять данную услугу. По многим показателям прошедший год был переломным в отношении населения к данной услуге: было выдано порядка $1 млрд. потребительских кредитов. В 2006 году мы ожидаем удвоения рынка.

— Можно ли говорить, что банк "Дельта" создан на средства, полученные вами от Укрсоцбанка?

— Это собственные средства, часть которых была получена в том числе и от продажи акций Укрсоцбанка.

— Как вы оцениваете перспективы создания новых банков "менеджерами с опытом" — людьми, продавшими свой банковский бизнес? Например, достигнет ли банк "Престиж" уровня "Аваля", а банк "Дельта" — уровня "Укрсоца"?

— Создание нишевых финучреждений является очередным этапом развития современного украинского банкинга. Изначально это были госучреждения, затем коммерческие банки с уклоном в корпоративный сектор, универсальные, розничные и теперь — нишевые. Думаю, будущее этих финучреждений весьма перспективно. Конечно, ожидать, что буквально завтра "Дельта" или "Престиж" станут вторым "Авалем", не приходится, однако мы всерьез настроены создать крупный перспективный бизнес и сделать это не за десять-двенадцать лет, а за три-четыре.

— Банк "Дельта" позиционирует себя как розничный банк, специализирующийся на потребительском кредитовании — в секторе, на котором акцентируют свое внимание крупные финансовые институты (ПриватБанк, Societe Generale, Home Credit и др.) с мощной филиальной сетью. Где банк будет брать средства на развитие своей розничной сети? Как вы планируете организовать розничную сеть — самостоятельно или на базе других банков?

— Сейчас развитие сети осуществляется за счет собственного капитала банка. На текущий момент эта цифра составляет 60 млн. грн., но до конца года мы планируем нарастить объем до 350 млн.: достижение и удержание долгосрочного рыночного лидерства, к которому стремится "Дельта", требует крупных инвестиций, и мы к этому готовы. Как уже говорилось, к концу года мы планируем занимать лидирующие позиции по покрытию и выдаче в сегменте, имея не менее 1200 собственных стационарных точек продаж и выдав $200 млн. соответственно. Если же говорить о ресурсной базе банка, то на текущий момент ее источником является капитал акционера. В дальнейшем, по мере роста бизнеса, мы планируем привлекать ресурс с внешних рынков от банков и фондов, кредитующих подобные проекты.

— Насколько конкурентен этот рынок сейчас, и какие факторы будут определять его конкурентность в ближайшем будущем?

— С середины прошлого года конкуренция на рынке начала обостряться, чему способствовала активизация в нише как существующих участников, так и новых банковских учреждений. Тем не менее на существенную долю рынка смогут претендовать лишь те из них, которые, во-первых, наладят физическое присутствие во всех регионах с глубиной проникновения до районных центров, а во-вторых, смогут обеспечить бизнес-процессы технологией, минимизирующей время выдачи кредита. Кроме того, уже наметилась тенденция к внедрению мгновенной кредитной карты, наличие которой в 2007-2008 годах будет определять уровень конкурентоспособности того или иного банка, работающего в сегменте потребительского кредитования.

— Как все вышеперечисленные факторы успешного развития потребительского кредитования будут учтены в вашем банке?

— Что касается применимости вышеуказанных факторов к "Дельте", то ей будет проще входить в рынок, поскольку одним из партнеров банка выступит кредитный союз "Фаворит", имеющий сегодня сеть из 620 точек продаж во всех регионах Украины. За счет этого мы сможем быстро нарастить присутствие на рынке. За технологией дело также не станет: мы осознаем ее важность и инвестируем не только в приобретение современного банковского программного обеспечения, но и в разработку собственного.